ТЬЮТОРЫ ПРИМОРСКОГО РО (ДВЦРТП) – АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИЙ МТА
 /  Приморский край / ТЬЮТОРЫ ПРИМОРСКОГО РО (ДВЦРТП) – АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИЙ МТА

ТЬЮТОРЫ ПРИМОРСКОГО РО (ДВЦРТП) – АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИЙ МТА

Впечатления о IV Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: экосистемный взгляд на новые грамотности» (МГПУ, 21-22 апреля 2021 года) 

Белан Наталья, Лавриненко Татьяна

Конференция произвела впечатление нестандартностью своего содержания. В Первом треке «Новые грамотности в экосистеме непрерывного образования: очевидные и неочевидные вызовы» прозвучала заявка на осмысление феноменов «экосистема непрерывного образования» и «формирование новой грамотности» в докладе Игоря Реморенко, ректора МГПУ (Россия) «Что могут значить новые грамотности для системы непрерывного образования?»

В осмыслении экосистемного подхода в образовании для нас исключительно важными были выступления Кирилла Баранников (МГПУ, Россия) «Неожиданные контексты университетов и школ для новых грамотностей»; Вадима Марковича Розина (Институт философии РАН, Россия) «Экосистемный подход как один из путей и способов обновления и трансформации современного образования»; Юрия Троицкого (РГГУ, Школа антропологии будущего РАНХИГС, Россия) «Экосистемность непрерывного образования в антропологической перспективе: от Homo Sapiens к Homo investigans».

Традиционно понятие «грамотность» относится к обретению способности читать, писать и считать, и применять их в жизни. В современном узком смысле грамотность – это способность общаться с миром, понимать его сигналы и обрабатывать информацию. Таким образом, грамотность позволяет осваивать новые компетентности. Ряд экспертных организаций расширяет трактовку грамотности, представляя ее как «способность человека анализировать, рассуждать и эффективно общаться при постановке, решении и интерпретации задач в повседневной жизни в различных предметных областях» (Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности).

Сегодня, в изменяющемся мире, появилось множество видов «новой грамотности» (более пятидесяти: гражданская, правовая, финансовая, экологическая, медицинская, статистическая и др.); грамотность не воспринимается как исключительно когнитивный навык, который человек приобретает и применяет, она встраивается в социальный и культурный контекст, поскольку с изменением технологий и общества меняется содержание грамотности:

инструментальная грамотность – способность человека использовать

знаковые системы и инструменты коммуникации в разных ситуациях и контекстах; она не ограничена какой-либо сферой деятельности и является универсальной;

предметная грамотность – это базовые практические знания в определенных областях современной жизни, без которых также невозможно функционирование человека в современной цивилизации.

Таким образом, современным содержанием грамотности является способность человека действовать в рамках социальной практики, сформированной контекстом.

Во втором треке «Идея экосистемности и образ будущего образования», на наш взгляд, был предельно содержателен доклад Елены Анатольевны Сухановой (директор Института образования НИ ТГУ, Россия), которая представила университет оператором становления образовательной экосистемы региона, направленной на результаты и эффекты появления новых грамотностей у субъектов образования. Доклад впечатлил своей научно-практической направленностью.

Второй день конференции «Экосистемный подход в практике работы с новыми грамотностями (кейсы)» был насыщен практиками, мастер-классами.  Отмечаем только те доклады, мастер-классы, на которых удалось побывать: доклад Марины Шалашовой (Институт непрерывного образования МГПУ, Россия) «Практики экосистемного подхода в системе непрерывного образования (из опыта МГПУ)» и Сетевую мастерскую: тьюторское сопровождение в экосистеме современного российского вуза Андрей Теров (МГПУ, Россия) и Наталья Красовская (РАНХиГС, Россия).

На наш взгляд, конференция дала участникам возможность погружения в те глобальные смысловые вопросы, которые, надеемся, решает для себя каждый, работающий в системе образования с детьми или взрослыми, с позиции антропологического подхода, ключевого в развитии тьюторства в образовании.

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости