Чебоксары вошли в содружество сообществ интерактивного вопрошания
 /  Последние новости / Проектный офис / Стратегические/сетевые проекты и инициативы МТА / Цифровая среда. Вопрошание / Чебоксары вошли в содружество сообществ интерактивного вопрошания

Чебоксары вошли в содружество сообществ интерактивного вопрошания

Завершился первый год одного из стратегических проектов МТА «Выращивание содружества сообществ, практикующих вопрошание», который координирует доцент дирекции образовательных программ МГПУ, со-координатор Лаборатории интерактивного вопрошания Вадим Карастелев.

Завершение годовой работы совпало с интенсивом «Забота о себе без гаджетов», которую проводили с 5 по 7 июля 2024 г. коллеги из Молодежки МТА и тьюторской продленки «На стороне ребенка» (Марина Поликарпова и Инесса Никитина) из г.Чебоксары.

Интенсив проводился в комфортабельных деревянных домиках на берегу пруда, недалеко от Волги в Чувашии. Тем, кто отдыхал в других домиках было поразительно смотреть, как 24 взрослых и трое детей не только не распивают алкогольные напитки, но и не матерятся, не пользуются смартфонами, а еще занимаются физическими упражнениями и учатся.

Семейные пары, дети которых посещают продленку составляли большинство участников интенсива, но к ним присоединились тьюторы: Дарья Макарова (г.Ижевск) и Елена Малиц (г.Саратов), а также федеральный эксперт МТА, психолог Лариса Антропянская (г.Томск).

Обо всем интенсиве напишут подробнее сами организаторы, а там было много интересного и важного от кулинарных мастер-классов и танцетерапии до скандинавской ходьбы и плетения браслетов. Важно, что программа интенсива делалась тьюторами совместно с родителями, которые предлагали в программу свои виды деятельности.

На интенсиве были представлены две сессии интерактивного вопрошания. Первая сессия представляла из себя игру «Спроси себя», где нужно было работать с карточками, на которых написаны вопросы. Изюминка состояла в том, что на вопросы надо было отвечать вопросами. Примеры вопросов на карточках: «Какие вопросы и от кого вас раздражают?»; «Какой вопрос и кому вам труднее всего было задать?»; «Какой вопрос вы не хотели бы получить из будущего?» и т.д. Это были задания для первого раунда, в котором участники неожиданно для себя обнаружили, что они не умеют задавать вопросы так, как им хотелось бы. Во втором раунде полученные вопросы надо было преобразовывать в три закрытых или в три открытых вопроса. Тут уже мозг, по словам участников, стал закипать, но окончательно закипел в третьем раунде, когда по озвученным ответам надо было догадаться, а каким был вопрос, записанный на карточке. В четвертом раунде были вопросы для родителей: «На какие вопросы от своего ребенка вы избегаете отвечать и почему?»; «Какие вопросы вы как родители обычно задаете своим детям? В какие необычные вопросы их можно перевести?» и т.д. В заключении участники уже сами придумывали новые вопросы для карточек, а также новые правила игры.

На второй сессии участникам было предложено сыграть в позиционное вопрошание (подробнее об этом см. книгу «Интерактивное вопрошание: как умение ставить собственные вопросы помогает развиваться») на актуальную для них тему. В результате голосования была выбрана следующая тема «Как научить ребенка слушать себя, а родителей — не проецировать свои желания на детей». Участники также выбрали роли (позиции, персонажи), с фокуса которых они будут вопрошать тему. Роли оказались такие: «Родители», «Друзья ребенка», «Тьюторы». Дополнительная роль, которая была привнесена ведущим, «Дух образования (воспитания)». Смысл этой роли в том, чтобы посмотреть через фокус идеального содержания – а как в принципе все должно быть.

Распределившись по группам, участники должны были обсудить и кратко записать: что хочет и чего больше всего боится их персонаж в связи с сформулированной темой и что больше всего непонятного в этом с точки зрения персонажа группы. Затем участники сформулировали и записали от группы хотя бы по одному вопросу другим персонажам. И, наконец, участники должны были выбрать амбассадора, который должен будет оставаться в группе и объяснять другим идеи.

Далее члены группы за исключением амбассадора посетили другие группы, прочли написанное другими участниками и сформулировали вопросы на прояснение непонятного. Задача заключалась в том, чтобы все участники могли прирасти вопросами, а не ответами.

Участники, вернувшись в свои группы должны были прочитать все вопросы и решить, что можно извлечь для понимания темы всей сессии из поставленных вопросов и кратко записать свой ответ. Обратите внимание, что обычно люди извлекают знания из ответов, а вот извлекать знание из вопросов достаточно непростое, но как выяснилось очень эвристическое занятие. На основе полученного материала участники должны были сформулировать не более 3 ключевых вопросов, от которых зависит решение проблемы и приготовиться обосновать свои вопросы. Затем участники делали выступления от групп и происходило обсуждение.

Отзывы участников после сессий интерактивного вопрошания: «Вопрос – двигатель прогресса», «Важно включить и пустить ребенка в обсуждение и научиться слушать его», «Родительство как партнерство с ребенком с важными, нужными и понятными для обоих сторон правилами», «Есть понимание как научить ребенка слушать себя», «Еще раз убедилась в значимости тьютора для становления профессии», «Образование себя через вопросы – ключ к разрешению задач», «А какой самый главный вопрос? Может как задать его себе».

Осмысление интенсива целесообразно проводить в рамке саморазвивающихся сообществ, которые сами определяют то, чему и как они хотят научиться, что им надо сделать, чтобы занять не пассивную, а проактивную позицию, т.е. стать агентами своего развития. Такие сообщества являются прообразами будущих практик, позволяющим людям развиваться. После интенсива некоторые участники решили попробовать новые формы коммуникации на основе интерактивного вопрошания с коллегами, другими родителями и детьми.

Related Posts

Цифровая среда. Вопрошание
Что может открыть работа с нейросетью и использование интерактивного вопрошания студентам магистратуры тьюторства (видео)

12 октября 2024 года, в рамках Дней науки Московского городского педагогического университета, прошла сессия под названием «Как искусственный

Последние новости, Цифровая среда. Вопрошание
Школа самоопределяемого образования: визитка проекта

Визитка проекта «Школа самоопределяемого образования» Контакты vprutin@gmail.com Руководитель – Вадим Евгеньевич Карастелев Краткое описание проекта Проект ориентирован на тех,

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК
  • Участникам дистанционного семинара в августе
    Межрегиональная тьюторская ассоциация. Официальные новости и материалы
  •    

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости