Страх блокирует творческую деятельность детей
 /  Приморский край / Страх блокирует творческую деятельность детей

Страх блокирует творческую деятельность детей

Астахова Ольга магистр педагогики, член МТА, член Всероссийского клуба «Учитель года» и регионального клуба «Приморский пеликан», эксперт регионального конкурса наставнических практик «Формула успеха 2023»

Каждый заботливый родитель желает, чтобы в процессе образования (будь это урочная или внеурочная деятельность) их ребенок показывал высокие результаты, что позволит гордиться его успехами и достижениями. Найти «рецепт», по которому можно будет обучать детей проявлять свои способности, раскрывать талант – одна из задач программы «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». Таким образом, ребенок находится в центре образовательной системы, основной целью которой является создание условий для гармоничного развития и обучения, благодаря которым этот талант раскроется. Конечно, процесс работы с учащимся, должен быть непрерывным, поэтому тьюторское сопровождение родителей – один из важнейших компонентов успешности ребенка.
Как оказалось, ни все родители желают принимать участие в образовательном процессе, так, например, в классе из 28 учащихся начальной школы, согласны на тьюторское сопровождение:
• только в урочной деятельности – 15% родителей;
• в урочной и внеурочной деятельности – 30% родителей.
Не желают участвовать, но ждут высоких результатов и раскрытия талантов своего ребенка в образовательном учреждении – 55% родителей.
Таким образом, «успешность» ребенка, как результат обучения в образовательном учреждении, ожидают все родители, а прикладывает совместные усилия для её достижения только треть.
Процесс тьюторского сопровождения родителей неразрывно связан с тьюторским сопровождением самого учащегося, так как в данном случае ведется работа над достижением единой цели. Например, победа в конкурсе, успешное выступление с проектом на конференции, заучивание большого объема материала в короткий промежуток времени.
Как только совместная цель определена, для родителей выбираются приемы работы, с учетом возможностей и уровнем подготовки ребенка, закрепляющие его знания и умения. Таким образом, родитель выполняет следующие функции:
• контролирующая (своевременное выполнение ребенком заданий);
• закрепляющая (повторение конкурсного/учебного материала);
• поддерживающая (эмоциональная поддержка и психологический комфорт ребенка).
Поддерживающая функция является ведущей, так как формирует эмоциональный настрой ученика, который осознает, что его внеурочная деятельность значима, принимается и поддерживается родителем, важна также, как и успешное обучение.
Учащиеся, чьи родители получают тьюторское сопровождение в урочной и внеурочной деятельности, находятся в состоянии эмоциональной близости. Совместно переживают на конкурсах, конференциях и выступлениях, что укрепляет детско-родительские отношения. Это благоприятно влияет на восприятие учеником новой информации, он испытывает низкий уровень тревожности, его страхи в изучении нового различной степени сложности материала значительно ниже или отсутствуют вовсе.
Совершенно иная ситуация у детей, чьи родители интересуются только уроками или вовсе не прилагают никаких усилий, ожидая результатов. Страх блокирует творческую деятельность, отличник становится «зубрилой» в погоне за оценками. Отсутствие практики во внеурочной деятельности, опыта участия в конкурсах, конференциях, различных образовательных событиях, направленных на развитие умения общения, обмен мыслями, лишает ребёнка возможности развиваться. Всё это результат отказа родителей от участия во внеурочной деятельности, нацеленных на максимальные баллы в ВПР и экзаменах.
Результаты в образовательной деятельности стали выше у учеников, чьи родители полностью вовлечены в урочную и внеурочную деятельность, поддерживают детей, сопровождают на мероприятиях, конкурсах, конференциях и театральных выступлениях. Так, участие во внеурочной деятельности положительно отразилось на их успеваемость, возросла способность запоминать большие объёмы текста (стихотворение, проза) за короткий временной промежуток. Речь стала грамотнее, увеличился словарный запас, повысилась внимательность на уроках. Ученики стали задавать уточняющие вопросы, вступать в диалог с учителем, дискутировать с одноклассниками. Отличники, участвующие во внеурочной деятельности, при ошибках в работе адекватно воспринимают оценку «хорошо», вместо «отлично». В то же время, отличники, не принимающие участие в мероприятиях, болезненно реагируют на малейшую ошибку, боятся ответить неправильно, избегают публичных выступлений.
Тьюторское сопровождение родителей, вовлечение в образовательный процесс – это важнейший компонент подавления страхов, блокирующих творческую деятельность их детей.
Успех каждого ребёнка зависит от поддержки родителей.

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости