«Зимние университеты» – шаг к открытости образования
 /  О Чувашском РО / Отделения / Региональные отделения МТА / Регионы / Члены региональных отделений МТА / Чувашия / «Зимние университеты» – шаг к открытости образования

«Зимние университеты» – шаг к открытости образования

В начале февраля в Лицее №44 г. Чебоксары в рамках совместного проекта выпускников и старшеклассников ««Growing Lyceum» («Растущий лицей») снова прошли «Зимние университеты».

«Зимние университеты» – это уникальный образовательный формат. Во время каникул студенты (а теперь уже и магистранты) не просто приезжают и приходят в лицей. В течение двух дней выпускники читают школьникам подготовленные ими самими лекции. А на третий день проходит «Неформальная встреча»: выпускники  рассказывают  старшеклассникам о своих вузах, отвечают на волнующие школьников вопросы, касающиеся поступления, обучения, специфики представляемых ими высших учебных заведений. А те, кто уже завершил обучение, рассказывают о выбранных профессиях и работе по специальности.

За пять лет на «университетах» было прочитано 40 лекций, которые собрали в общей сложности более 1200 слушателей. Такая популярность не случайна, ведь старшеклассникам важен опыт личностного и профессионального самоопределения именно их поколения – тех, кто еще недавно сам был школьником.

Пятилетний опыт «Зимних университетов» стал предметом исследовательского интереса двух десятиклассниц – Ксении Х. и Елены П., активно работающих в школьной команде «Растущий лицей» и знающих процесс «изнутри». В фокусе исследования оказался принцип открытости, как одна из характеристик современного образования.

Хотя понятие открытости образования в педагогической науке пока еще продолжает формироваться, интерес к его осмыслению и созданию технологий открытого образования проявляется как в теории, так и в реальной образовательной практике. К этой проблеме неоднократно обращались и юные исследователи нашего лицея. Ей были посвящены, например, такие работы: «О роли самоопределения в образовании», «Портфолио: инструмент или культура?», «Индивидуальная образовательная программа – нацеленность на будущее», «Научное общество лицея – расширение ресурсов для самореализации», «Публичные слушания – возможная станция на образовательном маршруте», «Мастерская – место, где конструируется новое знание».

В этом году исследователей интересовал еще и такой аспект: насколько «Зимние университеты» выводят школьников за узкие рамки школьных предметов и  насколько они ресурсны для формирования мета-навыков – «навыков будущего»?

Казалось бы, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, достаточно только посмотреть на темы лекций, предложенных выпускниками (студентами и магистрантами ЧГУ, МГУ,  МЭУ, КФУ, НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ, ИТМО, СПбГУ) в 2021 году: «Университет – площадка возможностей», «Коротко о профессиях аналитика», «Как зарабатывать больше родителей уже в школе?», «Медиаиндустрия: как продают информацию», «PROject», «Как на нас влияет наше окружение?», «Open-talk: иди и смотри, или почему ты все еще не смотришь “хорошее” кино?», «Как быстро меняется мир, и как не отстать от прогресса?».

Но исследование не должно опираться на прецедент только одного года, поэтому авторы применили разработанную в свое время Г.Н.Прозументовой методику реконструкции инновационного опыта и проанализировали сотни накопленных за пять лет рефлексивных отзывов, которые по традиции оставляют слушатели лекций.

Наибольший интерес для исследователей представляли ответы на два вопроса: «Какое открытие Вы сегодня сделали?» и «Какой вопрос задали самому себе?».

Анализ отзывов показал, что на лекциях «Зимних университетов» возникает особая эмоциональная атмосфера – это атмосфера радости познания, интеллектуальных и личностных открытий. Слушателям открывается доступ к метафизическим ценностям, выходящим далеко за рамки школьных предметов. Происходит размышление над вызовами к образованию, порождение образовательного смысла. Видя в лице выпускников – почти сверстников – компетентных и успешных лекторов, школьники начинают задумываться о значении саморазвития. У слушателей активно формируется рефлексивная компетенция.

Для получения обратной связи авторы взяли интервью и у «лекторов». Анализ интервью показал, что «Зимние университеты» становятся ресурсными как для школьников, так и для выпускников в понимании образования, как «движения к образу будущего»: как практика самоопределения, как место самопрезентации, как ресурс для личностного роста.

Результатом исследования стали выявленные в образовательном формате «Зимних университетов» характеристики, свидетельствующие о реализации принципа открытости:

– проект реализуется по инициативе выпускников и школьников, они сами планируют и организуют данное образовательное событие, а педагоги на нем – уважаемые гости;

– проект обогащает образовательную среду лицея новыми, нетрадиционными образовательными форматами;

– поскольку мероприятия «Зимних университетов» проходят во внеурочное время, выбор участия в них всегда добровольный, но при этом ежегодно «Зимние университеты» собирают от 200 до 300 участников, что свидетельствует об их большой популярности среди школьников и студентов;

– замечено, что каждый раз среди участников «университетов» есть студенты, не обучавшиеся в лицее: это однокурсники выпускников, которые хотят поучаствовать в данном событии, потому что «много об этом слышали, но в наших школах ничего подобного не проводится».

Проведенное исследование показало и то, что «Зимние университеты» создают потенциал для формирования у молодежи различных мета-skills («навыков будущего») – таких как умение работать в команде, способность к саморазвитию, информационная и эмоциональная грамотность, критическое мышление, креативность, способность к рефлексии и др.

В ходе исследования выдвинутая авторами гипотеза о том, что «Зимние университеты» создают возможность для реализации принципа открытости, как одной из качественных характеристик современного образования, способствующего появлению и проявлению у молодежи субъектной позиции в собственном образовании,  формированию «навыков будущего», в значительной степени подтвердилась.

Анализ, обобщение и интерпретация полученных в ходе исследования результатов позволили сделать важные выводы:

  • «Зимние университеты» – пример создания места «личного присутствия» человека в системе образования, результат самоорганизации их участников, форма воплощения ими своих представлений о ценности и качестве образования.
  • «Зимние университеты» – это мощный мотиватор для педагогов: когда в школу приходят успешные и благодарные выпускники, учителя видят результат своей работы.
  • Пятилетний опыт организации «Зимних университетов» дает право говорить о том, что они способствуют формированию в лицее такой вариативной и открытой образовательной среды.
  • Описанный инновационный опыт нашего лицея может быть полезным для других школ, разделяющих взгляд на образование как «создание образа себя, путь к достижению желаемого образа будущего».

Создавая сообщество «Growing Lyceum» («Растущий лицей»),  выпускники заявили: «Мы твердо верим в то, что есть время брать и есть время отдавать. Мы по-настоящему благодарны нашему лицею за прекрасное образование и теперь сами готовы принести ему пользу, помогая вам, лицеистам, а значит, повышая ценность нашего лицея, его престиж!  Growing Lyceum – это наша с вами возможность расти вместе, расти постоянно, расти во всех отношениях!»

Тьюторская стажировочная площадка в Лицее 44 существует уже несколько лет. Но, справедливости ради, надо ответить, что глобального интереса к технологиям и практикам тьюторства и индивидуализации со стороны взрослых участников образовательных отношений не наблюдается до сих пор.  Сфера образования остается достаточно консервативной. Даже внедрение новых образовательных стандартов, на первое место ставящих достижение личностных и метапредметных результатов, пока не привело к сколько-либо кардинальным изменениям: учителя и родители детей  традиционно нацелены на приоритет предметных результатов; школьники «закрепощены» подготовкой к ЕГЭ, как «путевке в жизнь»;  образовательные учреждения в целом по-прежнему «рейтингуются» органами управления образованием, прежде всего, по таким показателям, как участие школ в грантовых проектах, результаты ГИА и предметных олимпиад.

В этой связи вопрос об открытости образования становится особенно значимым, и инновации в образовании можно (и нужно) связывать с использованием такого подхода, в котором делается «ставка» на вовлеченность, участие человека в изменение образовательного пространства. Как показывает жизнь, такую «ставку» надо делать на нашу молодежь – не только самую заинтересованную в открытости, но и готовую этот принцип реализовать.

Иванова Елена Николаевна,

педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости