Проект «Тьюторское сопровождение иностранных студентов в процессе образования в вузе с применением дистанционных форм обучения»
 /  Сопровождение иностранных студентов / Проект «Тьюторское сопровождение иностранных студентов в процессе образования в вузе с применением дистанционных форм обучения»

Проект «Тьюторское сопровождение иностранных студентов в процессе образования в вузе с применением дистанционных форм обучения»

Вэй Цзин,

студент 2 курса магистратуры по направлению

44.04.02 Психолого-педагогическое образование,

программа «Тьюторство и сопровождение

индивидуальной траектории обучающегося».

   Содержание деятельности   Ожидаемые результаты
1 этап – подготовительный
1. Диагностика уровня готовности к тьюторской деятельности. Получить теоретические знания репетиторов и дистанционного обучения
2. Проведение обучающих семинаров в рамках работы по проблеме тьюторского сопровождения учащихся с дистанционными образовательными потребностями. Повышение профессионального мастерства педагогов.
3. Создание дистанционных группы тьюторов в рамках работы. Составление плана работы
4. Подбор диагностического инструментария. Разработка анкет для различных возрастных групп на начало реализации проекта.

 

2 этап – формирующий

Апробирование модели тьюторского сопровождения при выполнении исследовательских и творческих проектов;

1. Диагностика. Информирование студентов, определение интереса, постановка целей. (через онлайн-чат и онлайн-анкеты.) На этом этапе возможно «увидеть» студентов, проявивших интерес к проектной, исследовательской, тьюторской деятельности, готовых к самообразованию
2. Выбор/ запрос. Подготовка материалов по выполнению проектных, исследовательских, тьюториалов. Выбор тем тьюторского сопровождения и формы.
3. Тьюториалы. Разработка карт индивидуальных образовательных маршрутов. Консультации студентов. Наблюдение за продвижением по индивидуальному образовательному маршруту. Главная оценка – удовлетворение ученика от процесса самообразования, от новых, приобретённых самостоятельно, знаний, от возможности опробовать приобретённые знания.

Принципы: сотрудничества, диалогизации, активности

4. Анкетирование учащихся с целью выявления роли тьюторского сопровождения в ДО. Получение положительного результата.
5. Реализация запроса. Выпуск сборников творческих работ студентов. Повышение мотивации студентов к дистанционному обучению.

Получение полезные учебные, повышение ИТ компетенции, повышение коммуникативный компетенции студентов.

 

Реализация проекта.

Под тьюторским сопровождением студентов дистанционого, мы понимаем особый тип тьюторского сопровождения, при котором тьюторр и студенты не лицом к лицу, а общаются в интернете, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления студентом своего познавательного интереса.

Технологию тьюторского сопровождения мы реализуем в трех направлениях:

  • введение особой тьюторской позиции;
  • максимальное использование сетевые ресурсы (картинки, тексты, электронные библиотеки, видео и т. п.);
  • организация «событийных» форм образовательной деятельности (традиционный праздник «новый год», участие в групповую игру ), побуждающих спонтанное творческое общение учащихся.

За это время я участвовал в нескольких научно-практических конференциях. В 15 декабря 2020 году состоялся «VII Всероссийская научно-практическая конференция “методологические ориентиры субъектов опережающего образования». Цель этого конференции: осмысление методологических ориентиров субъектов опережающего образования и «практик педагогических» для устойчивого развития России. Среди них Васильев Олег Иванович и Селихова Татьяна Юрьевна объяснили важность дистанционного образования в нынешней ситуации. Для меня это было очень полезно.

В 27-28 октября 2020 года состоялся XIII Международная научно-практическая тьюторская конференция «тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; Формирование self skills». На конференции проанализировали эти подходы как на уровне описания процесса оформления «самости», так и на уровне организации конкретной антропопрактической работы. Овладение методами, ориентированными на людей, и улучшение способности к саморазвитию имеют большие преимущества.

Освещаются цели, cодержание деятельности тьютора и его основные функции как специалиста в области дистанционного обучения. Развитие дистанционного обучения в России способствовало появлению новых педагогических специализаций, таких как игротехник, модератор, фасилитатор, мотиватор, методолог и др. В названии каждой из них прослеживается определенная функция: от мотивирования учащихся до их учебно-методического обеспечения.

Роли тьютора в дистанционном обучении, позволил нам выявить следующие цели его деятельности:

– сопровождение процесса становления человека как субъекта собственной профессиональной деятельности в ситуации неопределенности выбора переходов по этапам профессионализации [4];

– обеспечение интерактивности информационно-образовательной среды [5];

– актуализация поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей обучающимся в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий, обеспечивая при этом единые для всей сети стандарты качества [6];

– создание и проектирование информационной-образовательной среды дистанционного обучения [7];

– активизация познавательной деятельности студентов и процесса обучения [8];

– помощь обучающимся в трансфере полученных теоретических знаний и практических навыков в реальной профессиональной деятельноси [9];

– создание учебной среды с максимальными информационными (содержательными и деятельностными) и социальными (общение и самоопределение) возможностями для студентов [10].

Содержание деятельности тьютора как специалиста в области дистанционного обучения заключается в следующем:

– осуществлении учебно-методического обеспечения и решении организационных вопросов, связанных с контролем успеваемости и качеством усвоения учебного материала обучающимися в процессе обучения [2, 10];

– проведении групповых и индивидуальных тьюторских консультаций с целью обсуждения наиболее значимых вопросов, связанных с изучением курса, определением образовательных задач и методов их решения [11];

– разработке дистанционного курса как основной составляющей информационно-образовательной среды [12];

– фасилитации образовательного процесса посредством создания комфортной психологической обстановки, активизации межличностного общения, формирования умения слушать, стимулирования рефлексии, содействия принятию решений, мотивирования [13].

После конференции я обобщил и разобрал полученные результаты, обратился за помощью к научному руководителю и составил схему тьюторской деятельности.

Примечание: материалы даны в авторской редакции.

Результаты проекта будут представлены в феврале 2021года, в следующей публикации.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: Федеральный закон [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Подред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004.  – 416 с.
  3. Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / Е. С. Маслакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 29-32.
  4. Бочкарева С.М. Подходы к использованию тьюторства в дистанционном обучении // Высш. образование сегодня. 2014. №10. С. 92-94.
  5. Бочкарева С. М. Особенности тьюторства в современной зарубежной высшей школе // Высшее образование сегодня. 2011. №3. С. 9-12.
  6. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Тьюторское сопровождение здоровьесбережения студентов педагогического вуза // Вестник Моск. гос. агроинженер. ун-та им. В.П. Горячкина. Серия: Теория и методика профессионального образования. 2014. Вып.4. С. 112-115.
  7. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики : дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2007.
  8. Зоткин А. Индивидуализированное обучение в Англии и России // Школьные технологии. 2008. №2. С. 42-47.
  9. Казакова Е.И. Методическое пособие для тьюторов к УМК для повышения квалификации директоров школ. М.: Нац. фонд подготовки кадров. 2006.
  10. Ковалева Т.М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: мат. Всерос. науч.-метод. сем. «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». М.: АПК и ППРО, 2009.
  11. Лернер П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества // Известия Академии педагогических и социальных наук. М., 2008. Вып.12.
  12. Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2001. 250 с.
  13. Малыгин А.А., Щаницина С.В. Современная теория тестов как теоретическая основа современных подходов к оцениванию результатов обучения // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Том 3. Вып.4. С.324-327
  14. Маркелова Ю.И. Роль тьютора в системе дистанционного обучения // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». №4. С. 198-202.

 

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости