На пути к тьюторской службе.
 /  Пермский край / На пути к тьюторской службе.

На пути к тьюторской службе.

         Гимназия с углубленным изучением иностранных языков г.Чайковского стала опорной школой РАН. Инновационная образовательная программа под названием «Ученые для будущего – со школьной   скамьи» – основной ориентир развития на ближайшие три года. Программа строится на сочетании трех актуальных линий развития инновационного образовательного поведения в современной школе: линия актуализации новых смыслов и   форм   образовательной   деятельности; линия   создания инновационной образовательной среды; линия   повышения   уровня   освоения учащимися фундаментальных и прикладных научных знаний, исследовательских и проектных умений. Смысл, среда, проектные и исследовательские умения – эти понятия тесно связаны с индивидуализацией образования. Именно поэтому в программу заведено создание тьюторской службы, участники которой смогут обеспечить реализацию заявленных целей и задач, раскрыть уникальность  учащегося, расширить ресурсное поле для будущих ученых.

Процесс создания тьюторской службы основывается на позиционном самоопределении педагогов, готовых осваивать новый вид деятельности. В связи с этим, первым шагом стало собеседование с потенциальными тьюторами. Вот некоторые из вопросов, которые обсуждались на собеседовании

Вопросы на прояснение понимания

  • Что Вы понимаете под пространством выбора?
  • Что такое неопределенность?
  • В чем разница между управлением и сопровождением?
  • Что для Вас рефлексия? Чем она может закончиться?
  • Как Вы считаете за что отвечает тьютор?

Вопросы про опыт работы

  • Какие проекты Вы сами разработали?
  • Какие вопросы Вы умеете задавать?
  • Можете ли Вы держать паузу?

Вопросы  про перспективы

  • Готовы ли Вы к тому, что Вас будут выбирать?
  • Какую детскую активность Вы готовы поддержать/сопровождать?
  • К кому Вы будете обращаться, если сами что-то не понимаете/не знаете?
  • Готовы ли Вы совершать ошибки, делать что-то, чего никогда раньше не делали?

Анализ результатов собеседования  показал, что в гимназической педагогической среде есть люди, которые ориентированы на поддержку и сопровождение. Но их пугает отсутствие опыта, необходимых знаний, а также опасность быть непрофессиональными. Вместе с тем, одно из предложений, которое, по мнению участников собеседования, позволяет более оптимистично смотреть на вхождение в новую профессию – это работа в команде. Так появился заказ на семинар, позволяющий проявить позиции и выделить тех, кто разделяет идеи индивидуализации и тьюторства. Модель семинара рождалась очень непросто. Летний университет тьюторства стал местом обсуждения и коррекции модели. Это произошло благодаря заинтересованному отношению к моей профессиональной задаче со стороны коллег. В ходе моделирования семинара оформилась идея – провести его на основе техник интерактивного вопрошания.

         Первый семинар проходил 5 августа в условиях, когда большинство педагогов находятся в отпуске. Участники семинара – 22 человека, те, кого индивидуально пригласила администрация гимназии, как потенциальную «ядерную группу», то есть на кого возложены будут основные задачи по реализации инновационной программы опорной школы РАН, в том числе новых педагогов. Модель семинара строилась как сессия вопрошания, где индивидуальный вопрос – основной инструмент осмысления, включения, самоопределения. После вступительных обращений, фокусировки внимания на целевой блок и назначение семинара, была развернута техника «Динамическое вопрошание». Ключевой фразой для вопросов стала: «Школьная скамья – место для подготовки ученых будущего». Такой способ «разогрева» аудитории позволил обозначить контуры предстоящего обсуждения, высказать первичное отношение к теме, отреагировать каждому участнику на вопросы друг друга (присоединиться или отделиться от вопроса), новичкам проявить себя в комфортной обстановке, познакомиться. Следующий этап – подготовка и проведение «Позиционного вопрошания». Важный этап для самоопределения участников. Было названо 36 различных позиций, необходимых для эффективной реализации программы. Одна из них – тьютор. 22 участника, 36 позиций. Точка напряжения в том, выйдет ли позиция «тьютор» в число важных после голосования. Рейтинг состоялся и четыре  главных фокуса определились. Тьютор в их числе. На этапе работы с «Картой вопросов» и формирования групп вокруг ключевых вопросов снова возникло напряжение (для меня). Привлекут ли внимание участников тьюторские вопросы. Захочется ли на них искать ответы. В итоге пять вопросов объединили 22 участника. И один из вопросов – «Как будет организована работа тьюторов?». После работы с разными источниками информации – программой, авторами, группы представили свои результаты. В том числе и группа «тьюторов». На схеме появилось их представления о предстоящей деятельности, и возникли дополнительные вопросы, которые остались «подвешенными» – на перспективу. Один из вопросов был связан с образовательными событиями, которые с одной стороны, должны стать новым местом, где необходимо тьюторское сопровождение, а с другой – органично встроиться в живое «тело» гимназии. Появился запрос на следующий семинар. Мы назвали его «Картирование образовательных событий». Важно, что в результате первого семинара, к группе потенциальных тьюторов, которые прошли собеседование, примкнули еще несколько педагогов, проявивших готовность к освоению новой деятельности.

                                     

Второй семинар состоялся через неделю, 12 августа. Теперь участников было 9. Среди них – члены администрации, заинтересованные в создании тьюторского пространства в гимназии, и те, кто выбрал это направление для себя, как перспективное. Отдельного внимания заслуживает возрастной состав участников группы. Два педагога совсем юных, один – 50 «+», остальные 35-45 лет. Первая часть семинара строилась на основе техники интерактивного вопрошания «Поворот». По итогам вопрошания построили «Дерево вопросов». Погружение в проблематику образовательной событийности происходило через осмысление материалов М.Ю. Чередилиной, Т.М. Ковалевой, Н. Мухи, М. Миркес, Б.Д. Эльконина. Среди открытий, зафиксированных участниками, считаю очень важными следующие.

  • «Оказывается, то, что мы раньше называли образовательным событием, таковым не являлось»
  • «Теперь понимаю, как важно опираться на опыт ребят при подготовке образовательного события»
  • «Образовательное событие можно подготовить только в команде»

Третья часть семинара была посвящена обсуждению идей для разработки образовательных событий в 8-х и 10-х классах. Эти параллели являются базовыми в инновационной образовательной программе.  Появились идеи для 3-х образовательных событий в параллели 8-х классов и двух в параллели 10-х.  Форматом картирования названных событий была выбрана «Дорожная карта». И в этой точке семинара стало очевидной проблема ресурсов для предстоящей совместной работы. Что важнее, что приоритетнее, с чего начать? Как  и какие традиционные мероприятия сохранить, от каких отказаться, чтобы не создать перегрузки?  Эти вопросы были взяты администрацией для прояснения к следующей встрече. Она состоится 19 августа. Там начнется самое интересное. Потенциальные участники тьюторской службы разработают свой первый командный продукт – модель образовательного события с условным названием «ИОП старшеклассника».

         Тема создания тьюторской службы в школе уже не первый раз поднимается на нашей странице регионального отделения. Хочется, чтобы вариантов ее создания было много, чтобы они были разные, подтвержденные опытом. Гимназия г. Чайковского находится в самом начале пути. Мы можем пройти с ней этот путь вместе и вместе проанализировать успехи и трудности этого движения.

 

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости