Четверг
14 ФевСопровождение детей с ОВЗ: интерес и доверие.
Карантин внес свои коррективы в планы школ. И поэтому встреча, запланированная на март, состоялась в феврале. 13 февраля на базе школы № 7 г.Чайковского был проведен семинар «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как ресурс адаптации ребенка с ОВЗ». Автор и ведущая семинара – Мария Александровна Безуленко, выпускница тьюторской магистратуры МПГУ, практикующий тьютор, психолог, преподаватель УдГУ. Интерес к семинару проявило большое количество педагогов: более 60 человек пришли со своими вопросами, сомнениями и тревогами.
Семинар состоял из четырех блоков. Первый – «Специальные компетентности учителя-предметника в инклюзивной ситуации». Мария обосновала и представила необходимый набор психологических, дефектологических и тьюторских компетентностей, без которых современный учитель-предметник не сможет быть эффективным в инклюзивной среде. Второй блок – «Основные психологические
проблемы и затруднения
родителя, воспитывающего ребенка с ОВЗ». Этот блок был особенно интересен тем, что автор не только выделил основную проблематику родителей, но и показал, как идентичная травматика проявляется у учителей, которые много и серьезно работают с детьми с ОВЗ. Были представлены рекомендации, как избежать этой травматики, и какие действия могут быть эффективными в ситуации ее обнаружения. Третий блок – «Тьюторское сопровождение семьи как ресурс адаптации/социализации ребенка с ОВЗ». В ходе семинара была предъявлена очень интересная схема, позволяющая увидеть разницу в действиях психолога, педагога (социального или классного руководителя) и тьютора. Особая активность участников семинара проявилась в четвертом блоке, когда было предложено разделиться на группы и подготовить одну ситуацию (в виде кейса) для обсуждения и комментариев. Все ситуации были жизненными, актуальными для педагогов. В процессе обсуждения стало очевидным, что можно выделить своеобразные постулаты, которые требуют от педагогов усилий над собой, смены позиции. Например, один из них – смена фокуса с результата на процесс. Другой – необходимость установления границ, в том числе, через запреты, но без эмоций, в состоянии внутреннего спокойствия. Третий – необходимость постоянного взаимодействия со всеми субъектами, влияющими на ребенка с ОВЗ, проявления инициативы в групповом обсуждении ситуаций. Полагаю, что большинство участников семинара приняли идею о том, что качество жизни ребенка с ОВЗ важнее результатов, за которые надо отчитаться перед вышестоящими организациями.
Семинар завершился, а к Марии выстроилась целая очередь. Многим хотелось продолжить обсуждение их профессиональных и личных затруднений. На мой взгляд, э то свидетельство доверия, которое родилось у участников к ведущей семинара.