Индивидуальный учебный план или Индивидуальная образовательная программа: что нам строить?

Индивидуальный учебный план или Индивидуальная образовательная программа: что нам строить?

Тьютор сопровождает Индивидуальную образовательную программу (далее – ИОП). Аксиома. А что это такое, ИОП?

Много и часто упоминается ИОП. Но не менее упоминается индивидуальные и маршрут, и траектория, и, даже, план.

Дело в том, что ИУП – единственное, что упоминается, – а значит и урегулировано, – на законодательном уровне, остальное имеет абсолютно разнящиеся трактования и единого мнения нет, даже в тьюторском сообществе.

Глоссарий:

ИУП (индивидуальный учебный план) – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

По Закону право на ИУП имеют все обучающиеся, это закреплено в их академических правах. Я рассмотрю несколько моделей (по мере обработки и систематизации информации и выстраивания их в модели). Есть разные основания, акторы и точки инициации. В каких-то случаях Школа может, а в каких-то она обязана инициировать создание и разработку ИУП. Начнем с

Модель № 1 Инициирует Обучающийся и (или) законные представители, Школа включается.

Начну с ответов (своего видения) подходящих к этому вопросов

«Как тьютору предъявлять результаты работы с ИОМ администрации? И надо ли?»

Т.к. в данной модели именно Администрация является составителем ИУП, то, естественно, надо.

Как: в виде результатов промежуточной аттестации, периодических анкет (в консолидированном виде) обратной связи от всех интересантов

«Как вписать тьютора в педагогический состав школы?»

Ввести должность в штатное расписание или расширить трудовую функцию имеющегося сотрудника.

NB!: Школа ОБЯЗАНА назначить в качестве тьютора сопровождающее ИУП лицо (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО). В случае если в Школе нет тьютора по должности, следует поручить сопровождение педработнику, удовлетворяющему следующим требованиям: ВО по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы не менее двух лет.

«Как обосновать необходимость, перспективность и выгоду ТС в муниципальной школе?»

Хорошо и грамотно построенная ТС в Школе способна привести к выдающемуся сильному результату. В данной модели мы рассматриваем положение, когда Школа не может уклониться, она обязана составить и реализовать ИУП. Поэтому, если Школа войдет в эту ситуацию неподготовленной, не в ресурсе, она не сможет использовать этот непростой, но усиливающий инструмент, и, более того, кроме попорченной репутации, она ещё нарушит закон, что может негативно отразиться на результатах надзорной деятельности и претензий со стороны надзора, родителей, учредителя. Делать надо хорошо, все возможности для этого есть.

«Запрос от ребенка или от администрации?»

Может быть и так, и так. Школа обязана инициировать обучение по ИУП для длительно болеющих детей, для осваивающих Программу  ускоренно или в нестандартной для Школы форме обучения, а также для ребят с академической задолженностью.

В рассматриваемой модели запрос идет от обучающегося, посредством предоставления заявления о переводе на ИУП в Администрацию.

«Ответственность Тьютора» закрепляется в ЛНА (Положение об обучении по ИУП, приказ, должностная инструкция, неформальный договор).

«Формальная фиксация» ИУП происходит в материальном документе.

«Как оформляется ИУП документарно?»

Процесс инициируется Заявлением Обучающегося (его законным представителем), далее приказом Руководителя Школы запускается процесс разработки проекта ИУП, в котором назначаются все ответственные лица, далее проект согласовывается всеми интересантами, окончательный вариант закрепляется в документе ИУП, который теперь будет являться частью ООП Школы (не забудьте его туда внести), который утверждается Руководителем Школы. Дополнительным документом я вижу неформальный, но письменный, многосторонний договор в котором четко расписывается кто за что отвечает, этакий контракт.

«Кто составляет ИУП?»

Законом не урегулировано. Как правило, этим занимается зам.рук. по УВР, но разумно будет стратегический уровень отдать в администрацию, а тактически этим заняться самому тьютору. Кто бы этим не занимался, что надо сделать: составить индивидуальный перечень предметов, которые войдут в ИУП;  дополнить предметами по выбору, выбрать необходимое из перечня элективов; увеличить/уменьшить объемы РП предметов; пересмотреть и поменять при необходимости промежуточные аттестации.

NB!: Необходимо ещё на стадии проекта ИУП просчитать часы, перечень предметов, чтобы не нарушить ФГОС и СанПравила.

«Что (и где) делает обучающийся для составления ИУП?»

По моему глубокому убеждению, обучающийся должен привлекаться на всех досягаемых для него этапах. Безусловно, всё начинается с запроса, с которым тьютору следует очень внимательно поработать и если тьюторант готов и есть основания полагать, что он удержит это, то необходимо инициировать процесс разработки ИУП для него на уровне Школы, посредством подачи заявления в администрацию. Результаты работы с тьютором позволят указать в заявлении интересующие предметные области, по которым хотелось бы сделать акцент, причины, по которым требуется ИУП, обозначить круг заинтересованных лиц. Следующим необходимым, на мой взгляд, этапом является согласование проекта ИУП, на котором обучающийся сможет переоценить свои возможности для обучения по ИУП в предфинальном виде. И завершающим будет этап сразу после утверждения ИУП в окончательной редакции. Здесь мы, как бы, окончательно контрактуемся и вступаем в фазу реализации.

***

Что можно делать уже сейчас: изучите Положение об ИУП в Вашей Организации. Что в нём Вам помогает, что мешает? Зачастую, этот документ достаточно формален и в нем может оказаться много мешающих несуразиц. Поэтому, лучше пересмотреть его сейчас, пока Вы не вынуждены им пользоваться. Когда Вы получите заявление на обучение по ИУП, то будет уже несколько поздно, его надо уже будет применять. Позаботьтесь о себе и здравом смысле заранее!

Интересанты: Обучающийся, Родители (законные представители), Администрация, третьи лица (например, спортшкола, медорганизация)

Владимир Логинов

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Черкашин Иван Иванович

Черкашин Иван Иванович

mos.tutor.centr@gmail.com

Более 15 лет работы в международных компаниях. Более 10 лет руководящего опыта. Более 5 лет опыта в обучении и развитии взрослых. Два высших образования: Мировая Экономика, Муниципальное управление (Томский Государственный Университет). Магистр педагогических наук с отличием (Московский Городской Педагогический Университет). Эксперт по развитию Эмоционального интеллекта по программе Skillfolio. Опыт карьерного консультирования более 100 часов. Опыт тьюторсокого сопровождения подростков и взрослых более 200 часов. Эксперт по технологии Gallup Clifton Strenghfinder и компетенций Lominger. Автор собственных тьюторских инструментов. Автор первой художественной книги о тьюторстве «Большой поход».

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости