Пятница
29 ЯнвЧудеса в «Колесе»
Приходько Наталья Юрьевна, кандидат философских наук,
доцент Департамента философии и религиоведения
Школы искусств и гуманитарных наук
Дальневосточного федерального университета,
магистр психологии и педагогики,
тьютор, экзистенциальный психотерапевт
Будет сказка занимательна, слушайте её внимательно.
Кто уши широко раскроет, много всякой всячины усвоит.
А кто невзначай уснёт, тот ни с чем и уйдёт.
Любите ли вы…сказки? Любите ли вы их так, как люблю я?
Свою любовь к сказкам, легендам, а также к мифам, лежащим зачастую в их основе, я пронесла через всю свою жизнь и сейчас тоже эту драгоценную, чудесную ношу несу.
Ещё в далёких, так и хочется на сказочный манер сказать: «Не шумите, а послушайте. Я вам старинушку скажу», 90-х годах прошлого века я начала преподавать в одной из школ города Владивостока дисциплину «Мифология». Потом уже в другой школе я разработала программу курса «Мифология» для 3, 4 и 5 классов. Потом участвовала с этой программой в региональном конкурсе «Учитель года». Потом, уже работая в ВУЗЕ, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Доверие как феномен жизненного мира». Вы скажите: «Стоп. А вот тут уже история увлечения мифами и сказками заканчивается». И будете не правы, потому, как и в сложном научном фолианте место мифам и сказкам нашлось. В результате научных изысканий стало понятно, что Доверие – это фигура мифа. История про мифы и сказки и моё увлечение ими продолжилась и в ВУЗЕ. «Вот начинается новая сказка. А в печке варится кашка. Кашка упревает – сказка поспевает». В конце концов, в волшебном ВУЗовском горшочке «сварился» даже курс «Философия Мифа»
Осенью 2020 года курс, посвящённый мифам, я начала читать в негосударственной школе г. Владивостока с волшебным названием «Колесо». Слушайте внимательно! Слушайте да смотрите! Смотрите да запоминайте! За горами, за лесами да за синими морями Чудо город лежит, а в нём школа стоит.
В эту школу меня пригласила работать её создатель и идейный вдохновитель Котова Светлана. Светлана также как и я, выпускница магистратуры Дальневосточного Федерального университета по программе «Тьюторское сопровождение в образовании». На этом основании мы со Светой очень близки по образу мышления и по своим ценностным позициям.
«Колесо» – школа необычная, в ней есть предметы обязательные и предметы, которые может выбрать сам ученик. «МифоЛогика» (да, спустя время мой любимый курс я стала именовать именно так) является дисциплиной по выбору. И вот… Хохлатые хохотушки, маленькие ребятушки хохотом хохотали да сказку услыхали, да ко мне прибежали. Сказку сказывать мы стали. В чудесах мы побывали. О диве мечтали. Буквы волшебные записали. Карандаши цветные разыскали. Рисунки яркие рисовали. Слушали. Молчали. Толковали. Напевали. Играли. Читали. Отвечали. ВОЗРАСТАЛИ.
Осенью 2020 года на занятия по курсу «МифоЛогика» ко мне пришли дети 6-9 лет. У меня появился кабинет для занятий, стены которого скоро стали покрываться рисунками детей. Эти рисунки – иллюстрации к мифам, которые мы изучаем. А ещё то, что изучается в рамках курса, мы пробуем оформить и таким образом запомнить и присвоить себе в виде личного понимания в качестве поделок из бумаги и других материалов. Блок «Китайские мифы и сказки» мы завершили изготовлением маленьких дракончиков – оригами, а также все вместе трудились над изготовлением большого бумажного дракона. Этот зимний снежный дракон с развевающимися усами и длинным извилистым хвостом потом пролетел, опираясь на детские пальчики, по коридорам школы, повеселив родителей, педагогов и других учеников и напомнив всем о скором наступлении Нового года. Далеко летает волшебный дракон. Побывал за всеми морями он. Видел он волшебный лес. Заколдованных принцесс. Видел он богатырей. Чародеев, королей. Много сказок знает он – наш летающий дракон. А ещё друг с другом на этом сказочном уроке мы говорили на парселтанге, да-да, на магическом языке змей, который, как известно, очень хорошо знал Гарри Поттер.
Изучение мифов, сказок, легенд различных культурных регионов крайне важно для детей.
Во-первых, язык мифов и сказок органичен детскому мышлению. С позиции психофизиологии чисто мифологическим мышлением обладают дети от 0 до 3 лет. Но и после этого возраста миф властвует над умом ребёнка. И даже во взрослом возрасте в различные жизненные этапы Логос склоняется в сознании человека перед мифом. А это значит, что используя язык мифов и сказок, до ребёнка можно донести многие важные истины и приобщить его к копилке общечеловеческой мудрости. Многому нас учит сказка. Доброте. Терпенью. Ласке. Сказка – мудрость, знанья свет! Сказочный вам шлёт привет.
На каком же языке говорит миф? Ещё в 50-ые годы XX столетия знаменитым русским философом Алексеем Фёдоровичем Лосевым в монографии «Диалектика мифа» этот язык был определён, как чудо. «Миф – есть чудо». Чудо же А.Ф. Лосев определяет, как возможность любой трансформации, любого превращения, любой метаморфозы. И вот, используя чудесный язык мифа, с ребёнком, чьё мышление ещё не является строго дифференцированным и тематическим, можно говорить особым образом: понятно, доступно, доходчиво. Жила-была в тридевятом царстве, в тридесятом государстве девица краса, длинная коса. Сидела она у окошка да сказки молвила. Сказки старинные, не короткие, не длинные. Для вас малыши молвила. Вот вам волшебное колечко. Садитесь слушать сказочку на крылечко.
Во-вторых, сюжеты и логика мифов, легенд, сказок являются основанием многих произведений классического и современного искусства, а также научных концепций. Без знания мифологических оснований эти артефакты культуры не возможно «прочитать». Подумайте, возможно ли понимание, например, концепции Эдипова комплекса З. Фрейда без знания мифа о Царе Эдипе? А можно ли без знания этого мифа полноценно читать трагедию Софокла «Эдип – царь»? Вопросы риторического характера.
В-третьих, изучение мифов, легенд, сказок, когда-то созданных людьми, способствует развитию воображения. Во всё более обретаемых форму реалиях VUCA мира способность образного мышления становится крайне востребованной. Альберт Эйнштейн утверждал: «Логика может привести вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно». Время чётких маршрутов из пункта А в пункт Б прошло. В эпоху неопределённости мы можем прийти…куда угодно… Для человека с живым умом и ярким воображением подобный исход не станет потрясением его мировоззренческих оснований. А вот для человека с директивным мышлением и догматическими установками мышления…
Так что…В сказке может ВСЁ случится. Наша сказка впереди. Сказка в гости к нам случится. Скажем сказке – заходи!
Безусловно, преподавание дисциплины «МифоЛогика» ведётся мною на тьюторских основаниях. Двигателем и трансмиссией тьюторской машины являются индивидуализация и персонализация. Преподавание дисциплины «МифоЛогика» мною мыслится и на основании индивидуализации, и на основании персонализации. Впрочем, подробный рассказ об этом – это уже другая история. Сказка та тоже известная. Изрядно интересная. Будем эту сказку после слушать, пряники кушать.