Понедельник
24 ФевИз привычного круга – на виток спирали развития
В январе 2020 года на базе Нового образовательного центра г.Чайковского прошла Рефлексивная сессия для 10-классников. К ее организации и проведению были привлечены силы муниципального тьюторского сообщества “Т – клуб”. Анализ Рефлексивной сессии представляет заместитель директора НОЦа – Неволина Юлия Михайловна. Текст может быть интересен как сточки зрения модели сессии, так и ее итогов.
С 2018 года Новый образовательный центр города Чайковский работает над внедрением ФГОС среднего общего образования, согласно которому предполагается выбор обучающимся профиля обучения – технического, гуманитарного, социально-экономического или естественно-научного. Профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством школы. Профиль обучения строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, направлен на освоение ими специально-научных способов деятельности, развитие профессионально-значимых метапредметных и личностных качеств, подготовку к получению дальнейшего профессионального образования.
При реализации данного подхода к обучению важным становится сопровождение процесса профильного самоопределения старшеклассников. С этой целью в НОЦ проводятся различные образовательные события. Одним из них стала Рефлексивная сессия по итогам первого полугодия обучения, в течение которого обучающиеся реализовывали собственное образовательное решение в пространстве НОЦ.
Концептуальным основанием нашей деятельности стали труды П.Г. Щедровицкого который утверждал, что ребенок, повторяющий деятельность в образце сотни раз, вполне может ничему не научиться. Освоение приходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.
Целью рефлексивной сессии стало формирование старшеклассниками запроса к Новому образовательному центру на изменение через осмысление собственного образовательного опыта в НОЦ. При этом изменения могли касаться самых разных сфер образовательной среды школы. Моделирование и проведение Рефлексивной сессии происходило в соответствии с этапами рефлексивной деятельности по В.В. Краевскому.
На первом этапе работы тьюторской команде важно было организовать позиционирование старшеклассников по отношению к дорефлексивной деятельности. Ребятам предлагалось выбрать метафору (удачным оказался опыт использования русских народных пословиц и поговорок), образ или утверждение (либо «белый лист»), отражающее его образовательное движение в первом полугодии. В результате произошло индивидуальное самоопределение, после чего внутри образовавшихся групп старшеклассники пояснили свой выбор. Каким же образом распределились старшеклассники? Позицию «Знаю, чего хочу и получается» выбрали около 35% ребят и объяснили это тем, что ими уже выбран вуз, выбрана специальность, они понимают, что профиль обучения в НОЦ готовит к поступлению. Позицию «Движение есть, но сомневаюсь, туда ли» выбрали порядка 20% обучающихся, это те, которые на данный момент имеют 2-3 варианта продолжения образования, связанных с разными профилями обучения, и еще выбирают свой будущий образовательный маршрут. Утверждение «Знаю, чего хочу, но пока трудновато» также выбрали 35% старшеклассников, которые оказались не готовы к большим объемам самоподготовки в НОЦ. Утверждение «Сомнений больше, чем успехов» было выбрано менее 10% 10-классников, которые объяснили, что, приходя в НОЦ, у них не было представления, куда дальше идти после школы, они в НОЦ хотели принять окончательное решение исходя из того, что получится, понравится. Вариант «Пока все грустно и бесцельно» не выбрал никто.
Восстановление и осмысление старшеклассниками образовательного опыта в НОЦ было организовано через групповую работу в разных форматах (по выбору тьютора): «Мировое кафе», «Мозговой штурм» или «Опрос мнений». Предлагалось обсудить ряд вопросов: какие моменты первого полугодия вы бы назвали событиями в своем образовании и почему? Какие личные образовательные достижения можете назвать по итогам первого полугодия? Какие моменты первого полугодия в НОЦе считаете общим успехом и почему? Кого и за что хотелось бы поблагодарить в образовательном пространстве НОЦ? Какие трудности выделяете как существенные в образовательном пространстве НОЦ? После обработки результатов опроса группы представили получившиеся материалы. Личные успехи старшеклассники связывают с участием в школьном и муниципальном этапах олимпиады как возможность самоутверждения, успешное прохождение зачетной недели, соответствие профиля обучения их запросам, коллективные успехи в основном были связаны с классными коллективами и профильными учебными группами. Наибольшие трудности связаны с элективными курсами: многие (но не все) ребята не видят их связи ни с будущим образованием, ни с будущей профессиональной деятельностью.
Для изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам старшеклассникам предлагалось создать в группах «Образовательную картину НОЦ» на основе полученных на предыдущем этапе работы текстов. Интересно, что половина классов выбрала форматом картины коллаж, а половина – рисунок (ни один класс не выбрал формат видеорепортажа). Задание для работы групп было сформулировано следующим образом: «превратите текст (второй этап) во фрагмент картины, установив взаимосвязи между частями мирового кафе (опроса мнений, мозгового штурма) стрелками, значками и т.д.». Именно благодаря установлению взаимосвязи между текстами произошло формирование полной картины первого полугодия в НОЦ и анализ образовательного опыта по заданным параметрам. Была организована взаимная экспертиза картин классов. Эксперты оценивали картины других классов с помощью «розы ветров» со следующими критериями:
- Насколько полно отражены образовательные события в НОЦ
- Насколько конкретны подробности успехов
- Насколько глубоко представлены трудности
- Насколько обоснованно выражены благодарности.
Создание картин и их экспертиза оказался наиболее сложным этапом Рефлексивной сессии, затруднения были связаны с установлением взаимосвязей успехов личных и успехов коллективных, образовательных событий и успехов или трудностей и т.д.
На четвертом этапе – выявление и формулирование результатов рефлексии – был проведен тьюториал «Как начать управлять своим образованием». Важно отметить, что для работы на этом этапе были приглашены тьюторы муниципального тьюторского сообщества, после представления которых произошло формирование тьюторских групп. Тьюториал был направлен на то, чтобы старшеклассники смогли придать своему образованию в НОЦ следующие характеристики: осмысленность, ответственность, управление. Тьюторы использовали различные техники и приемы – работа с метафорическими картами и ассоциациями, «соборный текст», заполнение блок-схемы «Изменения в моем образовании после Рефлексивной сессии», квадрат Декарта и другие. В результате старшеклассники рассмотрели возможности и ресурсы НОЦ для своего образования, оценили принятые ими решения и их адекватность, спланировали действия по преодолению своих трудностей и организации взаимодействия для реализации своего образовательного маршрута. Все эти тексты затем использовались при написании рефлексивного эссе на пятом этапе работы.
Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности была организована в технологии позитивного исследования. Старшеклассникам были предложены различные фокусы рефлексии как темы рефлексивного эссе (либо своя тема): «Как управлять своим образованием?»
«Что было, что будет, чем сердце успокоится?», «Мое образование – светлый путь или блуждание в потемках?», «От решения к решению», «Как перевести трудности в ресурсы их преодоления?», «Ресурсы моего образования в НОЦ».
В своих рефлексивных эссе старшеклассники указывали, что выбор профиля обучения у большинства сделан верно, обучение на профиле соответствует их ожиданиям. Ребята понимают, что для реализации их образовательного решения необходимы не только школьные ресурсы. Практически все отмечают эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в пространстве НОЦ. Трудности чаще всего связывают в нехваткой времени и ленью. Многие понимают, что важна их собственная мотивация к обучению, их самоконтроль, «образование – это моя ответственность!», «управлять образованием – это размышлять, знать, понимать, нести ответственность».
Какие же запросы на изменение были получены от старшеклассников НОЦ в результате Рефлексивной сессии? Во-первых – изменить формат элективных курсов! Это должен быть деятельностный краткосрочный безотметочный интенсив. Во-вторых, появился запрос на изучение в рамках учебного плана НОЦ таких предметов, как психология, китайский язык, корейский язык и испанский язык. В-третьих, на увеличение практической деятельности на уроках химии, физики, биологии, географии и английского языка. Кроме этого, 10-классникам важными для своего дальнейшего профильного самоопределения стали встречи с выпускниками, студентами различных вузов страны, индивидуальные тьюторские консультации и работа психолога в НОЦ. Обоснованными оказались запросы на изменение индивидуальных учебных планов.
Г.П. Щедровицкий считает, что «функция рефлексии заключается в том, чтобы выделить в построенном процессе деятельности какие-то новые образования, которые могли бы служить средствами построения новых процессов деятельности». Результатами нашей Рефлексивной сессии можно считать конкретные сформулированные запросы на изменение как инструмент осмысленного управления собственным образованием старшеклассников. Трое обучающихся сменили направление обучения в рамках профиля, 4 человека сменили профиль обучения по итогам рефлексии (3% от всех 10-классников). Еще 22 старшеклассника изменили уровень изучения отдельных предметов в рамках профиля обучения (12% обучающихся). Важно отметить, что проектирование старшеклассниками индивидуального «шага развития» стало осознанным, целенаправленным, обоснованным, то есть ответственным.
Приняты решения на уровне кураторов классов (проведены индивидуальные консультации, тьюториалы, серия образовательных мероприятий по тайм-менеджменту и самоорганизации) и администрации НОЦ по изменениям (внесены изменения учебный план направления «дизайн», включен предмет «психология», в план внеурочной деятельности включен интенсив по навыкам коммуникации, разрабатывается локальная нормативная база для введения дистанционного обучения иностранным языкам, проведен ряд методических семинаров для педагогов НОЦ и т.д.)
«Если нет рефлексии, то невозможно данный объект квалифицировать как развивающийся» – говорит П.Г. Щедровицкий. Думаю, что Рефлексивная сессия позволила выйти из привычного круга – на виток спирали развития и старшеклассникам, и Новому образовательному центру, став своевременным образовательным событием, направленным на сопровождение процесса профильного самоопределения старшеклассников, развитие тьюторских компетенций педагогов, совершенствование образовательной среды школы.