Рефлексия как старт
 /  Пермский край / Рефлексия как старт

Рефлексия как старт

10 декабря состоялась Пермская региональная конференция «Педагогическое проектирование в теории и на практике
(опыт деятельности АП ФГОС ООО Пк)». В течение 4-8 лет шла апробационная деятельность школ Пермского края по введению Федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе. В ходе этой деятельности были разработаны несколько научно-методических проектов. Один из них мой «Тюторское сопровождение практик индивидуализации обучающихся в основной школе». В течение длительного периода внутри проектов шла интенсивная работа. Над какими вопросами мы размышляли?

  • Какие результаты соответствуют требованиям ФГОС ООО? (распаковка стандарта)
  • Как этих результатов можно достичь? (необходимые и достаточные условия)
  • Как эти результаты можно померить?

(в каких единицах описания это возможно)

Ответы на эти вопросы возникали, осмысливались, менялись. Почему? Потому что мы не просто думали, читали, обсуждали. Мы действовали. У нас появлялась наша практика. Она накапливалась внутри школ-апробационных площадок, появлялся уникальный совместный опыт (семинары-Интенсивы). Ее осмысление оказывало серьезное влияние на представление об образовательных результатах. По итогам этой совместной работы родился методический сборник, в котором пять школ – активный участников проекта описалы свои институциональные модели, представили свою нормативную базу, методические разработки и отдельные кейсы.

На пленарной части мне было предложено выступить с докладом «Soft и self skills как результаты образования и предмет проектирования». Доклад и презентация были подготовлены с опорой на последние разработки Межрегиональной тьюторской ассоциации, в частности на тексты Татьяны Михайловны Ковалевой. Полноценно выступить не случилось (технический сбой). Но какой интерес был к этой теме!!! После пленарного участники просили обозначить время, когда доклад прозвучит, просили выслать презентацию… Это говорит об актуальности заявленной темы и готовности педагогов ее обсуждать. Та часть выступления, которая все же прозвучала, была связана со следующим тезисом. Педагог, утративший интерес к познанию, к саморазвитию, к вопрошанию, не может рассчитывать на получение образовательных результатов. В связи с этим, мне видится, что дальнейшее развитие нашей совместной деятельности связано с  проектированием, в центре которого педагог. Педагогическое проектирование, направленное на реализацию замыслов, целей, смыслов педагога по собственному развитию может быть чрезвычайно перспективным.

Самой продуктивной частью для меня стал малый пленум, на котором участники представили свое рефлексивное отношение к пройденному в ходе реализации проекта пути. Сами названия выступлений говорят о разнообразии фокусов.

  • ДВА ВОПРОСА МОЕЙ ПРАКТИКИ
  • Открытия молодого тьютора
  • Две профессиональные позиции в одной роли – как совмещать, взаимообогащая?
  • В чем польза участия в проекте тьюторского сопровождения для меня как для тьютора и для тьюторанта?
  • Как я становлюсь тьютором: от вопроса – к вопросу…
  • Послесловие: мои размышления о тьюторских результатах и перспективах.
  • Анализируя прошлое – размышляем о будущем

Одно из выступлений – Антроповой Евгении Андреевны – привожу полностью. На мой взгляд, в нем есть то, что открывает путь к педагогическому проектированию, направленному на саморазвитие.

«Сегодня выступала на региональной конференции “Педагогическое проектирование в теории и на практике”  В процессе подготовки пришла к важным для себя мыслям, которыми хочу поделиться и здесь   На данный момент я совмещаю в работе несколько профессиональных позиций: школьный психолог, психотерапевт, тьютор, наставник  В двух точках я устойчивее всего – школьный психолог и тьютор (дольше в них нахожусь, больше ресурсов вкладываю в развитие)  Так как к тьюторству я пришла из психологии, для меня изначально было важно, чтобы эти две позиции не сталкивались и не существовали изолированно друг от друга, а сотрудничали и осуществляли взаимообмен  И вот как это работает в моем случае

Как позиция Психолога в школе помогает позиции Тьютора:

Дети изначально не видят во мне Учителя, следовательно, им проще принять меня в новой позиции

Безоценочность (психологу проще не оценивать детей, чем педагогу)

Безопасность и доверие (формируются быстрее)

Больше свободы самовыражения, моментов проявления субъектности (даже сама обстановка кабинета психологии играет на руку)

Меньше формализма, больше внимания к личности

Проще составлять психологические портреты тьюторантов, видеть зону ближайшего развития (навык натренирован)

Осознанные провокации (в безопасной атмосфере с четким пониманием портрета ребенка можно быстрее выйти в зону ближайшего развития тьюторанта)

Проще не брать на себя ответственность за решения детей, не подсказывать (в отличии от учителей)

Шире арсенал методов рефлексии (игровые квесты, метафорические карты, рисунки, письменные практики и прочее)

Как позиция Тьютора помогает позиции Психолога в школе:

Тьюторство стало моим инструментом нахождения своего места в школе, встраивания в педагогическую систему (именно после появления позиции Тьютора, к позиции Психолога осознанно добавилась приставка “школьный”)

Глубже поняла устройство школы, включилась в педагогические процессы (например, узнала страшное слово ИУП, начала проводить электив)

Научилась планировать и фантазировать в пространстве школы, осознала внешние ресурсы, простроила коммуникации, обрела вторую команду («вылезла из психологической норки»)

Помогает стать увереннее, так как достижения тьюторантов заметнее, чем достижения клиентов в терапии (они стабильнее, их проще измерить)

Помогает прокачать экспертность (психолог не эксперт для клиента, он не знает, как правильно жить, тьютор тоже не эксперт для тьюторанта, но рамки тьюторского процесса четче и ориентироваться в них проще)

Роскошь сосредоточения на одном процессе (тьютор, как и психолог, работает с личностью, но с акцентом именно на процесс самоопределения)

Новые методы работы (например, мои любимые проф. пробы)

Таким образом, я ратую за формулу “Тьютор + Психолог”, через эти точки самоопределяюсь не только профессионально, но и личностно, и хочу, чтобы эти две позиции становились всё сильнее в современной школе  Отсюда вырастает мечта: заняться «психологизацией» тьюторов (а в будущем, возможно, «тьюторизацией» психологов) Вот так бывает полезно отрефлексировать опыт нескольких лет работы и наметить траекторию дальнейшего движения (люблю конференции за этот стимул)»

 

С большой благодарностью обращаюсь ко всем участникам конференции, и нашего проекта. Уверена, нам есть с чем работать дальше.

 

 

 

 

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости