Четверг
11 ИюлЧебоксары вошли в содружество сообществ интерактивного вопрошания
Завершился первый год одного из стратегических проектов МТА «Выращивание содружества сообществ, практикующих вопрошание», который координирует доцент дирекции образовательных программ МГПУ, со-координатор Лаборатории интерактивного вопрошания Вадим Карастелев.
Завершение годовой работы совпало с интенсивом «Забота о себе без гаджетов», которую проводили с 5 по 7 июля 2024 г. коллеги из Молодежки МТА и тьюторской продленки «На стороне ребенка» (Марина Поликарпова и Инесса Никитина) из г.Чебоксары.
Интенсив проводился в комфортабельных деревянных домиках на берегу пруда, недалеко от Волги в Чувашии. Тем, кто отдыхал в других домиках было поразительно смотреть, как 24 взрослых и трое детей не только не распивают алкогольные напитки, но и не матерятся, не пользуются смартфонами, а еще занимаются физическими упражнениями и учатся.
Семейные пары, дети которых посещают продленку составляли большинство участников интенсива, но к ним присоединились тьюторы: Дарья Макарова (г.Ижевск) и Елена Малиц (г.Саратов), а также федеральный эксперт МТА, психолог Лариса Антропянская (г.Томск).
Обо всем интенсиве напишут подробнее сами организаторы, а там было много интересного и важного от кулинарных мастер-классов и танцетерапии до скандинавской ходьбы и плетения браслетов. Важно, что программа интенсива делалась тьюторами совместно с родителями, которые предлагали в программу свои виды деятельности.
На интенсиве были представлены две сессии интерактивного вопрошания. Первая сессия представляла из себя игру «Спроси себя», где нужно было работать с карточками, на которых написаны вопросы. Изюминка состояла в том, что на вопросы надо было отвечать вопросами. Примеры вопросов на карточках: «Какие вопросы и от кого вас раздражают?»; «Какой вопрос и кому вам труднее всего было задать?»; «Какой вопрос вы не хотели бы получить из будущего?» и т.д. Это были задания для первого раунда, в котором участники неожиданно для себя обнаружили, что они не умеют задавать вопросы так, как им хотелось бы. Во втором раунде полученные вопросы надо было преобразовывать в три закрытых или в три открытых вопроса. Тут уже мозг, по словам участников, стал закипать, но окончательно закипел в третьем раунде, когда по озвученным ответам надо было догадаться, а каким был вопрос, записанный на карточке. В четвертом раунде были вопросы для родителей: «На какие вопросы от своего ребенка вы избегаете отвечать и почему?»; «Какие вопросы вы как родители обычно задаете своим детям? В какие необычные вопросы их можно перевести?» и т.д. В заключении участники уже сами придумывали новые вопросы для карточек, а также новые правила игры.
На второй сессии участникам было предложено сыграть в позиционное вопрошание (подробнее об этом см. книгу «Интерактивное вопрошание: как умение ставить собственные вопросы помогает развиваться») на актуальную для них тему. В результате голосования была выбрана следующая тема «Как научить ребенка слушать себя, а родителей — не проецировать свои желания на детей». Участники также выбрали роли (позиции, персонажи), с фокуса которых они будут вопрошать тему. Роли оказались такие: «Родители», «Друзья ребенка», «Тьюторы». Дополнительная роль, которая была привнесена ведущим, «Дух образования (воспитания)». Смысл этой роли в том, чтобы посмотреть через фокус идеального содержания – а как в принципе все должно быть.
Распределившись по группам, участники должны были обсудить и кратко записать: что хочет и чего больше всего боится их персонаж в связи с сформулированной темой и что больше всего непонятного в этом с точки зрения персонажа группы. Затем участники сформулировали и записали от группы хотя бы по одному вопросу другим персонажам. И, наконец, участники должны были выбрать амбассадора, который должен будет оставаться в группе и объяснять другим идеи.
Далее члены группы за исключением амбассадора посетили другие группы, прочли написанное другими участниками и сформулировали вопросы на прояснение непонятного. Задача заключалась в том, чтобы все участники могли прирасти вопросами, а не ответами.
Участники, вернувшись в свои группы должны были прочитать все вопросы и решить, что можно извлечь для понимания темы всей сессии из поставленных вопросов и кратко записать свой ответ. Обратите внимание, что обычно люди извлекают знания из ответов, а вот извлекать знание из вопросов достаточно непростое, но как выяснилось очень эвристическое занятие. На основе полученного материала участники должны были сформулировать не более 3 ключевых вопросов, от которых зависит решение проблемы и приготовиться обосновать свои вопросы. Затем участники делали выступления от групп и происходило обсуждение.
Отзывы участников после сессий интерактивного вопрошания: «Вопрос – двигатель прогресса», «Важно включить и пустить ребенка в обсуждение и научиться слушать его», «Родительство как партнерство с ребенком с важными, нужными и понятными для обоих сторон правилами», «Есть понимание как научить ребенка слушать себя», «Еще раз убедилась в значимости тьютора для становления профессии», «Образование себя через вопросы – ключ к разрешению задач», «А какой самый главный вопрос? Может как задать его себе».
Осмысление интенсива целесообразно проводить в рамке саморазвивающихся сообществ, которые сами определяют то, чему и как они хотят научиться, что им надо сделать, чтобы занять не пассивную, а проактивную позицию, т.е. стать агентами своего развития. Такие сообщества являются прообразами будущих практик, позволяющим людям развиваться. После интенсива некоторые участники решили попробовать новые формы коммуникации на основе интерактивного вопрошания с коллегами, другими родителями и детьми.