ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ РАЗНЫХ ФОРМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА: ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
 /  Москва / Москва и Московская область / Последние новости / Частная школа / Частная школа / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ РАЗНЫХ ФОРМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА: ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ РАЗНЫХ ФОРМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА: ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Алёна Трухина, тьютор ЧОУ ОО «МШСО» (г. Москва)

Вот уже несколько лет ежегодно в рамках работы по тьюторскому сопровождению семей мы проводим психологические контракты с родителями. За основу взята методика педагогов томской школы «Эврика-развитие». Как правило, мы приглашаем родителей в начале учебного года, предварительно сделав опрос по темам, которые их волнуют. Часть тем мы обсуждаем с педагогами и предлагаем сами, но у родителей всегда есть возможность добавить те темы, которые для них актуальны и волнуют их. Каждый год состав педагогов и семей меняется, дети растут, фокус внимания смещается, поэтому нам важно проводить эти встречи ежегодно.
Из получившегося пула тем мы выбираем самые актуальные, согласно опросу. Например, в этом году это были как темы, традиционные для каждого года – самостоятельность, ответственность, дисциплина, образовательные результаты, так и новые, которых раньше не было – школьные сообщества и взаимодействие между ступенями в школе (наши классы делятся на 3 ступени по три возраста в каждой, например, 1-3 классы это 1 ступень).
Далее родители выбирают наиболее актуальную для них тему и работают в группах, обсуждая и фиксируя на плакате, какие действия педагогов, детей, родителей относительно данной темы обязательны, желательны и недопустимы. После работы групп происходит презентация и общее обсуждение работы команд.
Педагоги, как правило, работают отдельной группой. Новые педагоги могут присоединяться и в родительские группы, так как всегда есть опытные родители, уже давно знакомые со школой, которые могут дать необходимые пояснения по тем или иным вопросам.
Результаты работы оцифровываются и рассылаются всем педагогам и родителям. Они и являются нашим психологическим контрактом на данный год.
В этом учебном году мы решили изменить традиционное проведение психологического контракта, начиная с семей четвероклассников и старше. На эту встречу мы пригласили не только родителей, но и самих ребят. Тьюторской службой были подготовлены листы «Мой путь в образовании в 2023-2024 учебном году», где мы выделили блоки, которые нам было важно обсудить с родителями и детьми.
Это блоки «Мои приоритеты в учебных предметах», «Время для подготовки», «Мои планы на год», «Необходимые мне компетенции и через что я могу их прокачать», «Образование вне школы», «О каких профессиях хочу узнать» и «О каких профессиях могу рассказать» (блок для родителей). Также были оставлены пустые блоки для договорённостей как в начале года, так и в дальнейшем в течение года.
Мы основательно подготовились к встрече с семьями – педагоги-предметники подготовили визуальные карты предметов, тьюторская служба подготовила списки компетенций, администрация – календарные планы, информацию об образовательных событиях и мероприятиях (например, об олимпиадах). Все эти материалы в нескольких экземплярах были размещены на стенах школы.
В результате проделанной работы мы создали индивидуальные семейные психологические контракты, с которыми весь год будет продолжаться работа. Апробация нового инструмента показала, что наиболее эффективно он работает для ребят, начиная с 12-13 лет. На полноценную работу требуется не менее одного часа (оптимально полтора часа), включая работу с тьютором, который задаёт вопросы на понимание, на выявление тех или иных сложностей, на осознание дефицитов (в том числе дефицита времени) и целостности (внутренней логики) образовательного маршрута на год.
Для ребят 9 и 11 классов составление маршрута и определение договорённостей проводилось на индивидуальных встречах с семьями. Форма для этих ребят имела отличия от формы для 4-8 классов с учётом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Планируем дальнейшую работу с новым инструментом сопровождения, исследование его возможностей и корректировку с учётом полученных результатов.

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Черкашин Иван Иванович

Черкашин Иван Иванович

mos.tutor.centr@gmail.com

Более 15 лет работы в международных компаниях. Более 10 лет руководящего опыта. Более 5 лет опыта в обучении и развитии взрослых. Два высших образования: Мировая Экономика, Муниципальное управление (Томский Государственный Университет). Магистр педагогических наук с отличием (Московский Городской Педагогический Университет). Эксперт по развитию Эмоционального интеллекта по программе Skillfolio. Опыт карьерного консультирования более 100 часов. Опыт тьюторсокого сопровождения подростков и взрослых более 200 часов. Эксперт по технологии Gallup Clifton Strenghfinder и компетенций Lominger. Автор собственных тьюторских инструментов. Автор первой художественной книги о тьюторстве «Большой поход».

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

tyucherki@gmail.com

Тьютор частной практики, заместитель руководителя МТЦ, региональный эксперт МТА

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

  • Участникам дистанционного семинара в августе
    Межрегиональная тьюторская ассоциация. Официальные новости и материалы
  •    

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости