Воскресенье
28 ЯнвНачало
25-26 января состоялась 1-я сессия курсов повышения квалификации по теме «Тьюторское сопровождение самоопределения обучающихся основной школы». Команды от семи территорий Пермского края собрались на одной площадке для разработки своих замыслов институциональных систем тьюторского сопровождения элективных образовательных практик. Аудитория разнообразна по возрасту, базовому предметному образованию, уровню представлений о тьюторстве, опыту участия в проекте «Основная школа – пространство выбора». Это является одним из преимуществ группы. Главное – есть мотивация к совместной деятельности, желание найти ответы на свои вопросы. А вопросов немало. После знакомства с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», функция «Тьюторское сопровождение обучающихся», на флипчарте появились первые девять вопросов. Неподдельный интерес у слушателей вызвала работа с понятиями: выбор, образовательное решение, индивидуализация образования, которая проходила в технологии «Развивающаяся кооперация». Обсуждение выступлений от групп выявило еще одну группу вопросов. Таким образом, была запущена деятельностная логика построения курсовой подготовки: от затруднений участников – к поиску решений. Работа с рефлексивным дневником, в завершении дня, показала, что, особенно, заинтересовало слушателей, над чем они хотели бы подумать, что применить на практике. Второй день курсов был полностью посвящен техникам и технологиям картирования. «Образовательная картография», «Интеллект-карты», технология личностно-ресурсного картирования «СоКРАТ». Освоение технологий происходило в процессе их использования. Так, например, интеллект-карты стали инструментом для предъявления институциональных моделей основной школы, «СоКРАТ» – средством создания ресурсных карт для оформления и реализации замыслов институциональных систем тьюторского сопровождения элективных образовательных практик (то есть для создания выпускных работ). Каждый этап завершается экспертным отношением участников к опыту использования техники, технологии или практики. Благодаря такому экспертному обсуждению, стало ясно, что часть педагогов увидели место применения «Интеллект-карт» в работе с учащимися основной школы; представители администрации заинтересовались деловой игрой «Образовательная картография» и захотели ее провести в своей школе. А вот технология «СоКРАТ» оказалась преждевременной. Ее возможности в работе тьютора участники увидели, а в своей практической деятельности – нет. Ведь подавляющее большинство слушателей курсов не являются тьюторами и нацелены на работу педагога с развитыми тьюторскими компетенциями. Ну что ж, для меня, как автора программы курсов, этот «промах» – тоже опыт, позволяющий увидеть направление дальнейшей работы. А, главное, родились новые вопросы, на которые мы будем искать ответы на следующей сессии. Начало продуктивному взаимодействию положено: между всеми участниками курсовой подготовки, а также между Межрегиональной тьюторской ассоциацией и Пермским институтом развития образования, ставшим инициатором данных курсов.