Тьюторы Дальневосточного центра развития тьюторских практик на “БЕЛОМ ПАРОХОДЕ”
 /  Одаренные дети / Приморский край / Тьюторская магистратура / Тьюторы Дальневосточного центра развития тьюторских практик на “БЕЛОМ ПАРОХОДЕ”

Тьюторы Дальневосточного центра развития тьюторских практик на “БЕЛОМ ПАРОХОДЕ”

Этим замечательным летом студенты нашей тьюторской магистратуры приняли участие в благотворительном проекте “Белый пароход”, созданный в 2005 году оперным певцом Николаем Диденко, который организует уже на протяжении 20 лет творческие смены для детей, включая и детей с особыми потребностями, на теплоходе с символическим названием “Белый пароход”( https://beliy-parohod.ru/o-proekte/istoriia-proekta/). В этом году, с 28 июля по 19 августа пароход “пришвартовался” у берегов Тихого океана, рядом с кампусом нашего Дальневосточного Федерального Университета (“пришвартовался” – это условно). В течение 23 дней команда тьюторов и психологов Школы педагогики ДВФУ работала с ребятами, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение при подготовке их к выступлениям, помогая снять напряжение при адаптации к жизни в большом коллективе(около 150 человек). В команду вошли студенты тьюторской магистратуры Бадак Елена, Викторенко Виктория, Елисеева Елена и психологи Гнатенко Андрей и Унтилова Алиса. Команда заранее подобрала и обсудила методики индивидуальной и групповой работы с детьми в отрядах. Параллельно с ними ребят сопровождали аниматоры, вожатые и, конечно, работали специалисты, готовившие ребят к хоровым выступлениям и сольным номерам. Итогом этой слаженной, но очень непростой работы стал великолепный концерт детей на сцене Мариинского театра (Приморский филиал), собравший огромную зрительскую аудиторию! Губернатор Приморского края приветствовал детей, руководителей грантового проекта, поздравил всех участников “Белого парохода” с юбилейной датой и выразил благодарность всем, кто сопровождал детей в эти непростые для них дни. Это взаимодействие с ребятами, участниками “Белого парохода” стало для нашей команды часом ученичества, сложной школой проверки себя как возможности реализации тьюторских компетенций. Об этом Елена Бадак и Елисеева Елена расскажут в своих постах, которые я прикрепляю к своей преамбуле. Татьяна Лавриненко, руководитель Дальневосточного центра развития тьюторских практик, член МТА.
ЗАМЕТКА ЕЛЕНЫ ЕЛИСЕЕВОЙ, СТУДЕНТКИ МАГИСТРАТУРЫ “ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ”.
Наш «Белый пароход».
Зрители видят сияющую сцену, слышат ангельские голоса и аплодируют результату. Но магия «Белого Парохода» рождается не под светом софитов, а в тишине коридоров, в доверительных разговорах перед сном, в незаметных жестах поддержки. Я — тьютор, и моя работа — быть невидимой, но прочной опорой для каждого ребенка на этом удивительном корабле. Мои первые впечатления — это история о том, что происходит, когда музыка замолкает.
На основе проведенных диагностик (анкетирование, наблюдение) и рефлексии опыта работы в проектах «Белый Пароход» был сформулирован целостный подход к развитию детей в творческих коллективах. Этот подход ставит во главу угла не только достижение высоких художественных результатов, но и гармоничное личностное развитие каждого участника, а также создание здоровой и продуктивной командной экосистемы.
Философия подхода: Три кита нашей работы
Наша методология стоит на трех фундаментальных принципах, которые пронизывают все аспекты взаимодействия с детьми.
1. Психологическая безопасность превыше всего:
Это не просто условие, а фундамент для любого творчества. Ребенок может раскрыть свой талант только там, где не боится быть собой, ошибаться и казаться уязвимым.
Проявления на практике: Атмосфера полного принятия, отсутствие осуждения за ошибки, поддержка инициативы. Именно в такой среде «нежные ростки» могут раскрыться, а дети с низким уровнем конфликтности чувствуют себя максимально комфортно и продуктивно. Опыт «Белого Парохода» показывает, что снятие душевных зажимов напрямую влияет на снятие вокальных.
2. От «Я» к «МЫ»: Архитектура команды
Мы рассматриваем коллектив не как сумму индивидуальностей, а как живой организм. Наша задача — помочь ему пройти путь от россыпи ярких «звезд» до единого сияющего «созвездия».
Проявления на практике: Командообразующие игры, проекты, требующие синергии (где один в поле не воин), введение командных ролей. Мы целенаправленно смещаем фокус с личной конкуренции («кто солист?») на радость от общего успеха («как здорово у нас получилось вместе!»).
3. Целостный подход: Видеть человека, а не только функцию
Ребенок — это не просто «вокалист», «актер» или «танцор». Это личность со своими радостями, тревогами, потребностями в дружбе и отдыхе. Игнорирование этого приводит к выгоранию и формальному отношению.
Проявления на практике: Ключевая роль тьютора. Его «невидимая работа» — забота о быте, эмоциональном состоянии, разрешении конфликтов — является тем самым «клеем», который скрепляет коллектив. Успех на сцене напрямую зависит от того, насколько ребенок выспался, помирился ли он с другом и не скучает ли по дому.
Инструментарий: Как это работает на практике
Философия воплощается в жизнь через конкретные и проверенные методики.
Инструмент Задача Пример из практики
Диагностика как диалог Понять стартовую точку каждого ребенка и группы в целом. Не для того, чтобы повесить ярлык, а чтобы найти индивидуальный ключ. Анкета Басса-Дарки для определения уровня агрессии; наблюдение за распределением ролей в первые дни; социометрия.
Создание ритуалов Сформировать чувство стабильности, предсказуемости и единства. Ритуалы создают «каркас безопасности» для коллектива. Вечерние «свечки» для рефлексии, утренние «настройки» на день, особые отрядные кричалки или песни.
Осознанная рефлексия Научить детей анализировать не только результат («что мы сделали?»), но и процесс («как мы это сделали?», «кто мне помог?»). Вопросы на «свечках»: «Какой момент сегодня заставил тебя почувствовать себя частью команды?», «Чей вклад ты хочешь сегодня отметить?».
Ролевая гибкость Дать каждому ребенку возможность попробовать себя в разных ролях, чтобы он почувствовал свою многогранность и ценность. Лидер сегодня может стать помощником завтра. Тот, кто генерирует идеи, может попробовать себя в роли организатора.
Главные достижения (по итогам стартового периода)
1. Сформирована атмосфера доверия: Дети не боятся проявлять инициативу и обращаться за помощью.
2. Запущен процесс командообразования: Наблюдается переход от конкуренции к сотрудничеству, появились первые дружеские связи и микрогруппы поддержки.
3. Повысилась личная мотивация: Дети вовлечены в процесс из искреннего интереса и чувства причастности к общему делу.
Моя итоговая рефлексия как специалиста.
Проанализировав все данные, я прихожу к выводу, что мы на верном пути. Современная педагогика в творческих сферах — это больше не про муштру и давление авторитетом. Это про создание экосистемы, в которой талант может расти органично, питаясь поддержкой, дружбой и верой в себя.
Наша роль — это роль садовника, навигатора и архитектора. Мы не строим детей по своему образу и подобию. Мы создаем условия, в которых их собственный, уникальный потенциал может раскрыться самым красивым и здоровым образом. И самый главный показатель нашего успеха — это не только овации на финальном концерте, но и горящие глаза детей, их крепкая дружба и возросшая вера в собственные силы, которые они унесут с собой в большую жизнь.
СТАТЬЮ ЕЛЕНЫ БАДАК ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ

Related Posts

Без рубрики, Приморский край
«Сопровождение, развитие, вдохновение: опыт участия во Всероссийском проекте «Белый Пароход»

Елена Бадак, член МТА, студентка тьюторской магистратуры «Тьюторское сопровождение индивидуальной траектории обучающегося». Участие во Всероссийском проекте «Белый Пароход»

Краснодарский край
Наши “приросты”

Совсем недавно наше Региональное отделение пополнилось профессиональным тьютором. Обучение в магистратуре МГПУ завершила Малочинская Виктория, логопед детского сада

Руководитель Приморского регионального отделения

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Место работы и должность:
К.пед.н., доцент, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики ДВФУ, руководитель Дальневосточного Центра развития тьюторских практик (ДВЦРТП) Приморского РО. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.
Профессиональные интересы:
1. Тьюторская компетентность преподавателя высшей школы
2. Тьюторское сопровождение самообразовательной деятельности студентов
3. Тьюторское сопровождение иностранных студентов в поликультурной среде университета.
4. Гуманитарная экспертиза педагогических практик, включая экспертизу в сфере индивидуализации и тьюторства.

Координатор страницы Одаренные дети

Митрошина Татьяна Михайловна

Митрошина Татьяна Михайловна

Автономное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Региональный образовательный центр одаренных детей», тьютор, руководитель тьюторской службы. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства. Автор первой тьюторской технологии "Образовательная картография". Автор канала в Телеграм "Тьютор - тьютору".

Тьюторская магистратура

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

Место работы и должность:
НОУ ДПО ИСДП г. Москва, руководитель отдела дошкольного образования.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости