Вторник
5 ДекСостоялась работа трека «Тьюторство как антропопрактика современного университета: индивидуализация и групповые (командные) процессы»
17 ноября 2017 года в рамках III Международной конференции HR тренд состоялась работа трека «Тьюторство как антропопрактика современного университета: индивидуализация и групповые (командные) процессы».
На секции обсуждалась практика вузовского образования как процесс «построения себя», характеризующийся развитием у представителей университетского сообщества (студентов, преподавателей, команд изменений) – субъективности, личного смысла деятельности и индивидуальных образовательных программ и тому, что близко «человеку университетскому»: ценность места, времени и содержания для самоанализа, для пробы и для практики мысли над собой (по М. Фуко).
Эксперт трека – Т.М. Ковалева, президент МРОО «Тьюторская ассоциация»
Модератор трека – Е.А. Суханова.
На секции обсуждались два доклада Томского государственного университета как базовой площадки. В первом докладе С.А. Степанова, заместителя директора НОЦ «Инновации в образовании» и координатора сетевых образовательных программ «школа-вуз» был представлен опыт построения системы тьюторского сопровождения талантливых абитуриентов в сетевом взаимодействии в различных программах и треках – предпринимательском, в LiberalArts, STEM-классе (второй год реализации проекта). Во втором докладе Н.С. Гулиус, доцента ИЭМ ТГУ, координатора лаборатории индивидуализации и тьюторства и координатора тьюторской службы ТГУ, был представлен кейс по запуску проекта тьюторского сопровождения первокурсников с высоким образовательным потенциалом (первый год реализации проекта).
В обоих докладах – и в работе с талантливыми школьниками и с первокурсниками с высоким образовательным потенциалом – были озвучены кейсы по тематическим тьюториалам: «места проявления, оформления и предъявления тьюторантом индивидуального образовательного запроса», «совместного с тьюторантом анализа ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса», «помощь в формировании и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП)».
Отдельно были проанализированы особенности взаимодействия школьников и студентов, имеющих опыт ИОП, в команде по реализации совместных проектов. Также в фокусе внимания были организационно-управленческие условия реализации ИОП в НИ ТГУ: сотрудничество с субъектами образовательной деятельности для создания условий, способствующих реализации ИОП, методическому обеспечению формирования и реализации ИОП в ТГУ (политика индивидуализации в ТГУ, стратегирование, изменение организационной структуры и систем, особым образом подготовленные сотрудники, навыки обеспечения индивидуализации, особый стиль коммуникаций).
Таким образом, потребность в тьюторской модели университета отвечает нутряной потребности «человека университетского» в ценности свободы определения своей стратегии развития и выборе своего пути развития. Проведенные в октябре 2017 года игры-погружения с первокурсниками ТГУ с высоким образовательным потенциалом показали актуальность такого пути развития для 10% от общего числа таких студентов, которые готовы выйти к реализации ИОП.
Поворот к студент-центрированной модели образования состоялся – в настоящий момент 8 университетов РФ вводят тьюторское сопровождение, формируя новую повестку современного университета – тьюторство как антропопрактику. В каком-тот смысле университет возвращает себе «университетово» – с 12-13 вв. университетское сообщество держалось на фигуре тьютора, который помогал формировать студенту свой уникальный маршрут в образовании. Время персонифицированного подхода диктует то же требование и в системе высшего образования сейчас.
Н.С. Гулиус
Доцент ИЭМ ТГУ
Координатор лаборатории индивидуализации и тьюторства
Координатор тьюторской службы НИ ТГУ
guliusn@yandex.ru
+7 952 880 77 05