Личная сверхзадача – научиться употреблять мышление себе во благо
 /  Москва и Московская область / Тьюторская магистратура / Эссе / Личная сверхзадача – научиться употреблять мышление себе во благо

Личная сверхзадача – научиться употреблять мышление себе во благо

Палитра жизненных дорог студентов тьюторской магистратуры МГПУ чрезвычайно колоритна и богата событиями. Поэтому особенно интересно прочитать о попытках осмыления того, что было, как говорил Остап Бендер, “в эпоху до исторического материализма и после”. О том, что было с тобой в прошлом, о том, как научиться заботиться о себе и и научиться”впитывать” все новое, происходящее в рамках магистратуры,   рассуждает А.Дмитриева.

“Творчество и искусство со стороны могут казаться свободными, воздушными сферами деятельности человека, особенно живопись и скульптура. Мне, как человеку, получившему академическое музыкальное образование, видна обратная сторона сферы культуры. Творец всегда находится в состоянии мышления, как философ. Его интересы могут быть разносторонни, амбиции очень высоки, требования к себе завышены, однако в процессе создания творения ему необходимо уметь останавливать себя и фокусироваться на мелочах долгое время. Главная задача – не потерять целостность и не окунуться в нюансы. Мне кажется, что Георгий Петрович имеет в виду это, говоря о воле.

Обучаясь музыке, ремеслу, я не придавала значения формирующейся воле, умению фокусироваться и масштабировать концентрацию. Но, начав учиться в тьюторской магистратуре, увидела в себе некоторые качества, помогающие мне преодолевать трудности в образовательном пространстве. Например, мне легко удерживать, понимать разные стили преподавания, переключаться между ними. Пройдя обучение в течение восьми лет в училище и институте, познакомилась с разнообразными школами исполнительства, разными трактовками одного и того же произведения, поучилась у профессионалов с полярными технологиями игры. Все это сформировало во мне умение анализировать, находить в преподавателе, технологии, школе, какой бы она не была, достоинства и недостатки, уважать профессионалов, у каждого чему-то учиться. Благодаря вариативному пространству (в отличие от предыдущего образования), я смогла выявить свой интерес, нащупать субъектность, расставить приоритеты, сформулировать личный взгляд и получить обратную связь. Для меня было новым, что преподаватели хотят знать мое мнение, просят отрефлексировать каждое занятие, развернуто отвечают на все вопросы, вдохновляют и поддерживают. Раньше я никогда не высказывала взрослым людям свои мысли, идеи, мне было страшно и некомфортно. Оказалось, что я могу быть услышанной и правильно понятой. Мне также никогда не приходилось учиться в группе с настолько разносторонними и ресурсными людьми, такой поток информации меня задавил, я вынуждена была выработать способы взаимодействия с группой.

Мне радостно, когда я открываю для себя новое знание, поэтому вне рамок учебы всегда интересовалась философией, социологией, футурологией, психологией, литературой, искусством. На занятиях знания из разрозненных областей постепенно складывались в единую картину, я находила новые грани их применения, что очень значимо для меня. Невероятно приятно понимать, что нахожусь в одном ценностном поле с уважаемыми, профессиональными тьюторами, преподавателями. Я задумалась о кризисе самоопределения, который возможно случится в будущем, о месте творчества в мире через 20 лет, о самоопределении творческого человека (может ли ему помочь тьютор), о границах применения саморефлексии и управлении ею, о соединении музыки и тьюторства в формировании self-skills, о грани, разделяющей психологию и педагогику, о своем опыте работы с учениками над самоорганизацией, о применении интегральной модели Кена Уилбера в тьюторстве, о грани между тьютором-универсалом и тьютором-предметником(в широком смысле в сфере гуманитарного или технического знания, в сфере науки или практической деятельности и так далее).

Стремясь увидеть или, если ее нет, создать во всем четкую структуру, я по-своему посмотрела на строение курса магистратуры. Мне кажется, понимание целостности возникает именно посредством всестороннего анализа и принятия знаний, а не оценивания его. В этом смысле я согласна с Борисом Марковичем Островским в том, что в обучении новому нужно сначала принять правила игры, а затем преобразовывать ее. Очень интересно и страшно было делать первые шаги, понимая головой, что не имеешь никакой твердой почвы под ногами, но она постепенно твердела с каждым месяцем! Построение курса от непосредственного опыта к знаниям помогло мне почувствовать себя на своем месте в тьюторском сообществе, я осознала: тьюторство больше, чем педагогика, в деятельность можно войти с разным опытом, а успешность реализации своего потенциала зависит от уровня саморефлексии и открытости к опыту. Также я очень противилась и сопротивлялась темпу работы над ВКР, так как в начале учебы не мыслила магистерскую работу настолько свободной, вариативной, творческой. Тьютор Ломакина Елена и преподаватели вселили в меня уверенность, я осознала, что именно проблема плохой самоорганизации, несамостоятельности детей в том числе побудила меня получить тьюторское образование. Думаю, если бы выбирала тему работы после получения базы знаний, выбрала бы проблемную, нужную тему, но актуальную для научного мира, а не для меня. Объем знаний, который я получила, мне показался недостаточным, но я думаю – важнее получить непосредственный опыт в деятельности в рамках магистратуры, а по культурно-предметному вектору достаточно самообразования. Андрей Александрович расширил для меня ресурсы в педагогике, помог сформулировать вопросы к курсу, оформить свой интерес, который позже привел меня к теме ВКР. Практикумы, проводимые Верой Леонидовной и Вадимом Евгеньевичем, также помогли мне найти тему и форму, с помощью которой я смогу максимально раскрыть ее. Встречи с тьюторами, благодаря курсу Максима Владимировича, позволили мне понять контекст тьюторства и специфику в каждой возрастной категории, дефициты в той или иной сфере, вдохновили, и в итоге с помощью вопросов, которые меня интересовали, я осознала, что больше всего меня волнует. Занятия по компетенциям оказали на меня самое большое влияние, этот курс обо мне, для меня, очень помогает, проблематизирует, заставляет взглянуть на себя с другой стороны. Я испытываю огромную благодарность за организацию этого курса, так как он оказался для меня самым ресурсным. Практика в университетской школе и работа с тьютором 2 курса под руководством Лады Игоревны помогла мне осознать: чтобы передать опыт субъектности тьюторанту, необходимо самому стать субъектом. Признаюсь, мне было сложно работать с девушками-подростками, но я осмелилась применять различные техники из других областей деятельности, некоторые из них оказались удачными. В целом я многое поняла о себе, работая с немотивированными девушками, которым нужно было для галочки сделать паспорт работы, это большой опыт, и я буду анализировать его, возвращаться к нему не раз.

В течение трех месяцев погружения в тьюторство мне приходили разнообразные идеи по улучшению курса, по расширению продуктов обучения. Например, методичка для начинающих тьюторов по ресурсам для каждой профессии или сферы деятельности. Анализируя практику в университетской школе, я выявила свой дефицит в недостаточном знании современных профессий, их особенностей, мне сложно работать с тьюторантами, если я хотя бы немного не разбираюсь в аспектах разных профессий. Также мне захотелось создать список каналов с вебинарами, курсами, лекциями, докладами на видеохостинге YouTube для педагогов и тьюторов, интересующихся современными трендами. Последнее задание Оксаны Юрьевны подтолкнуло меня к идее создания альтернативной более полной профессиограммы тьютора и профессиограммы куратора, а также их сравнение.

Сверхзадача моей работы над собой, заботы о себе в рамках обучения в магистратуре – научиться употреблять мышление, управлять им себе во благо, научиться делать осознанный выбор в плане образовательных ресурсов”.

Руководитель Московского регионального отделения

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Место работы: Тьютор Нешколы "Взлётная полоса", региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К1", эксперт кафедры "Тьюторство" Академии социальных технологий.

Руководитель регионально отделения Московской области

Участников не найдено

Тьюторская магистратура

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

Место работы и должность:
НОУ ДПО ИСДП г. Москва, руководитель отдела дошкольного образования.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости