Вторник
30 ИюлПрошёл учебный год
Завершился учебный год… Опыт, знакомства, проекты, открытия, решения ….
Несколько мыслей об этом.
1. Первый этап подготовки тьюторской команды университета и организаций партнёров: обучение, супервизия, первые практики. Что в опыте? Коллективное горизонтальнее обучение, которое позволяет продвинуть друг друга в понимании тьюторской деятельности. Выяснилось, что передача от более опытного неофиту важна, но максимальный эффект достигается взаимопередачей и взаимообучением, ибо ресурс КСО обладает более мощным потенциалом, чем потенциал одного мастера. Кроме того, запишем в опыт самые трудно дающиеся аспекты тьюторской подготовки: безоценочное взаимодействие («а как же передать своё отношение?»), переход от преподавательской позиции к тьюторской («как понять, я сейчас кто?»), и «классика жанра» – преодоление иллюзии «мы же всегда так работали, только называли по-другому». И очень крутой эффект обучения и сопровождения, который возник от необходимости сделать образование тьюторов максимально доступным для обычных педагогов : разработка алгоритма проектирования группового тьюториала, алгоритма моделирования тьюторской практики
2. Запуск тьюторского сопровождения в университете: со-бытия и тьюториалы по сопровождению процесса профессионализации студентов. Что в опыте? Открытие того, что осознание студентами их профессионализации никак не обустроено ; приходя в педагогический университет, подрастающее поколение очень смутно представляет предстоящую педагогическую деятельность, и чему надо будет учиться. Было выявлено, что очень востребованной является педагогическая практика вне формально организованной производственной практики. Для тьютора – это задача создания пространства разнообразных профессиональных проб
3. Запуск проекта «Университет в школе»: серия образовательных со-бытийных встреч старшеклассников с преподавателями и студентами университета. Что в опыте? Большой интерес школьников к иной (по иному сконструированной) образовательной среде. Это нам в плюс. И понимание того, что статус педагогической профессии весьма низок у подрастающего поколения. Это нам в печаль и в действие.
4. Реализация принципа индивидуализации в обучении студентов разных курсов, включая магистрантов. Что в опыте? Объективация неготовности наших будущих и действующих педагогов к индивидуальной образовательной деятельности. Анализ индивидуальных продуктов, создаваемых для осознания своего профессионального развития, показал несформированность способности самопроектиоования фактически у всех наблюдаемых субъектов. Более того – у многих проявляется стеснительность в отношении своей субъективности, индивидуальности . Но есть позитив – тьюторское сопровождение благотворно влияет на ситуацию (по мнению сопровождаемых)
5. Вхождение в проекты МТА и реализация собственных проектов: стратегические проекты МТА, Тьюторская НЕконференция…. Йошкар-Ола, Ижевск, Ярославль (в августе ещё Чайковский) – это только локации, а сколько людей из самых разных регионов. И великая ценность профессионального общения, совместных размышлений, порождения идей, продвижения и открытий.