Развитие предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения
 /  Приморский край / Региональные отделения МТА / Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Развитие предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения

Развитие предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения

Немцова Мария Витальевна,

выпускница  магистерской программы

 «Тьюторское сопровождение в образовании», 

Дальневосточный федеральный университет

 член МТА, действующий тьютор

 

Развитие предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения

 

Обучение предприимчивости активно стимулируется во всех государствах-членах Европейского союза и во всем мире. Однако в России его реализация всё ещё находится в ранней стадии, в том числе и в системе высшего образования. Поэтому одним из приоритетных направлений развития университетского образования в стране должно стать, на наш взгляд, обучение предприимчивости, раскрывающее предпринимательский потенциал студентов, предоставляющее им качественные образовательные услуги, а также разного рода институциональную и ресурсную поддержку и сопровождение. В связи с этим, стоит задуматься о необходимости модернизации существующих систем обучения с учетом современных тенденций, создания необходимых условий, при которых станет возможным не только внедрение курсов по предпринимательству, но и реализация принципа индивидуализации, способствующего формированию свободной, самостоятельной и эффективной личности.

Представляем модель развития предприимчивости студентов вуза средствами тьюторского сопровождения.

Охарактеризуем структурные компоненты модели, выделив сначала концептуальный этап. Цель как элемент теоретико-методологического компонента определяется социальным заказом общества, совокупностью психолого-педагогических, нормативно-правовых, научно-теоретических предпосылок, актуализирующих потребность в предприимчивом выпускнике вуза. К числу предпосылок могут быть отнесены следующие: смена целевых установок в сфере образования, переход от «знаниевой» к деятельностно-компетентностной образовательной модели; признание значимости активной учебно-исследовательской деятельности обучающихся; требования профессионального стандарта; основные положения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; внедрение современных технологий, в том числе проектных, исследовательских, интерактивных и информационно-коммуникационных и др.

Опытно-экспериментальной базой стала Школа экономики и менеджмента ДВФУ, в исследовании приняли участие 32 студента 2–3 курса, обучающихся в 2016–2017 уч.г., а также в 2017-2018 уч.г. по направлению подготовки «Управление персоналом». Сопровождение и диагностика проводились в ходе учебного процесса, как на учебных занятиях, так и во внеаудиторной деятельности.

Программа развития предприимчивости студентов средствами тьюторского сопровождения нами проводилась по следующим этапам:

  • мотивационно-диагностический этап, на котором педагог с тьюторской позицией фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, определяет имеющийся у студентов начальный объем знаний по теме заявленного интереса. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимым считаем создание ситуации «позитивной и мотивирующей атмосферы», психологического комфорта, который способствует готовности продолжать сотрудничество. В целом работа на данном этапе была направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у студентов мотивации к дальнейшей образовательной деятельности с точки зрения сформированного ими образа будущего работника и менеджера;

2) проектировочный этап, необходимым условием для которого является организация сбора информации по развитию компетенций и личностных качеств относительно зафиксированного образа будущего. На этом этапе студентами составлялась «Карта образовательных перспектив» (Приложение), а также программа саморазвития и самообразования (Приложение). Основными задачами на данном этапе  являлась поддержка самостоятельности и активности, стремления студента отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты, а также выбора средств для достижения целей развития;

3) реализационный этап, на котором студент осуществляет реальные действия, направленные на достижение целей, развитие личностных и профессиональных качеств; участие в различных исследованиях и проектах, а затем представляет полученные им результаты;

4) аналитический этап; на этом этапе анализируются трудности, возникшие во время работы, проводится индивидуальная групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. Завершается аналитический этап планированием будущей работы. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действий, так и способы действий окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения.

В процессе реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый обучающийся должен был осознать, какие требования реализация этой программы предъявляет, именно к нему; на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать.        Педагог с тьюторской позицией в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся: принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств.

В целом, работа тьютора или педагога, обладающего тьюторской компетентностью, в каждом из направлений деятельности (социальном, культурно-предметном, антропологическом) позволяет обучающемуся увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь потенциал образовательной среды вуза для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы.

Полное тьюторское действие включает в себя такие этапы, как создание «избыточной среды»; «навигация» выбора; обсуждение стратегии следующего шага. Создание «избыточной среды» подразумевает, что обучающемуся дается очень много информации по интересующему его предмету. Информация может быть не вполне структурирована и обработана, но определенное время обучающийся должен находиться в условиях постоянного поиска новой информации, которая впоследствии может помочь ему определиться с его интересами в рамках его возможностей. Следующим шагом  была организация нами  помощи в поисках направления движения. И, наконец, было осуществлено сопровождение студентов к конкретным шагам по претворению в жизнь задуманного плана.

Модель тьюторского сопровождения процесса развития предприимчивости студентов выстраивалась по трём основным выделенным критериям.  При этом нами были реализованы следующие методы и формы работы из числа тьюторских технологий:

  • групповые и индивидуальные консультации (тьюториалы);
  • групповые занятия по определению структуры мотивов учебной и профессиональной деятельности; целеполаганию и др.;
  • авторский семинар-тренинг «Личный образовательный тренд – ключ к предприимчивому будущему»;
  • картирование индивидуальных образовательных перспектив;
  • сопровождение отдельных студентов и команд в рамках проектной деятельности, участия в кейс-чемпионатах, олимпиадах и научно-практических конференциях;
  • самопрезентация полученных продуктов деятельности.

Основными формами тьюторского сопровождения группы стали групповые и индивидуальные встречи.

Групповая работа в основном  может проводиться в форме тренингов. Тренинги по праву считаются одним из важнейших методов интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки не только студентов, но и переподготовки квалифицированных специалистов. Цель проведения тренинга – развитие компетенций межличностного и профессионального поведения в общении. Следует отметить, что основным запросом студентов-психологов, как было выявлено в результате анкетирования и собеседований, является приобретение и развитие навыков межличностного общения, уверенного поведения,  публичных выступлений. Тренинги по этим темам были проведены в рамках проводимых занятий по дисциплинам «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Экономика труда», а также в процессе прохождения студентами учебной и производственной практик. Участие в этих мероприятиях стало предметом обсуждения на индивидуальных и групповых встречах с отдельными студентами.

Самым первым шагом после проведения диагностики стало проведение разработанного авторского тренинга «Личный образовательный тренд – ключ к предприимчивому будущему». Цель семинара-тренинга: развить навыки саморазвития и самообразования, доведя до уровня «умею» технологии создания индивидуального образовательного маршрута. Стержень семинара-тренинга: на рынке труда нет невостребованных профессий, успешность в будущем зависит от того, насколько осознанно мы формируем личный образовательный тренд. Только самостоятельность, целеустремленность и трудолюбие смогут развить ключевые качества Человека Будущего-2030, одной из которых является предприимчивость. Тематические модули программы и задачи представлены в таблице 1.

Дизайн тренинга был предопределен целью и заключался в следующем:

  1. Фрустрация на 1 модуле.
  2. Если трудно получается добиться прохождения стадии сопротивления на работе в малых группах и внутригрупповой дискуссии, то использовать приемы видео-анализа.

Таблица 1

Тематические модули авторского семинара–тренинга

 

Наименование  модуля Задачи модуля
1.              Модель человека будущего- 2020 ·                Сформировать представление об образовательных трендах.

·                Предоставить возможность лучше узнать друг друга

·                Применить методы оценки поведения другого.

·                Развить умение вести дискуссию.

·                 Добиться понимания важности формирования и развития метакомпетенций.

2. Проектирование личного образа будущего: трудиться нельзя лениться ·                Ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор.

·                Осознать умение пользоваться техниками визуализации.

·                Развить умение адекватной самооценки.

·                Сформировать мотивацию самоопределения.

·                 Самоопределиться личности в различных сферах жизнедеятельности.

·                 Овладеть навыками планирования, постановки целей своего развития

3. Технология «Образовательная картография» ·                Сформировать представление о видах образовательной картографии.

·                Сформировать умение картировать собственные образовательные перспективы.

·                Повысить уверенность в себе участников тренинга.

4. Разработка индивидуального образовательного тренда ·                Развить умение составлять индивидуальную программу саморазвития в различных сферах своей жизнедеятельности.

·                Сформировать навык разработки индивидуальных образовательных маршрутов

·                Овладеть технологиями принятия решений.

5. Завершающий модуль ·                Понять инструменты саморазвития и самообразования, построения и реализации личных образовательных маршрутов.

·                Осознать каждым участником личные образовательные перспективы.

·                Создать большинством участников личные образовательные маршруты

 

  1. На модулях 2 и 3 проходим стадию принятия, проб и нормирования (больше индивидуальных заданий).
  2. Соотношение теории к практике в этом тренинге 20% к 80%.
  3. На модуле 4 достигаем стадии устойчивой работоспособности, но есть риск не добиться этой стадии.
  4. Соотношение игры и рефлексии 60% на 40%, возможно и больше.
  5. Рекомендуется работать на позитиве, развивая уверенность в себе участников, больше применять игровых моментов.
  6. На завершающем модуле пытаемся добиться стадии синергии, совместного принятия решений. Рекомендуется всячески поддерживать обучающихся, позитивно завершать любое упражнение.

Для решения задач дополнительной диагностики и использования средств тьюторских технологий нами были использования кейс-стади для анализа направлений развития менеджмента,  кластерный анализ, методика визуализации содержания  (потрет менеджера). Работа над аналитическими и творческими заданиями организована в малых группах (5-7 человек). По итогам каждого этапа организуется представление результатов работы групп и межгрупповая дискуссия.

После построения общего списка компетенций менеджера и выделения в нем кластеров (обычно кластерный анализ проводится относительно универсальности компетенций)   студенты получают список компетенций менеджера по персоналу (приложение 1), структурированный  относительно   стилей управления. Студентам предлагается индивидуальное задание: дополнив список компетенций теми, которые были в списке групп, выделить разбить их на группы  проводится  относительно способа формирования. Какие  компетенции формируются в процессе учебной деятельности (изучение теории и закрепление на практических занятиях), в процессе получения опыта определенного вида деятельности  (как в образовательном процессе в вузе, так и вне его) и компетенции, связанные с развитием качеств личности (формирование которых, может происходить в любых организационно-образовательных формах, но при обязательном включении самого субъекта в этот процесс, осознании и  рефлексии).

После индивидуальной работы студенты в малых  группах обсуждали результаты разбивки на группы, и выносили общее суждение от группы. Таким образом, кластеры компетенций менеджера дополнились способами их формирования и развития. Причем межгрупповая дискуссия позволила рассмотреть это вопрос с разных сторон и выявить разные, зачастую альтернативные варианты образования компетенций.

Далее студенты выполняли оценку сформированности у себя указанных компетенций в настоящее время. Данная оценка не носила статус диагностической, а является способом организации рефлексии  (в дополнение к указанным выше методикам). Результаты самооценки были перенесены на индивидуальный менеджерский профиль. Анализ профиля происходил следующим образом: выделение сильных сторон («я умею»), выделение самых слабых сторон /точек роста («мне надо научиться»).

Результаты этой работы представлены в приложении и в целом свидетельствуют о том, что не все студенты (лишь 25 человек смогли вполне адекватно оценить свои точки роста, соотнеся их со своим профилем).

Далее, используя упражнение «рыбий скелет» (fish born), студенты индивидуально заполняли блоки ЦЕЛЬ (мне надо научиться), РЕЗУЛЬТАТ (как я узнаю, что научился) (Приложение 2).

Важным моментом было обсуждение в группах и в общей дискуссии вопроса проявления компетенций как результата образования. Так, например, при обсуждении как узнать, что сформирована компетенция проектирования (базовая для менеджера), студенты обосновывали необходимость разработки и реализации проекта (любой направленности) в процессе обучения, рефлексии его результативности и своей успешности в этой деятельности (это отметили менее половины студентов – всего 12 человек).

Важным блоком в этом тьюторском семинаре в рамках модуля является представление ресурсов образовательной программы и образовательного пространства в целом. При этом представление является коллективным действием команды кафедры, приглашенных консультантов и преподавателя, находящегося по отношению к группе в тьюторской позиции, который помогает связывать представленные ресурсы со способами их получения и значимостью для образовательного профиля группы.

Так для студентов, которые в своем профиле в качестве точек роста выделяли коммуникативные навыки, умение презентировать, решать конфликты и т.д. была предложена актуализация возможности на тренинге, участие в акциях – презентациях. Для развития навыков управления командами, разработки проекта представляется поле возможностей  намного шире, чем гарантирует  учебный план специальности – это региональные образовательные события, конкурсы проектов, социальные практики и т.д., которых проводится в Дальневосточном федеральном университете огромное множество. При этом, конечно, больший смысл и ценность (продуктивность) приобретают олимпиады и конкурсы, а также участие в научно-практических конференциях.

Изменение жизненных приоритетов применительно к становлению профессионала-менеджера начинается с осознания своих жизненных ценностей, профессиональных ценностей менеджера по персоналу, постановки целей профессионального и личностного развития. Следующий шаг – интеграция профессиональных и личных ценностей, анализ опыта достижения или недостижения поставленных перед собой целей. Основная задача педагога–тьютора способствовать формированию профессиональной позиции, развивать такие компетенции как ориентация на достижение, межличностное понимание, уверенность в себе и др. Следует отметить, что разработка модели данных компетенций применительно к студентам-менеджерам, помогла нам объективировать результаты работы.

Вторым условием формирования успешного профессионала является самоменеджмент. Успешные специалисты, как правило, могут эффективно спланировать и организовать свое рабочее время, находить баланс между трудом и отдыхом, обладают стрессоустойчивостью. Знания и практические умения по управлению временем, самоорганизацией студентами были получить на соответствующих тренингах и семинарах, а также на индивидуальных встречах, на которых обсуждали практику применения тех или иных техник самоменеджмента.

Как уже было отмечено ранее, в тьюторском сопровождении большую роль играет также индивидуальное консультирование. Педагог-тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Из вышеперечисленных форматов индивидуальной работы наиболее близким для такого рода деятельности является для нас коучинг. Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки вопросов, позволяющих студенту самостоятельно находить решения тех или иных проблем. В большинстве своём нами использовались «открытые» вопросы, которые, на наш взгляд, способствуют развитию у студента готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения.

Одним из методов работы над запросом студента является развивающая беседа. Приведем схему данного метода работы, которую мы использовали в ходе эксперимента:

  1. Определение темы. На этом этапе с помощью открытых вопросов мы побуждаем студента задать тему обсуждения. Например: «Что бы ты хотел сегодня обсудить?».
  2. Фокусировка на теме обсуждения. Здесь мы просим подробней описать запрос.
  3. Целеполагание – помощь студенту определиться с целями, намерениями. Направленность вопросов – «Чего ты хочешь достичь?»; «Как бы ты сформулировал свою цель?»; «Как ты поймёшь, что достиг этой цели?» и т.п.
  4. Поиск путей достижения поставленной цели. Реализация этого этапа зависит от уровня зрелости студента: кто-то готов размышлять, рассуждать, думать, а кто-то просил, чтобы ему мы предложили готовые решения. Но именно на этапах целеполагания и поиска способов достижения цели и решается задачу развития студента до готовности брать ответственность на себя, поэтому студент преднамеренно призывался к самостоятельному поиску.

Пример направленности задаваемых нами вопросов – «Давай размышлять, как ты можешь достичь задуманного?». После определения нескольких способов достижения цели предлагалось подопечному выбрать наиболее подходящий вариант.

  1. Закрепление ответственности. Основной смысл вопросов – «Когда ты приступишь к реализации задуманного?», «С какими проблемами в достижении задуманного можешь столкнуться?», «Какая помощь может тебе потребоваться?».

Поскольку основная задача образования в высшей школе – подготовка специалиста в той или иной области человеческой деятельности, то и педагогическая деятельность педагога–тьютора напрямую связана с выполнением этой задачи. Но еще более важным является личностное развитие студента, и оно требует повышенного внимания. Поэтому нами и была предложена расширенная модель тьюторского сопровождения, которая предполагает наличие не только преподавателей–предметников с тьюторской позицией, но и наставников проектных групп с тьюторской позицией, а также кураторов. Это отражает учёт деятельностного подхода к исследованию предприимчивости, а также создание открытого образовательного пространства и реализация принципов взаимодействия не только в рамках аудиторной работы.

При сопровождении проектных команд нами были использованы следующие инструменты тьюторского сопровождения. Во-первых, нами проводилась рефлексия итогов проектной деятельности, и ниже предлагается сценарий, по которому она проводилась.

  1. Проведение интервью с участниками проекта по вопросам:

– Выполнили ли Вы все, что задумали?

– Достаточными ли знаниями и умениями Вы обладали, или пришлось чему-то научиться?

– По каким этапам выполнялся проект?

– Что было выполнить легко, а в чём Вы испытывали трудности?

– Какие комментарии получили относительно выполненного проекта?

– Как можно улучшить проект?

– Что дало Вам участие в этом проекте?

– Оцените совместную работу группы и участие каждого.

Образовательными результатами этого элемента рефлексивной сессии являются: знакомство с предметной областью, предметные результаты, прикладные навыки и умения, освоение способа работы, ценности в теоретическом и практическом аспектах.

  1. Рефлексивный экран – создаётся наставником проекта средствами электронных таблиц диска Google. К экрану имеют доступ все участники проекта. Рефлексивный экран дал возможность участникам проекта оценить свой вклад в достижение поставленных целей, продвижение, свою активность, эффективность работы команды, увлекательность и полезность предложенных форм работы.

Описание сценария рефлексивной сессии представлено в таблице 3.

Во вторых, нами создана методическая разработка «Проективный дневник». Образовательные результаты, которые при этом формируются и развиваются: навыки самоанализа, рефлексивного управления собственной деятельностью.

 

Таблица 3

Поэтапный сценарий рефлексии с указанием

образовательных результатов

Сценарий рефлексии

(поэтапный)

Типы образовательных результатов Оцениваемый результат Через что оценивается
Этап №1.

Выявление запроса обучающегося:

1.       Куда я попал?

2.       Что я знаю об этом?

3.       Чего я не знаю об этом?

4.       Что я хочу знать?

5.       Где я могу добыть знания?

Знакомство с предметной областью Личностный Самостоятельность изучения предметной области
Этап №2

Продвижение обучающегося в проекте:

1.       Какие ресурсы мне понадобились для достижения поставленных задач?

2.       Чего мне не хватило?

3.       Какое задание было для меня самым сложным?

4.       Какое задание было для меня абсолютно новым?

5.       Я понял (что?)

6.       Я научился  (чему?)

7.       Я умею делать (что, как, зачем?)

8.       Фиксация моих затруднений:

А) В мышлении

Б) В деятельности

В) В общении

Г) В коммуникации

Предметные результаты (знания) Деятельностный Использование знаний как средства деятельности при анализе ситуации, выработке гипотезы, разработке решений
Прикладные навыки и умения Инструментальный Применение при решении практических задач
Освоение способа работы метода, компетенции Деятельностный Способность ребенка развернуть деятельность в новой ситуации
Этап №3

Ценностное приращение в проекте

1.   В чем заключается мое личностное приращение?

2.   История моего главного смысла.

3.   К какому моменту во время работы над проектом я могу присвоить статус события:

А) Лично для себя?

Б) Для всех?

Ценности Личностный Прохождение конфликтных и мировоззренческих ситуаций

 

Данный инструмент совместил в себе сущность рефлексивного дневника,  навигатора и рабочую тетрадь, позволившую диагностировать и отслеживать в динамике изменения показателей развития предприимчивости, выделенных нами в модели. «Проективный дневник» способствовал выявлению отношения студентов к самостоятельному поиску и отбору информации, умению зафиксировать свои затруднения, поиску решений при возникающих затруднениях. Информация, заложенная в дневнике, дала понять, как обучающийся генерировал идеи, корректировал их по ходу работы, возможность оценить правильность выбранных действий в процессе исследования проблемного поля, увидеть наиболее часто встречающиеся затруднения, отрефлексировать полученный опыт в ходе проектной деятельности и полученный результат.

Таким образом, в результате созданных нами условий и применения тьюторского инструментария, количество студентов с низким уровнем предприимчивости уменьшилось (с 69% до 37,5%) , а с высоким и средним возросло практически в два раза (с 19% до 37,5% и с 12% до 25% соответственно); в процессе тьюторского сопровождения предприимчивости студентов стали происходить изменения статуса личности в группе: у большинства студентов (19 человек) проявилось наличие стремления к самоактуализации как стремления к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.

Результат – образ предприимчивого студента:

  • Проявляет мотивацию к достижению целей;
  • Стремится к самостоятельной, творчески инициативной деятельности, саморазвитию и самообучению;
  • Самостоятельно ставит цели и осуществляет выбор оптимальных средств их достижения;
  • Выбирает успешные стратегии поведения и оригинальные способы в решении поставленных задач;
  • Рефлексирует свою деятельность, выявляет собственные ресурсы и дефициты;
  • Умеет получить продукт своей деятельности, объективно оценить свой и чужой результат

 

 

 

 

 

 

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости