Пятница
23 ОктСо-бытие в жизни младшего школьника. (Записки учительницы с тьюторской позицией).
Токмакова Евгения Михайловна,
учитель начальной школы,
выпускница магистратуры
Дальневосточного федерального университета,
программа
«Тьюторское сопровождение в образовании»
Каждый из нас, прежде чем присвоить знание, понять суть явления, пропускает его через себя. Человек помнит всю жизнь то, что преодолел, постиг, пережил сам. И совсем не то, что ему предложили другие в виде истины.
Значительную часть своей жизни ребёнок проводит в школе. Важно, чтобы именно в этот период произошло становление его личности, чтобы он научился делать выбор и нести за него ответственность.
Важнейшим требованием государства, сформулированным во ФГОС, является сформированность у учеников универсальных учебных действий, то есть способности человека к самосоврешенствованию через усвоение нового социального опыта. Одним из показателей развития человека могут быть личностные УУД. Именно личностные УУД позволяют ребёнку ориентироваться в социальной среде, межличностных отношениях, определять смысл явлений, поступков, делать выбор и отвечать за него, оценивать окружающий мир с нравственно-этической точки зрения. Также современному ученику жизненно необходимо уметь ставить перед собой цели, находить способы её достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Сегодня таким важным серьёзным шагом в развитии ребёнка, в формировании его внутреннего мира, должно стать событие.
Чем событие отличается от любого другого мероприятия, проходящего в школе?
Во-первых, событие неформально, это настоящее дело.
Событие начинается с самого ребёнка, оно лежит в сфере его интересов.
Событие состоится лишь для того ребёнка, который его прочувствовал и, вследствие этого, присвоил знание, умение, отношение к явлению, объекту.
Вот что о событии пишут ученые.
По утверждению Даниила Борисовича Эльконина, событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть, событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Образовательные события происходят ради формирования определённых техник работы, помогающих осваивать пространства неизвестного – не лежащего в опыте и неосмысленного опыта. Событие несёт функцию сопровождения человека в обозначенной теме, её проживания и переживания, пропускания через себя, когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые. Через переосмысление себя переосмысливается и другой, как тот, без которого не может быть тебя в новом качестве. Люди вместе входят в пространство совместных переживаний, играют на одном поле. В философии Михаила Михайловича Бахтина событие рассматривается как со-бытие, то есть совместное бытие. Именно совместное переживание происходящего создаёт возможность сопоставить различные позиции и точки зрения в ходе совместного обсуждения случившегося.
Образовательное событие – это пространство для соизмерения, поиска идентичности, самоопределения, мера себя, координаты и параметры действия и мышления, собственные границы и пределы не явлены нам натурально, мы можем их испытывать и преодолевать, лишь взаимодействуя и познавая другое. Событие позволяет осуществить это взаимодействие через целенаправленное действие – самоопределения, соотношения себя с другими, задавание вопросов, поиски ответов на них, определение своего места в теме. Таким образом, задаются рамки, своего рода, маяки, которые указывают нам, через что мы можем воспринимать и понимать другого.
В 3 классе «А» я попыталась организовать событие под названием «Мой Пушкин».
Подготовительный этап включал в себя совместные с детьми действия.
Я рассказала детям о возможности заочно пообщаться с человеком или персонажем, который им интересен. Я уточнила, что можно встретиться с представителями творческих профессий, учёными, изобретателями, героями мультфильмов, кинофильмов, телепередач и т.д.
Ребята, назвали тех, с кем им хотелось бы повстречаться. Всех тех, кто интересен детям, мы разбили на три группы. В первой группе оказались самые разнообразные герои мультсериалов, во второй группе – родственники, а в третьей – А С. Пушкин, И. С. Бах и Ю.А. Гагарин. В ходе обсуждения дети пришли к выводу, что с реальными людьми, которые жили раньше, встретиться было бы интереснее, чем с героями мультиков. Один из доводов, которые высказали дети, звучал так: «Человек, который жил раньше нас, наверное, должен сделать, что-то выдающееся, чтобы люди помнили его». Ребята проголосовали с помощью жетончиков за одного из знаменитых людей, при этом они обосновывали свой выбор. Им предстояло выбрать либо Пушкина, либо Баха, либо Гагарина.
В завершении подготовительного этапа дети сами определили, что хотят встретиться с Александром Сергеевичем Пушкиным. Дети отдали ему преобладающее большинство голосов.Ребята высказались, что самый реальный способ понять писателя – это прочитать его произведения. Каждый ученик сам назвал ту сказку Пушкина, которую он хотел бы перечитать ещё раз. Таким образом, ученики класса разбились на пять групп. Детей каждой группы сближал интерес к одной и той же сказке. Дети несколько дней перечитывали выбранные ими сказки.
На встречах ребята объясняли друг другу, почему они выбрали ту или иную сказку. Также рассказывали, какой эпизод сказки запомнился им больше всего. При этом, дети высказывались не только о самих литературных фрагментах, но и почему они их выбрали. Таким образом, дети не просто цитировали А. С. Пушкина, но каждый из них высказывал своё отношение к отрывку из сказки. Все эти действия учеников были самостоятельны, осознаны, осмыслены. Дети заинтересованно отнеслись к происходящему, сопереживали героям сказок, эмоционально проживали каждый эпизод. Таким образом возникло СО-БЫТИЕ.
Одновременно дети зафиксировали трудности, с которыми им пришлось столкнуться при чтении произведения, при вычленении из текста фрагментов, которые вызвали у них положительные либо отрицательные чувства. Во-первых, ребёнок самостоятельно зафиксировал затруднение, потом сделал следующий шаг – осмыслил трудность и определил способ преодоления трудности.
Все затруднения, которые зафиксировали дети, можно выделить в четыре группы – в мышлении, деятельности, общении, коммуникации.
Вот перечень тех, затруднений, которые обозначили сами дети.
В мышлении:
Мне было трудно
– понимать некоторые слова и фразы;
– представить некоторых героев – как они выглядели в реальности, во что были одеты, как общались;
– задать вопрос по тексту;
– понять, почему герои поступали так или иначе.
В деятельности:
Мне было трудно:
– читать;
– изобразить героя;
– изобразить сюжет из сказки.
В общении:
Мне было трудно:
– слушать других и не перебивать;
– высказаться перед другими;
– спорить;
– доказать свою точку зрения;
– говорить, чтобы тебя слушали другие.
В коммуникации:
Мне было трудно
– найти печатную книгу;
– самостоятельно открыть книгу через ноутбук;
– читать через телефон, планшет;
– слушать аудиокниги.
Для того, чтобы дети сумели более точно определить затруднения, которые возникли у них при изучении произведений, мною был использован метод неоконченных предложений. Например, «Мне было бы легче познакомиться с произведением, если бы я умел….». Дети заканчивали данную мысль, а мною их ответы обобщались. Вот некоторые из них. «… читать быстро, читать долго, найти запись сказки в интернете и прослушать её, найти книгу».
Во время работы над сказкой, у детей возникали вопросы. Круг этих вопросов касался сюжетной линии произведения, героев, персонажей сказок, особенностей жизни людей в этот временной период.
Привожу примеры таких вопросов.
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
Алина Ващенко формулирует вопрос: «Почему старуха не могла остановиться в своих желаниях? Сожалела ли старуха, что так беспредельно жадничала?»
- «Сказка о Золотом Петушке».
София Миронычева: «Почему Петушок не пожалел царя и клюнул его в лоб?»
Даша Агибалова: «Почему сыновья погибли? Почему дощло до того, что два брата вонзали друг в друга мечи?»
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Настя Дмитриева: «Почему поп не оплатил труд Балды?»
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Настя Крузман: «Почему мачеха, жена царя отравляла свою падчерицу, царевну? Ведь она была замужем за царём, красива, богата. Почему ей не жилось спокойно?»
- Сказка о царе Салтане
Алиса Ванюшина: «Почему никто из окружающих не заступился за царицу и её сына, когда их заточали в бочку и бросали в море? Ведь все видели, что царица абсолютно здорова и красива и ребёнок – нормальный крепкий малыш?»
Настя Печёнкина: «Почему царь Салтан не сразу принял приглашение Гвидона посетить остров? Почему он слушал злых родственниц? Он что, не разбирался в людях, был несамостоятелен?»
Аня Тарабарова: «Почему зависть охватила сестёр? Почему они не порадовались за сестру, когда она вышла замуж за царя и родила ему сына?»
Когда дети формулировали подобные вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа, можно утверждать, что в вопросе они высказали своё отношение к происходящему в сказках. И это ценно.
Дети, у которых возникли вопросы, перечитали сказку ещё раз, и попробовали ответить на него, который у них возник при помощи рисунков. После этого ученик озвучил свой вопрос другим, а одноклассники пытались ответить на него, глядя на рисунок. Затем дети обсудили, совпадает ли их мнение с мнением автора рисунка.
Таким образом, дети в ходе события имели возможность неоднократно самостоятельно выбирать, принимать решения.
- Дети выбрали выдающегося человека, с которым они хотели бы встретиться.
- Дети сами выбрали форму общения с поэтом А.С. Пушкиным через произведения.
- Дети сами выбирали сказки, которые будут читать.
- Дети сами давали оценку тем или иным отрывкам из произведений.
- Дети самостоятельно зафиксировали трудности, с которыми им пришлось столкнуться в ходе изучения произведения
- Дети сами определили способ преодоления трудностей.
- Дети самостоятельно формулировали вопросы, возникшие по ходу чтения сказки, и сами искали ответы на свои вопросы.
- Дети сами решили, что проиллюстрируют вопрос и ответ, то есть, выбрали способ, при помощи которого они могут представить вопрос и ответ другим.
Кульминацией, самым ярким результатом события стало рефлексивное эссе, которое написал каждый ребёнок. Учитываем возраст детей, которые лишь учатся такому сложному внутреннему действию, как рефлексия. Детям, которым сложно было сформулировать своё отношение к сюжетным линиям сказок, подспорьем служил такой план, опираясь на который, они смогли написать эссе.
- Кто герои сказки?
- Кто из героев запомнился тебе больше всего?
- Чем запомнились тебе именно эти герои?
- Опиши сюжет, который показывает героя наиболее ярко.
- Какие качества помогали герою в тех или иных ситуациях?
- Какие качества мешали герою достигать цели?
- Какими качествами вы бы наделили героя? Для чего вы бы это сделали?
- Если бы ты был автором сказки, чтобы ты изменил в ней?
- Как ты думаешь, что стало бы со сказкой?
- Что важного ты хочешь ещё сказать по поводу произведения?
События бывают разного масштаба. Следующий пример это продемонстрирует. На одном из уроков литературного чтения я задала на дом выучить любое стихотворение о зиме. После урока ко мне обратился Федя Диков. Федя рассказал о том, что пробует писать стихи и показал стихотворение на заданную тему. Федя сам высказался, что стихотворение звучит недостаточно ритмично. Он поменял местами четверостишия, заменил два слова и стих зазвучал по-новому. Моя задача заключалась лишь в том, чтобы поддержать Фёдора в его литературных пробах. На следующий день на уроке чтения состоялась поэтическая премьера. Я представила Фёдора как автора стихотворения. Он продекламировал удивлённым детям стих. Для Феди публичное представление стихотворения стало событием. Он сам попробовал писать стихотворения, сам решился посоветоваться с учителем, сам отредактировал стих, сам выступил со своим произведением перед другими. Публика, аплодисменты в данном случае вторичны, первичным же является то, Фёдор преодолел себя, попробовал свои силы в новой интеллектуальной деятельности и был успешен. В дальнейшем мы с Фёдором составили карту трудностей и наметили путь их преодоления.
В заключение приведу пример из собственной биографии. Я шестиклассница. На уроке биологии учительница обратилась к классу с вопросом: «Какая связь между неживой и живой природой?». Я почти сразу ответила: «Живая природа произошла из неживой. Живая клетка образовалась из неживой» Учительница обратилась к моим одноклассникам: «Посмотрите на Евгению. Вы видите, как светло там, где она. Светло, потому, что она умеет думать». В моей жизни было достаточно успешных моментов, побед, но такой яркого успеха, никогда. Естественно, вывод, который был озвучен мною учителю, не возник мгновенно. Этому предшествовала интеллектуальная деятельность. Самое главное, что я вынесла из этой истории: «Думать – это хорошо. У меня получается думать» Надо ли говорить, сколько раз именно это умение помогало мне в жизни.
В завершение хочу пожелать каждому из вас, чтобы ваша жизнь и жизнь ваших детей была полной, чтобы вы не наблюдали за происходящим со стороны, а жили в гуще событий.
А слова Марка Твена пусть прозвучат для вас как доброе пожелание:
«Через 20 лет вы будете больше разочарованы теми вещами, которые вы не делали, чем теми, которые вы сделали. Так отчаливайте от тихой пристани. Почувствуйте попутный ветер в вашем парусе! Двигайтесь вперёд! Мечтайте! Открывайте!
Иллюстрации учащихся к сказкам А