ОБ ОБРАЗЕ «ВКРАДЧИВОГО ТЬЮТОРА»
 /  Москва и Московская область / Тьюторская магистратура / Эссе / ОБ ОБРАЗЕ «ВКРАДЧИВОГО ТЬЮТОРА»

ОБ ОБРАЗЕ «ВКРАДЧИВОГО ТЬЮТОРА»

Эхо тьюторской конференции 2020 г. не умолкает в душах наших магистрантов. Поэтому мы продолжаем делиться их размышлениями о предназначении тьютора, о том, насколько бережно он должен относиться к мыслям и устремлениям тьюторанта, не забывая о собственной “самости” .

В этот раз слово берет студентка магистратуры МГПУ “Тьюторство в сфере образования”  Наталья Маркеева,

“Тьюторская научно-практическая конференция 2020 года, несомненно, стала очень ресурсным событием для меня «по всем векторам». Но, как и всегда, важнейший элемент в любом событии для меня – люди. Люди, с которыми я знакомилась и люди, об отношении с которыми я задумывалась.

Работа на мастерской  Морозова Д.В. «Поиск личности в восточной и нео-восточной философии» в качестве не только модератора, но и полноценного участника его тренинга, подарила то удивительное чувство, когда понимаешь – я оказалась именно в том месте, в то время и с теми людьми, которые сейчас мне нужны.

Главные мысли, которые я вынесла после общения с Дмитрием Владимировичем – это то, насколько наши мысли могут интерпретировать реальность и то, насколько важно не вносить эти свои интерпретации и смыслы в диалог с тьюторантом.  Впрочем, это важно в любом диалоге, если нашей целью стоит по-настоящему узнать другого человека. Потому что, немного перефразируя Дмитрия Владимировича, моё эго включает в другом человеке защитную реакцию, и дальше – этот человек подсознательно (а иногда и сознательно) начинает бороться со мной. И о какой тогда плодотворной совместной работе может идти речь?

Все это замечательно и разумно звучит, но встает вопрос – как? Как на каждодневном уровне  оставаться настолько выверенным в разговорах и в диалогах? Как сделать так, чтобы «призма» собственных мнений и опыта не мешала моему взгляду на тьюторанта и его ситуацию?

Мне кажется, во-первых, для этого нужно хорошо узнать себя самого. Научиться заглядывать внутрь себя, исследовать свои желания и стремления, свои страхи и комплексы, имея смелость называть все своими именами. Интересоваться собой, знать и принимать себя.  Наблюдать за своими реакциями в разных ситуациях, научиться анализировать и рефлексировать опыт. И понимать, что все это – только моё, невозможное к «переносу» на другого. И если я буду интересна сама себе – мне не нужно будет постоянно утверждать свою «интересность» в диалоге с другими. Психологи бы, наверное, написали здесь об адекватной самооценке.

А во-вторых – нужно воспринимать любого другого человека как уникальную, неповторимую личность. Книгу, которую хочется прочитать. Совершенно не такую как я. Только искренний интерес к другому человеку способен растопить любой «лед» в отношениях, помочь мне уйти от «оценочной» позиции и принять как аксиому, что бессмысленно и опрометчиво «лезть в чужой монастырь со своим уставом». Потому что мы – «разные книги».  И, что любопытно, второе без первого удерживать довольно сложно. Цитирую Мишеля Фуко «Вы должны чувствовать интерес к другим, и это возможно только в том случае, если мы заинтересованы в себе».

Ну и, в-третьих, – научиться спрашивать себя и отвечать честно на вопрос – кому на самом деле я сейчас хочу помочь? Другому человеку или себе через другого (самоутвердиться, самореализоваться и т.п.)?

Надеюсь, мне поможет то, что все 3 месяца в магистратуре я учусь навыку неспешной, размеренной речи и удержанию пауз – именно они дают  в любом разговоре те несколько драгоценных секунд, за которые можно успеть проанализировать истинные цели и смыслы своих слов. Учусь у некоторых педагогов, у выступающих на конференциях, и, конечно, у некоторых сокурсниц. Например, искусство плавного и вдумчивого ведения диалогов Анны Оболенской привело к появлению образа «вкрадчивый тьютор» в нашем узком кругу.

Неспешность и искренний интерес – важные составляющие плодотворной  работы  тьютора, вот мой личный вывод на сегодняшний день. Продолжаем учиться”.

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Черкашин Иван Иванович

Черкашин Иван Иванович

mos.tutor.centr@gmail.com

Более 15 лет работы в международных компаниях. Более 10 лет руководящего опыта. Более 5 лет опыта в обучении и развитии взрослых. Два высших образования: Мировая Экономика, Муниципальное управление (Томский Государственный Университет). Магистр педагогических наук с отличием (Московский Городской Педагогический Университет). Эксперт по развитию Эмоционального интеллекта по программе Skillfolio. Опыт карьерного консультирования более 100 часов. Опыт тьюторсокого сопровождения подростков и взрослых более 200 часов. Эксперт по технологии Gallup Clifton Strenghfinder и компетенций Lominger. Автор собственных тьюторских инструментов. Автор первой художественной книги о тьюторстве «Большой поход».

Координатор страницы Тьюторской магистратуры

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

alliliya2@yandex.ru

  • К.п.н., руководитель отдела дошкольного образования Института системно-деятельностной педагогики, свободный тьютор тьюторской магистратуры МГПУ.

  • Визитка РО

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости