Магистратура глазами студентов: ресурсы тьюторской магистратуры
 /  Тьюторская магистратура / Магистратура глазами студентов: ресурсы тьюторской магистратуры

Магистратура глазами студентов: ресурсы тьюторской магистратуры

В магистратуре для нас, студентов, есть много разных возможностей. Сначала это даже пугает. Конференции, конкурсы, тьюториалы, практики… Как тут не запутаться, как не упустить важное?

В конкурс на стипендию им. Потанина я буквально запрыгнула в последний вагон. Хотя нам заранее дали явки-пароли, готовьтесь, кто хочет. Но за горой учёбы я вспомнила о дедлайне за неделю и затем в поте лица собирала все справки и ночами писала эссе.

Международная конференция по тьюторству — это отдельное событие. Мы, первокурсники, были модераторами секций, это требовало большего включения, даже если ты не выступаешь. Погружённость лишь усиливает интерес, и я была рада поучаствовать не только в секции, которую модерировала, про одарённых детей у Татьяны Михайловны Митрошиной, но и послушать пленарные доклады, и доклады других школ, от Москвы до Якутии.

И вот сейчас разворачивается ещё одна возможность, которая, правда, для нас, первокурсников, даётся в добровольно-принудительном порядке)). Это конкурс “Тьютор года”. О нём расскажу подробнее.

Вообще в него допускаются только москвичи, но магистранты очной магистратуры МГПУ по умолчанию тоже считаются жителями нашей столицы. Поэтому мы в первых рядах. Если коротко, то конкурс состоит из трёх этапов: 1) описать свой кейс; 2) представить замысел тьюториала/проекта; 3) прислать видеозапись этого тьюториала. Кроме того, в конкурсе есть часть для всех — это прямые эфиры с экспертами все два месяца. Из того, что уже было, хочу сказать, что это очень крутые и достойные эфиры с полезной практической, в чём-то новаторской информацией от топовых экспертов и увлечённых людей в тьюторстве. Я была на многих и не пожалела.

Почему же нас обязали участвовать в этом конкурсе? По словам преподавателей, это даёт нам большие возможности и прокачать себя, и познакомиться с экспертами и тьюторским сообществом.

Теперь о своём движении по конкурсу. Я поняла: чтобы мне было интересно и полезно, я должна вписать этот конкурс в свой план. Чтобы наработки конкурса пригодились мне в моей работе.

Задача казалась сложной. К счастью, у нас на курсе есть тьютор, Лилия Абдуллина, и я обратилась к ней с запросом — хочу выстроить концепцию конкурса так, чтобы мне было полезно. И картинка начала складываться. Я некоторое время ещё походила, посмаковала идеи, которые мы обсуждали. Посомневалась, брать ли мне уже успешный опыт или тот, в котором я хочу развиваться. И буквально в последний день оформила и отправила кейс на тему “Самоопределение тьютора”.

Через несколько дней мне пришло письмо, что я прошла на следующий этап. И затем на ватсап упала краткая обратная связь от экспертов. Честно, она была слишком краткая… Но переживать было некогда: время готовиться ко второму этапу.

Итак, далее я должна представить частично реализованный проект и его замысел. Непростая задача. Мне пришлось приложить немало рефлексивных мозгов, чтобы осознать, про что именно из своего опыта я могу рассказать на конкурсе как про проект. В итоге я продолжила тему “Самоопределение тьютора”, подготовила и отправила презентацию, а сегодня на зум-конференции участников второго этапа рассказала о своём замысле экспертам. Выступила вроде неплохо, оценки будут завтра.

После представления проектов мы с нашим курсом созванивались и обменивались впечатлениями по конкурсу “Тьютор года”. Плюс до этого много обсуждали в чате. Хочу здесь поделиться своими мыслями и мыслями своих одногруппников.

Что хорошего в этом конкурсе — так это сама ситуация участия, которая мобилизует. Пока я думала над своими рабочими задачами в проектном ключе, то увидела, как это может развернуться дальше и к каким результатам я могу прийти осознанно, а не просто как к побочному эффекту. Ну, и одна из граней моего позиционирования “тьютор для тьюторов” утвердилась, благодаря подготовке ко второму этапу.

Некоторые коллеги отметили, что для них ресурсным стало тьюторское сопровождение командой Лады Игоревны Лазаревой, которое как дополнительную опцию могли выбрать участники и конкурсанты.

Также одногруппникам было интересно послушать выступления разных участников из разных школ (“Летово”, “Новая школа”, “Еврогимназия” и др.), повращаться в этом сообществе, узнать, что у кого происходит, с какими проблемами сталкиваются, как решают. Было ценно, что некоторые эксперты задавали продвигающие вопросы, которые оказались полезны в том числе для нашей «больной» темы — выпускной квалификационной работы. Вообще достаточно вдохновляющее мероприятие, если не считать некоторых недочётов — куда ж без них.

Из недостатков сама идея обязательного участия показалась одногруппникам не очень соответствующей тьюторской модели магистратуры. Другой вопрос был у коллег, как отбирали начинающих тьюторов в одноимённую номинацию, ведь некоторые считали себя таковыми даже после трёх лет практики. Но тогда у тех, кто реально совсем начинает, а это многие из нашего курса, как будто не было шанса.

С обратной связью тоже не всё получилось гладко: за неимением времени из классического “бутерброда” некоторым конкурсантам предлагали только “котлету”, а ведь так хочется попробовать и “булку” в развивающей поддерживающей среде…

Вообще вопрос организации и управления в тьюторском сообществе, как мне кажется, требует особого внимания и развития. Возможно, имеет смысл отдельно готовить тьюторов с менеджерскими компетентностями (или менеджеров с тьюторскими)), которые бы помогли выстроить всё круто и на практике реализовывать основной принцип тьюторства — “заботы о себе”.

Хотя обратная связь от участников, кто участвовал в “Тьюторе года” второй раз, говорит о позитивной тенденции — что в этом году всё организовано на порядок выше. Чего только стоят прямые эфиры с экспертами, о которых я упоминала. Плюс ещё твёрдая рука Дмитриевой Анны, которая держит весь процесс, постоянно напоминает о событиях и сроках, шлёт отчёты, дайджесты, презентации, рулит в Зуме — это, конечно, вызывает уважение.

В заключение я всё-таки хочу поблагодарить всех, кто приложил руку и к конкурсу, и к другим ресурсам, которыми мы можем бесплатно пользоваться. Насколько я понимаю, многое делается на волонтёрских началах, а это уже говорит о том, что экспертам и участникам тьюторского сообщества важно развивать идеи тьюторства и нести их дальше в мир. И это главное.

Ульяна Тужилина, магистрантка 1 курса тьюторской магистратуры МГПУ

Мои ТГ-каналы:

«Непопулярная профориентация»

«Тьюторская служба»

Координатор страницы Тьюторской магистратуры

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

alliliya2@yandex.ru

  • К.п.н., руководитель отдела дошкольного образования Института системно-деятельностной педагогики, свободный тьютор тьюторской магистратуры МГПУ.

  • Визитка РО

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости