Среда
15 ЯнвОткрытый университет старшеклассников – пространство профильного и профессионального самоопределения
Новый образовательный центр (школа для старшеклассников) города Чайковского активно развивает направление индивидуализации и тьюторского сопровождения через событийность. Открытый университет – один из примеров образовательного события. Группа авторов во главе с заместителем директора Юлией Неволиной представляют основные идеи этого события.
Одним из приоритетных направлений в сфере образования, заложенных в Федеральный государственный образовательный стандарт, является индивидуализация. Ключевым инструментом данного направления выступает организация тьюторского и педагогического сопровождения. На уровне среднего общего образования актуальным является сопровождение процесса профильного и профессионального самоопределения обучающихся. В условиях Нового образовательного центра – автономной школы для старшеклассников, осуществляющей муниципальный набор в 10 класс, реализующей обучение на основе Индивидуальных учебных планов, актуальным становится проведение образовательного события в начале учебного года, направленного на проектирование ими собственного будущего и подбор ресурсов НОЦ для его достижения, отраженных в ИУП. Таким событием стал Открытый университет старшеклассников.
До начала работы Открытого университета старшеклассников психологом школы была проведена диагностика готовности обучающихся к самоопределению. Использовались методики психологического тестирования и стурктурированного интервью (на собеседовании при поступлении в НОЦ). Результаты диагностики учитывались при планировании Университета: из 190 человек только 4 показали высокий уровень рефлексивности, 44 человека имеют цели, связанные с будущим, 53 человека знают, куда будут поступать после школы, но только 29 из них могут обосновать выбор профессии и вуза.
Цель Открытого университета старшеклассников – выработка 10-классниками собственного образовательного решения на основе профильного и профессионального самоопределения в условиях педагогического и тьюторского сопровождения.
Педагогическое сопровождение направлено на освоение норм и способов деятельности, тьюторское сопровождение направлено на создание уникальных образцов образовательной деятельности.
Задачи:
- Организовать деятельность, направленную на выявление индивидуальных запросов старшеклассников к НОЦ через осмысление ими собственного будущего.
- Предоставить возможность старшеклассникам осуществить множественные пробы (факультеты, площадки, мастерские, метапредметные лаборатории) и их рефлексию.
- Инициировать выработку 10-классниками индивидуального образовательного решения.
Прогнозируемые результаты: старшеклассники
- Оформили осознанный запрос к обучению в НОЦ в виде Индивидуального учебного плана (выбор профиля обучения, направления обучения, соответствующий набор элективных курсов и внеурочной деятельности);
- Приобрели опыт сотрудничества с различными субъектами, индивидуального движения в образовательном пространстве;
- Самоопределились в основных путях получения профессионального образования и резервных вариантах.
Прогнозируемые результаты: в Новом образовательном центре
- Произошел запуск тьюторского сопровождения и деятельностных проб
- Проведена диагностика готовности 10-классников к самоопределению
- Сформированы учебные группы на основе ИУП 10-классников
Внутри Открытого университета старшеклассников процесс построен на основе принципов открытости (это возможность выбирать содержание, способ образования; необходимость рефлексирования и проектирования), опоры на общеучебные навыки, деятельностного подхода к проведению всех мероприятий. Важно, что здесь происходит первая встреча десятиклассников с педагогами с тьюторской позицией, которые являются носителями нового для школьников содержания:
- авторами мастерских по самопознанию, развитию мягких навыков и метапредметных способностей, специалистами по профессиям будущего и вузам;
- консультантами «по развитию» – по созданию индивидуальных карт будущего, Индивидуального учебного плана и принятию образовательного решения;
- инициаторами группового анализа и индивидуальной рефлексии по итогам каждого из 3 дней Университета.
Каждый день в ходе Университета начинается тьюториалом и заканчивается рефлексией дня. В ходе тьюториалов и индивидуальных тьюторских консультаций деятельность старшеклассников направлена на осмысление собственного будущего, появление вопросов и запросов к обучению в НОЦ, выбор образовательных ресурсов в пространстве Университета. В рамках факультетов, мастерских и лабораторий происходит профильная проба, освоение образовательного пространства НОЦ, коммуникация с различными субъектами образовательной деятельности, а на этапе рефлексии – осмысление полученного опыта и корректировка ИУП. Любое занятие в Университете начинается с тренинга на коммуникацию. Это обусловлено тем, что ребята находятся каждый раз в новых коллективах: классы только сформированы, а на тьюториалах и рефлексиях нужна определенная степень доверия, на мастерских, площадках состав участников меняется и зависит от выбора ребят.
Результатом Открытого университета старшеклассников является защита образовательного решения, которое должно быть обосновано, взаимосвязано с будущим, обеспечено ресурсами НОЦ. Защита организована в формате Питч-сессии, когда каждый старшеклассник не только защищает свое решение, но и оценивает решения своих одноклассников. Лучшие образовательные решения от класса представляются в актовом зале перед всеми 10-классниками, т.е. демонстрируется норма, лучшие образцы. В рамках Университета десятиклассник получает индивидуальный опыт проектирования своего образования, подбора ресурсов образовательной среды для достижения собственного будущего, опыт рефлексии.
Подробно методическую разработку открытого университета можно посмотреть на сайте МТА в направлении “Государственная школа” https://thetutor.ru/category/direction_of_activity/shkolnoe-obrazovanie/gosudarstvennaja-shkola/