Среда
10 ФевО ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО ДИАЛОГА
Мы продолжаем публикацию размышлений магистрантов о многогранности тьюторства, о его роли своеобразного “мостика”, позволяющего соединить опыт старших поколений с инициативой и жаждой познания юных, о том, насколько мудрость людей, многое познавших, способна помочь молодым обрести собственное “Я”. Об этом идет речь в эссе студентки 1-го курса московской магистратуры “Тьюторство в сфере образования” Ирины Романовой.
“XXI век с его глобализацией, цифровизацией, социальной разобщенностью, стандартизацией и унификацией, все возрастающим валом информационных потоков поставил перед человеческим обществом задачи поиска нового, неординарного подхода к процессу образования. Самообразование сейчас становится ключевой образовательной стратегией.
Изменилась образовательная ситуация, личностный потенциал человека выходит на первый план. На этом фоне становится особенно заметной потребность в межличностном, культурно-образовательном общении, формировании у каждого члена общества адекватного ответа на вызовы современности, обнаруживается необходимость поиска новых возможностей для восстановления разрушенных связей между поколениями, преодолении установившихся сложностей в межпоколенческом общении, поддержания в человеке любого возраста интереса к постоянному самообразованию, взаимному обогащению при обмене жизненным опытом и инновациями, развитию любознательности, что позволяет раздвинуть личные границы, воспитать и сохранить в себе неповторимую личность.
На мой взгляд, такая возможность предоставляется при создании и развитии неинституциональных, открытых сообществ людей разных поколений, своеобразных образовательно-просветительских клубов, притягивающих всех, заинтересованных в таком общении, от молодежи до пожилых людей. Для успешного функционирования такого клуба идеальной видится линия тьюторского сопровождения, что не совсем привычно для нашего общества. Но время движется вперед, и тьютор все увереннее входит в нашу действительность, начиная от детского возраста, школьников, студентов и продолжая сопровождать людей старшего поколения, наполняя их жизнь новыми смыслами.
Для успеха такого проекта, его поступательного развития существует ряд таких необходимых условий, как открытость, деятельный подход, доброжелательность в общении, создание постоянно расширяющейся образовательной среды, взаимный интерес участников к общению в коллективе.
Два года назад мне повезло с участием в создании такого клуба межпоколенческого общения в неинституциональной среде, совместными усилиями заинтересованных людей разного возраста был создан образовательно –просветительский клуб «Открытая среда/Open space».
Работа в клубе продолжается до сих пор, несмотря на возникшие трудности в общественной обстановке. В прошлом году я прошла переподготовку в «Серебряном университете» МГПУ, где и произошло знакомство с профессией тьютора, после окончания этого курса возникло желание продолжить образование в магистратуре, заняться научным исследованием проблемы тьюторского сопровождения межпоколенческого общения в образовательном процессе в неинституциональной среде.
Исходя из вышеизложенного, основной целью продолжения обучения автора стало выявление возможностей и ресурсов тьюторского сопровождения межпоколенческой коммуникации в образовании, более глубокое изучение теории и практики тьюторской деятельности для модернизации и потенциального развития такого общения. В настоящее время идет процесс изучения педагогической литературы, знакомство с медологическими подходами к построению современного образовательного и просветительского процессов, литературой по дифференциальной психологии, аксиологии, философии открытого образования, технологическим инструментальным тьюторским арсеналом для повышения качества образовательных результатов, наращивания потенциала просветительского клуба и личностного роста его участников”.