Понедельник
29 МарЛичная сверхзадача – научиться употреблять мышление себе во благо
Палитра жизненных дорог студентов тьюторской магистратуры МГПУ чрезвычайно колоритна и богата событиями. Поэтому особенно интересно прочитать о попытках осмыления того, что было, как говорил Остап Бендер, “в эпоху до исторического материализма и после”. О том, что было с тобой в прошлом, о том, как научиться заботиться о себе и и научиться”впитывать” все новое, происходящее в рамках магистратуры, рассуждает А.Дмитриева.
“Творчество и искусство со стороны могут казаться свободными, воздушными сферами деятельности человека, особенно живопись и скульптура. Мне, как человеку, получившему академическое музыкальное образование, видна обратная сторона сферы культуры. Творец всегда находится в состоянии мышления, как философ. Его интересы могут быть разносторонни, амбиции очень высоки, требования к себе завышены, однако в процессе создания творения ему необходимо уметь останавливать себя и фокусироваться на мелочах долгое время. Главная задача – не потерять целостность и не окунуться в нюансы. Мне кажется, что Георгий Петрович имеет в виду это, говоря о воле.
Обучаясь музыке, ремеслу, я не придавала значения формирующейся воле, умению фокусироваться и масштабировать концентрацию. Но, начав учиться в тьюторской магистратуре, увидела в себе некоторые качества, помогающие мне преодолевать трудности в образовательном пространстве. Например, мне легко удерживать, понимать разные стили преподавания, переключаться между ними. Пройдя обучение в течение восьми лет в училище и институте, познакомилась с разнообразными школами исполнительства, разными трактовками одного и того же произведения, поучилась у профессионалов с полярными технологиями игры. Все это сформировало во мне умение анализировать, находить в преподавателе, технологии, школе, какой бы она не была, достоинства и недостатки, уважать профессионалов, у каждого чему-то учиться. Благодаря вариативному пространству (в отличие от предыдущего образования), я смогла выявить свой интерес, нащупать субъектность, расставить приоритеты, сформулировать личный взгляд и получить обратную связь. Для меня было новым, что преподаватели хотят знать мое мнение, просят отрефлексировать каждое занятие, развернуто отвечают на все вопросы, вдохновляют и поддерживают. Раньше я никогда не высказывала взрослым людям свои мысли, идеи, мне было страшно и некомфортно. Оказалось, что я могу быть услышанной и правильно понятой. Мне также никогда не приходилось учиться в группе с настолько разносторонними и ресурсными людьми, такой поток информации меня задавил, я вынуждена была выработать способы взаимодействия с группой.
Мне радостно, когда я открываю для себя новое знание, поэтому вне рамок учебы всегда интересовалась философией, социологией, футурологией, психологией, литературой, искусством. На занятиях знания из разрозненных областей постепенно складывались в единую картину, я находила новые грани их применения, что очень значимо для меня. Невероятно приятно понимать, что нахожусь в одном ценностном поле с уважаемыми, профессиональными тьюторами, преподавателями. Я задумалась о кризисе самоопределения, который возможно случится в будущем, о месте творчества в мире через 20 лет, о самоопределении творческого человека (может ли ему помочь тьютор), о границах применения саморефлексии и управлении ею, о соединении музыки и тьюторства в формировании self-skills, о грани, разделяющей психологию и педагогику, о своем опыте работы с учениками над самоорганизацией, о применении интегральной модели Кена Уилбера в тьюторстве, о грани между тьютором-универсалом и тьютором-предметником(в широком смысле в сфере гуманитарного или технического знания, в сфере науки или практической деятельности и так далее).
Стремясь увидеть или, если ее нет, создать во всем четкую структуру, я по-своему посмотрела на строение курса магистратуры. Мне кажется, понимание целостности возникает именно посредством всестороннего анализа и принятия знаний, а не оценивания его. В этом смысле я согласна с Борисом Марковичем Островским в том, что в обучении новому нужно сначала принять правила игры, а затем преобразовывать ее. Очень интересно и страшно было делать первые шаги, понимая головой, что не имеешь никакой твердой почвы под ногами, но она постепенно твердела с каждым месяцем! Построение курса от непосредственного опыта к знаниям помогло мне почувствовать себя на своем месте в тьюторском сообществе, я осознала: тьюторство больше, чем педагогика, в деятельность можно войти с разным опытом, а успешность реализации своего потенциала зависит от уровня саморефлексии и открытости к опыту. Также я очень противилась и сопротивлялась темпу работы над ВКР, так как в начале учебы не мыслила магистерскую работу настолько свободной, вариативной, творческой. Тьютор Ломакина Елена и преподаватели вселили в меня уверенность, я осознала, что именно проблема плохой самоорганизации, несамостоятельности детей в том числе побудила меня получить тьюторское образование. Думаю, если бы выбирала тему работы после получения базы знаний, выбрала бы проблемную, нужную тему, но актуальную для научного мира, а не для меня. Объем знаний, который я получила, мне показался недостаточным, но я думаю – важнее получить непосредственный опыт в деятельности в рамках магистратуры, а по культурно-предметному вектору достаточно самообразования. Андрей Александрович расширил для меня ресурсы в педагогике, помог сформулировать вопросы к курсу, оформить свой интерес, который позже привел меня к теме ВКР. Практикумы, проводимые Верой Леонидовной и Вадимом Евгеньевичем, также помогли мне найти тему и форму, с помощью которой я смогу максимально раскрыть ее. Встречи с тьюторами, благодаря курсу Максима Владимировича, позволили мне понять контекст тьюторства и специфику в каждой возрастной категории, дефициты в той или иной сфере, вдохновили, и в итоге с помощью вопросов, которые меня интересовали, я осознала, что больше всего меня волнует. Занятия по компетенциям оказали на меня самое большое влияние, этот курс обо мне, для меня, очень помогает, проблематизирует, заставляет взглянуть на себя с другой стороны. Я испытываю огромную благодарность за организацию этого курса, так как он оказался для меня самым ресурсным. Практика в университетской школе и работа с тьютором 2 курса под руководством Лады Игоревны помогла мне осознать: чтобы передать опыт субъектности тьюторанту, необходимо самому стать субъектом. Признаюсь, мне было сложно работать с девушками-подростками, но я осмелилась применять различные техники из других областей деятельности, некоторые из них оказались удачными. В целом я многое поняла о себе, работая с немотивированными девушками, которым нужно было для галочки сделать паспорт работы, это большой опыт, и я буду анализировать его, возвращаться к нему не раз.
В течение трех месяцев погружения в тьюторство мне приходили разнообразные идеи по улучшению курса, по расширению продуктов обучения. Например, методичка для начинающих тьюторов по ресурсам для каждой профессии или сферы деятельности. Анализируя практику в университетской школе, я выявила свой дефицит в недостаточном знании современных профессий, их особенностей, мне сложно работать с тьюторантами, если я хотя бы немного не разбираюсь в аспектах разных профессий. Также мне захотелось создать список каналов с вебинарами, курсами, лекциями, докладами на видеохостинге YouTube для педагогов и тьюторов, интересующихся современными трендами. Последнее задание Оксаны Юрьевны подтолкнуло меня к идее создания альтернативной более полной профессиограммы тьютора и профессиограммы куратора, а также их сравнение.
Сверхзадача моей работы над собой, заботы о себе в рамках обучения в магистратуре – научиться употреблять мышление, управлять им себе во благо, научиться делать осознанный выбор в плане образовательных ресурсов”.