Среда
24 Фев«Зимние университеты» – шаг к открытости образования
В начале февраля в Лицее №44 г. Чебоксары в рамках совместного проекта выпускников и старшеклассников ««Growing Lyceum» («Растущий лицей») снова прошли «Зимние университеты».
«Зимние университеты» – это уникальный образовательный формат. Во время каникул студенты (а теперь уже и магистранты) не просто приезжают и приходят в лицей. В течение двух дней выпускники читают школьникам подготовленные ими самими лекции. А на третий день проходит «Неформальная встреча»: выпускники рассказывают старшеклассникам о своих вузах, отвечают на волнующие школьников вопросы, касающиеся поступления, обучения, специфики представляемых ими высших учебных заведений. А те, кто уже завершил обучение, рассказывают о выбранных профессиях и работе по специальности.
За пять лет на «университетах» было прочитано 40 лекций, которые собрали в общей сложности более 1200 слушателей. Такая популярность не случайна, ведь старшеклассникам важен опыт личностного и профессионального самоопределения именно их поколения – тех, кто еще недавно сам был школьником.
Пятилетний опыт «Зимних университетов» стал предметом исследовательского интереса двух десятиклассниц – Ксении Х. и Елены П., активно работающих в школьной команде «Растущий лицей» и знающих процесс «изнутри». В фокусе исследования оказался принцип открытости, как одна из характеристик современного образования.
Хотя понятие открытости образования в педагогической науке пока еще продолжает формироваться, интерес к его осмыслению и созданию технологий открытого образования проявляется как в теории, так и в реальной образовательной практике. К этой проблеме неоднократно обращались и юные исследователи нашего лицея. Ей были посвящены, например, такие работы: «О роли самоопределения в образовании», «Портфолио: инструмент или культура?», «Индивидуальная образовательная программа – нацеленность на будущее», «Научное общество лицея – расширение ресурсов для самореализации», «Публичные слушания – возможная станция на образовательном маршруте», «Мастерская – место, где конструируется новое знание».
В этом году исследователей интересовал еще и такой аспект: насколько «Зимние университеты» выводят школьников за узкие рамки школьных предметов и насколько они ресурсны для формирования мета-навыков – «навыков будущего»?
Казалось бы, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, достаточно только посмотреть на темы лекций, предложенных выпускниками (студентами и магистрантами ЧГУ, МГУ, МЭУ, КФУ, НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ, ИТМО, СПбГУ) в 2021 году: «Университет – площадка возможностей», «Коротко о профессиях аналитика», «Как зарабатывать больше родителей уже в школе?», «Медиаиндустрия: как продают информацию», «PROject», «Как на нас влияет наше окружение?», «Open-talk: иди и смотри, или почему ты все еще не смотришь “хорошее” кино?», «Как быстро меняется мир, и как не отстать от прогресса?».
Но исследование не должно опираться на прецедент только одного года, поэтому авторы применили разработанную в свое время Г.Н.Прозументовой методику реконструкции инновационного опыта и проанализировали сотни накопленных за пять лет рефлексивных отзывов, которые по традиции оставляют слушатели лекций.
Наибольший интерес для исследователей представляли ответы на два вопроса: «Какое открытие Вы сегодня сделали?» и «Какой вопрос задали самому себе?».
Анализ отзывов показал, что на лекциях «Зимних университетов» возникает особая эмоциональная атмосфера – это атмосфера радости познания, интеллектуальных и личностных открытий. Слушателям открывается доступ к метафизическим ценностям, выходящим далеко за рамки школьных предметов. Происходит размышление над вызовами к образованию, порождение образовательного смысла. Видя в лице выпускников – почти сверстников – компетентных и успешных лекторов, школьники начинают задумываться о значении саморазвития. У слушателей активно формируется рефлексивная компетенция.
Для получения обратной связи авторы взяли интервью и у «лекторов». Анализ интервью показал, что «Зимние университеты» становятся ресурсными как для школьников, так и для выпускников в понимании образования, как «движения к образу будущего»: как практика самоопределения, как место самопрезентации, как ресурс для личностного роста.
Результатом исследования стали выявленные в образовательном формате «Зимних университетов» характеристики, свидетельствующие о реализации принципа открытости:
– проект реализуется по инициативе выпускников и школьников, они сами планируют и организуют данное образовательное событие, а педагоги на нем – уважаемые гости;
– проект обогащает образовательную среду лицея новыми, нетрадиционными образовательными форматами;
– поскольку мероприятия «Зимних университетов» проходят во внеурочное время, выбор участия в них всегда добровольный, но при этом ежегодно «Зимние университеты» собирают от 200 до 300 участников, что свидетельствует об их большой популярности среди школьников и студентов;
– замечено, что каждый раз среди участников «университетов» есть студенты, не обучавшиеся в лицее: это однокурсники выпускников, которые хотят поучаствовать в данном событии, потому что «много об этом слышали, но в наших школах ничего подобного не проводится».
Проведенное исследование показало и то, что «Зимние университеты» создают потенциал для формирования у молодежи различных мета-skills («навыков будущего») – таких как умение работать в команде, способность к саморазвитию, информационная и эмоциональная грамотность, критическое мышление, креативность, способность к рефлексии и др.
В ходе исследования выдвинутая авторами гипотеза о том, что «Зимние университеты» создают возможность для реализации принципа открытости, как одной из качественных характеристик современного образования, способствующего появлению и проявлению у молодежи субъектной позиции в собственном образовании, формированию «навыков будущего», в значительной степени подтвердилась.
Анализ, обобщение и интерпретация полученных в ходе исследования результатов позволили сделать важные выводы:
- «Зимние университеты» – пример создания места «личного присутствия» человека в системе образования, результат самоорганизации их участников, форма воплощения ими своих представлений о ценности и качестве образования.
- «Зимние университеты» – это мощный мотиватор для педагогов: когда в школу приходят успешные и благодарные выпускники, учителя видят результат своей работы.
- Пятилетний опыт организации «Зимних университетов» дает право говорить о том, что они способствуют формированию в лицее такой вариативной и открытой образовательной среды.
- Описанный инновационный опыт нашего лицея может быть полезным для других школ, разделяющих взгляд на образование как «создание образа себя, путь к достижению желаемого образа будущего».
Создавая сообщество «Growing Lyceum» («Растущий лицей»), выпускники заявили: «Мы твердо верим в то, что есть время брать и есть время отдавать. Мы по-настоящему благодарны нашему лицею за прекрасное образование и теперь сами готовы принести ему пользу, помогая вам, лицеистам, а значит, повышая ценность нашего лицея, его престиж! Growing Lyceum – это наша с вами возможность расти вместе, расти постоянно, расти во всех отношениях!»
Тьюторская стажировочная площадка в Лицее 44 существует уже несколько лет. Но, справедливости ради, надо ответить, что глобального интереса к технологиям и практикам тьюторства и индивидуализации со стороны взрослых участников образовательных отношений не наблюдается до сих пор. Сфера образования остается достаточно консервативной. Даже внедрение новых образовательных стандартов, на первое место ставящих достижение личностных и метапредметных результатов, пока не привело к сколько-либо кардинальным изменениям: учителя и родители детей традиционно нацелены на приоритет предметных результатов; школьники «закрепощены» подготовкой к ЕГЭ, как «путевке в жизнь»; образовательные учреждения в целом по-прежнему «рейтингуются» органами управления образованием, прежде всего, по таким показателям, как участие школ в грантовых проектах, результаты ГИА и предметных олимпиад.
В этой связи вопрос об открытости образования становится особенно значимым, и инновации в образовании можно (и нужно) связывать с использованием такого подхода, в котором делается «ставка» на вовлеченность, участие человека в изменение образовательного пространства. Как показывает жизнь, такую «ставку» надо делать на нашу молодежь – не только самую заинтересованную в открытости, но и готовую этот принцип реализовать.
Иванова Елена Николаевна,
педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары