Практика «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы  обучающихся в многопрофильном лицее»
 /  Альманах тьюторских практик и технологий / Практика «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы  обучающихся в многопрофильном лицее»

Практика «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы  обучающихся в многопрофильном лицее»

Наименование практики:  «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы  обучающихся в многопрофильном лицее»

Организация: МБОУ «Воткинский лицей» г.Воткинска Удмуртской Республики.

Срок действия сертификата – август 2017 – август 2020 г.

Заявитель: Ковырзина Людмила Николаевна, зам.директора по научно-методической работе МБОУ «Воткинский лицей».

E-mail: ludmila-nikolaevna@inbox.ru

 

Характеристика целевых групп описываемой практики

Организаторами практики являются: заместитель директора лицея по научно-методической работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, тьюторы лицея (3 человека). Работа проводится в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, родителями обучающихся.

Субъекты практики: учащиеся 7-11-х классов МБОУ «Воткинский лицей».

Цели практики: Создание модели тьюторского сопровождения ИОП в условиях многопрофильного лицея.

Задачи:

  1. создание избыточной вариативной образовательной среды для выбора видов деятельности в различных предметных областях и предпрофессионального самоопределения,
  2. подготовка группы тьюторов,
  3. моделирование и апробация практики тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы обучающихся в многопрофильном лицее.

Предполагаемые результаты практики:

В результате практики будет создана модель тьюторского сопровождения школьников, которая позволит обучающимся лицея:

– получить опыт образовательного и профессионального самоопределения;

– научатся управлять собственными внутренними и внешними ресурсами;

– приобрести навыки выстраивания своего образовательного маршрута и рефлексивной деятельности относительно личностного развития.

Процессы, происходящие в результате практики

I этап –Диагностический

Класс Диагностируемые аспекты Методы, формы и способы деятельности
7класс

(декабрь-февраль)

-Индивидуальный познавательный интерес

– Мотивы обучения

-анкетирование

-диагностика мотивационной ориентации в межличностных коммуникациях- факультатив  «Мой выбор»

8 класс

(сентябрь-октябрь)

-Индивидуальный познавательный интерес

-Мотивы обучения

-анкетирование

-индивидуальная и групповая диагностика по запросу

9 класс

(ноябрь-декабрь)

-Индивидуальный познавательный интерес

-Мотивы обучения

-анкетирование

-индивидуальная и групповая диагностика по запросу

-факультатив «Моя будущая профессия»

-образовательное событие «Моя ИОП»

10 класс

(сентябрь)

– Мотивы обучения

-Предпрофессиональное самоопределение

-Выбор темы индивидуального проекта

-диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса

-диагностика личности на мотивацию и избеганию неудач Т.Элерса

-анкетирование

-индивидуальные тьюторские консультации

-групповые тьюториалы

– тьюторский час

– образовательное событие «Мой выбор»

– игра «Вертушка»

11 класс

(сентябрь)

-Предпрофессиональное самоопределение -ориентационная анкета «Направленность личности»

-индивидуальные тьюторские консультации

-групповые тьюториалы

– тьюторский час

II этап – Деятельностный

На данном этапе проводилась работа по решению поставленных целей и задач.

7 класс

После диагностического этапа семиклассникам предлагается ознакомиться со структурой индивидуальной образовательной программы и составить  ИОП. Эту работу проводят классные руководители. ИОП семиклассники составляют дома самостоятельно. Родители, безусловно, интересуются данным документом и консультируют детей по разнообразным вопросам. Если возникают затруднения при заполнении ИОП, учащиеся обращаются к тьюторам и приходят на индивидуальную консультацию.

Роль тьютора на этом возрастном этапе  заключается в индивидуальном консультировании учащихся, проведении групповых тьюториалов, которые помогают семиклассникам  расставить правильные приоритеты, точки, шаги для осознанного выбора самим ребенком будущего профиля обучения, с помощью которых ученик приобретает опыт самостоятельного движения и  самоопределения, выработке им собственных стратегий образования и развития. В апреле проходит защита индивидуальных образовательных программ.

8 класс

Обучение в 8 классе довольно сложный процесс, так как в учебном плане лицеистов появляются предметы, которые изучаются на углубленном уровне, а также факультативные курсы и учебные практики. Поскольку восьмые классы формируются заново, у учащихся возникают проблемы межличностных отношений, происходит смена лидеров в классе и со своими проблемами школьники идут к тьютору на консультацию.

9 класс

Перед обучающимися 9-х классов  встает проблема выбора своего дальнейшего образования – продолжить его в лицее или других образовательных учреждениях города и выбрать предметы для итоговой аттестации в форме ОГЭ.

В ИОП девятиклассника появились  разделы, которых не было в ИОП семиклассника, например, мой образ будущего. Эту работу начинают классные руководители на часах общения. Они консультируют, поясняют, приводят примеры относительно того, как может быть заполнен тот или иной раздел программы. Далее наступает этап самостоятельной работы ученика с ИОП. По мере возникновения вопросов девятиклассники обращаются к тьюторам за консультацией. В мае проходит защита ИОП (публичная или индивидуальная по выбору учащихся). Защита ИОП является условием поступления в 10 класс лицея.

10 класс

Десятиклассники, защитившие ИОП в конце 9 класса и описавшие свой образ будущего, уже имеют определенное представление о том, в какой вуз они планируют поступать и какую профессию в дальнейшем они хотели бы получить. Определившись  на диагностическом этапе с темой индивидуального проекта, десятиклассники работают над его реализацией. В учебном плане старшеклассников есть курс «Проектная деятельность», который ведут тьюторы. Тьюторский час также предназначен для тьюторских консультаций по вопросам профессионального самоопределения, изучения и составления профессиограмм, знакомства с Атласом профессий, изучения рейтинга вузов страны и условий приема в тот или иной вуз.

Учащиеся, определившиеся со своими профессиональными намерениями, получают возможность выполнить профессиональные пробы во время каникул.

11 класс

Старшая школа – это очень ответственная пора, период самоопределения с ЕГЭ, вузом и профессией. Одиннадцатиклассники продолжают работать с индивидуальной образовательной программой. Происходит корректировка ее разделов, уточняются вузы, в которые ученик планирует поступить, продолжается знакомство с профессиями, востребованными на рынке труда. В марте-апреле выпускники защищают свою индивидуальную образовательную программу (публично или индивидуально). На защиту приглашаются члены администрации лицея, тьюторы, классные руководители, учителя профильных предметов, родители.

Таким образом, индивидуальная образовательная программа учащегося профильной школы – это документ, определяющий способы, средства и ресурсы достижения его образовательных целей в рамках профессионального самоопределения.

Для каждой ситуации выбора  необходима тьюторская поддержка. В рамках обучения старшеклассников на основе  ИОП в условиях Воткинского лицея мы видим работу тьютора в роли консультанта, наставника и организатора, первостепенной задачей которого является поддержка и сопровождение деятельности школьников по построению и реализации ИОП. Тьюторы лицея:

– сопровождают процесс самоопределения старшеклассников, помогают понять и определить собственные жизненные и связанные с ними образовательные цели, разработать индивидуальный образовательный маршрут, обеспечивающий их достижение;

–  оказывают помощь в решении проблем личностного, профильного и профессионального самоопределения;

– предоставляют учащимся информацию для разработки и дальнейшей корректировки ИУП;

– обеспечивают поддержку учащихся в процессе обучения при возникновении индивидуальных затруднений и проблем;

–  анализируют совместно с учащимися результаты принятых ими решений и рекомендуют, какие можно внести коррективы в учебные планы образовательной деятельности.

 

III этап –Рефлексивный

Рефлексивная деятельность велась на всех этапах практики. Одним из методов рефлексивной деятельности была работа с вопросом. Вопросы были направлены на сужение или расширение плана решения возникшей проблемы или интереса, которые помогут старшекласснику определить дальнейшее развитие и реализацию профессионального самоопределения.

Определение результативности практики

Анализируя социализацию выпускников  2014/2015 и 2015/2016 учебного года можно отметить, что большинство обучающихся при окончании  учебы  уже имели представление  о том, где они будут обучаться в  дальнейшем.  Выпускники обучались по ИУП в 10-11 классах, составляли индивидуальную образовательную программу. Во время защиты ИОП учащиеся отмечали какие личностные качества  пригодятся им в будущей жизни, профессиональной деятельности, какие предметы нужны для поступления в ВУЗ, над чем нужно потрудиться  за период 10-11 класса. За время обучения многие выпускники съездили на Дни открытых дверей в вузы. Прописывая каждый шаг в ИОП, старшеклассники смогли оценить значимость своего дальнейшего образования, искали сведения о своей будущей профессии.            Результатом нашей практики является  образовательный маршрут каждого тьюторанта, который обеспечил индивидуализацию образования и стал предметом тьюторского сопровождения. В ходе реализации индивидуальных образовательных программ отслеживалась динамика результатов как самим тьюторантом, так и тьюторами. Успешная сдача ЕГЭ и поступление в выбранный ВУЗ также являются показателем результативности деятельности тьюторов по сопровождению ИОП.

Таким образом, большинство обучающихся МБОУ «Воткинский лицей» осознанно подходят к своему образованию по ИОП. Выпускники имеют представление, в каком вузе продолжат свое обучение.

В процессе работы с индивидуальной образовательной программой старшеклассник получает возможность для самоутверждения, приобретает все виды личностных и регулятивных компетенций, обладание которыми необходимо для успешной жизни в современном обществе.

Рефлексивные эссе, составляемые тьюторантами на разных этапах нашей практики, дают возможность утверждать, что работа обучающихся с ИОП помогает им в самоопределении и саморазвитии, учит самостоятельности и ответственности, побуждает делать пробы и анализировать свои успехи и неудачи. Старшеклассники в рефлексивных эссе выражают благодарность тьюторам за сопровождение и администрации за предоставленную возможность обучаться по ИУП и ИОП.

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости