ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ. СОВЕТЫ ТЬЮТОРА ИХ РОДИТЕЛЯМ
 /  Приморский край / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ. СОВЕТЫ ТЬЮТОРА ИХ РОДИТЕЛЯМ

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ. СОВЕТЫ ТЬЮТОРА ИХ РОДИТЕЛЯМ

Белан Наталья Владимировна, сертифицированный тьютор МТА, член правления Приморского регионального отделения – Дальневосточный Центр развития тьюторских практик (ДВЦРТП) делится опытом тьюторского сопровождения одаренных детей.
Одаренные – это те дети, которые обладают выдающимися интеллектуальными, академическими, художественными, психомоторными и другими способностями. Они могут достигать более высоких результатов по сравнению со сверстниками. Однако это, прежде всего, дети! И им, как и другим детям, необходимо внимание и поддержка родителей.
Одаренные дети — как супергерои: немного не такие, как все. Помимо ярко выраженных талантов, они обладают особыми чертами характера. Родителям важно учитывать это, чтобы помочь детям гармонично взаимодействовать с окружающим миром и реализовывать свой потенциал.
•КАКИЕ ЭТО ДЕТИ? В ЧЕМ ИХ ОСОБЕННОСТИ?
•Высокая, но противоречивая самооценка.
Одаренные дети часто колеблются между осознанием своих способностей и сомнениями в себе. Эмоциональная нестабильность, высокая чувствительность, умноженная на перфекционизм, могут приводить к стрессу и перегрузкам. Поэтому взрослым важно поддерживать их самооценку, помогая им верить в себя и свои «суперспособности». Как и всем детям, им необходимо не только интеллектуальное развитие, но и забота значимых взрослых.
• Потребность в нестандартной умственной нагрузке.
Считается, что одаренные дети быстро устают от однотипных и стандартных задач. Зато могут надолго увлечься решением сложных, нестандартных задач, которые стимулируют их неординарное мышление.
• Трудности с освоением школьных навыков.
Эта особенность связана с предыдущей. Интеллектуальная и творческая одаренность часто не всегда гарантирует успех в традиционной школьной системе. Одаренные дети не всегда становятся отличниками, так как школьные задания могут быть для них неинтересными и утомительными, а хорошие отметки не являются приоритетом. Маленьким супергероям очень пригодится понимающий педагог, родитель и тьютор, которые сообща смогут адаптировать под него учебный процесс или даже спроектировать индивидуальный образовательный маршрут.
• Склонность к самостоятельному освоению знаний.
Интерес и способность к самообучению — одна из ключевых характеристик одаренных детей. Взрослым, находящимся рядом, важно этому процессу не мешать. Стоит быть готовым отвечать на миллион вопросов и знать, где взять нужную информацию. По этой же причине одаренные дети часто предпочитают общение со взрослыми компании своих сверстников.
• КАК РОДИТЕЛЯМ СОПРОВОЖДАТЬ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, РАСКРЫВАЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛ, СОХРАНЯЯ ПРИ ЭТОМ РАДОСТЬ ДЕТСТВА?
Топ-10 рекомендаций для родителей:
• Уважайте индивидуальность ребенка. Не сравнивайте его с другими, чтобы не подрывать уверенность в себе и не провоцировать конфликтов со сверстниками. Не навязывайте свои интересы и увлечения.
• Не спешите, не подгоняйте, дайте достаточно времени для размышлений. Позвольте ребенку глубоко погружаться в задачи в поисках оригинальных решений.
• Не требуйте от ребенка быть лучшим во всем! И не злоупотребляйте чрезмерным участием в конкурсах и олимпиадах. Некоторым детям нравится участвовать в соревнованиях, а некоторым нет. Так что узнайте мнение ребенка, прежде чем записывать его на очередной конкурс талантов.
• Поддерживайте самостоятельность. Позволяйте ребенку самому искать решения задач, даже если вы можете сделать это быстрее. Поощряйте инициативу, поддерживайте стремление ребенка создавать что-то новое — игрушки, модели, проекты. При этом всегда будьте рядом с готовностью помочь, когда потребуется.
• Создавайте интеллектуальные и творческие вызовы. Любому уму требуется пища. Предлагайте сложные задачи, которые стимулируют мышление и креативность в творчестве. Задавайте вопросы и отвечайте на адресованные вам, помогайте находить новые источники информации.
• Развивайте разносторонние способности. Даже если ребенок в данный момент проявляет одаренность в одной области, не стоит сосредотачиваться только на ней. Поощряйте его любопытство и развитие в разных областях — искусстве, науке, спорте, коммуникациях. Жизнь вокруг такая интересная!
• Будьте осторожны с критикой. Кто как не близкий взрослый скажет правду! Но слишком «строгая» правда и излишняя критика могут подавить творческую энергию и уверенность в себе. Не критикуйте за отличие от других. Наоборот, поддерживайте неординарные идеи и вопросы, даже если они кажутся вам странными.
• Находите время для семейного и дружеского общения. Нет ничего лучше для формирования уверенности в своих силах, чем поддерживающее общение. Так что собирайтесь почаще всей семьей! А также содействуйте поиску друзей с похожими интересами, помогайте решать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
• Будьте маяком и опорой для своих детей. Помните, что одаренные дети обладают подвижной нервной системой и чувствительны к отрицательным воздействиям внешнего мира. Им нужна ваша надежность и забота!
• Общайтесь со специалистами. За каждым супергероем стоит профессиональная команда. Обменивайтесь опытом с другими родителями одаренных детей, воспользуйтесь знаниями педагогов, психологов и тьюторов. Задача тьютора – помогать ребенку выявлять его сильные стороны , создавать комфортную развивающую среду, адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности и координировать взаимодействие между родителями, педагогами и психологами.

Беседу с Натальей Белан вела член “Содружества детей” Женя Сазонова и опубликовала в журнале “Наши дети”.
Ссылка на статью в журнале “Наши дети”.

Related Posts

Одаренные дети
Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными школьниками (Н.В. Белан)

“Портфолио  как инструмент  тьютора  в работе  с одаренными школьниками” – статья Белан Натальи Владимировны, студентки магистратуры Дальневосточный федеральный университет

Дополнительное профессиональное образование, Обучение тьюторству, Одаренные дети, Последние новости, Удмуртия
Объявлен набор на курс: ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

📢 Для тех, кто хотел познакомиться с темой одаренные дети и тьюторство,  вам к нам. Для педагогов образовательных

Одаренные дети
Проблемы и возможности тьюторского сопровождения семьи ребенка- спортсмена на разных этапах спортивной карьеры (Голубева О.В.) 

Проблемы и возможности тьюторского сопровождения семьи ребенка-спортсмена на разных этапах спортивной карьеры.  Голубева Ольга Владимировна ГАОУ ВО МГПУ

Одаренные дети
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2023 № 1738 “Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития”

Пункт 14 данного постановления определяет работу тьютора. 14. Сопровождение дальнейшего развития детей и молодежи осуществляется организациями, которые представляют

Руководитель Приморского регионального отделения

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Место работы и должность:
К.пед.н., доцент, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики ДВФУ, руководитель Дальневосточного Центра развития тьюторских практик (ДВЦРТП) Приморского РО. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.
Профессиональные интересы:
1. Тьюторская компетентность преподавателя высшей школы
2. Тьюторское сопровождение самообразовательной деятельности студентов
3. Тьюторское сопровождение иностранных студентов в поликультурной среде университета.
4. Гуманитарная экспертиза педагогических практик, включая экспертизу в сфере индивидуализации и тьюторства.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости