Среда
20 АпрТьюторская практика. Работа с индивидуальным прогрессом ребенка
Опыт показывает, что социальные изменения, происходящие в нашем обществе, приводят к увеличению неравенства стартовых возможностей детей, начинающих свое образование. Это ставит сложную задачу перед школой – в короткое время выравнять эту дифференциацию детей и подготовить их к успешному переходу на следующую ступень.
В связи с этим, приоритетной задачей в работе с учащимися становится их развитие в целом. В соответствии с данной задачей педагогами нашей гимназии используется следующий алгоритм учета индивидуального прогресса обучающегося, выраженный в анализе академического прогресса в усвоении учебного плана, который отражает индивидуальный темп и ритм развития каждого ребенка.
Индивидуальный прогресс учащегося в педагогике понимается как планомерное позитивное продвижение учащегося в процессе обучения, как положительная динамика предметных, метапредметных и личностных результатов. Оценка индивидуального прогресса учащегося может осуществляться в рамках внутренней оценки, которая осуществляется субъектами, участвующими в обучении. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, и административных выводов по результатам обучения, а учитывается личный прогресс самого ребенка, его динамика в развитии и изменение в ситуации усвоения учебной программы, его точки опоры и роста, ресурсы и риски в ходе реализации учебного плана.
Продемонстрирую, как осуществляется эта работа, на примере встречи с учениками 7 класса.
Структура и содержание предлагаемой модели
Проблема: несоответствие индивидуальных образовательных результатов обучающихся имеющемуся потенциалу.
Прогнозы, академические риски по итогам 2 четверти.
Подготовительная работа: распечатать табель успеваемости за первую четверть, отчет по оценкам и посещаемости за первую четверть для каждого ученика.
Ход встречи: каждый ученик работает со своими оценками по табелю, пишет прогноз оценок, предполагаемый средний бал по каждому предмету, что необходимо исправить и как я это могу исправить, как я могу повлиять на ситуацию с получением дополнительной оценки, мои риски и что я с ними делаю.
Сравнительный анализ итогов первой и второй четвертей: где средний бал повысился, где упал, причины, возможности избежать снижения бала, решение, как усилить бал, что помещало справиться с поставленной задачей, прогноз на следующую четверть.
Вопросы ученику для анализа:
*Удовлетворён ли ты своим результатом?
*Хотели бы вы исправить ситуацию?
*Что будешь делать для того, чтобы изменить результат?
*Кто может помочь тебе в этой ситуации?
*Что может помещать и как?
*Как с этим справиться?
*Каков план на 3 четверть?
*Чем ты занят помимо учебы, внеурочная деятельность, напиши название кружков и секций?
Техники и способы работы:
*техники вопрошания
*Приемы рефлексии (научить ребенка через этот инструмент смотреть на собственные достижения и планировать результат на будущее, ставить новые цели и задачи)
*Планирование программы действий
Таким образом, самоанализ свой успеваемости ученика является важной составляющей в период его обучения и становления, как зрелой самостоятельной личности, так как заставляет взять на себя ответственность в плане развития, самоуправления и постановки новых целей на будущее. Через совместную деятельность с тьютором (педагогом) ребенок способен обнаружить новые ресурсы, отследить динамику процесса собственного образования, развить способность к рефлексии, самооценке; расширить границы образования и спроектировать свою ИОП, тем самым выйти за рамки обучения в образовательном учреждении в открытую среду образования.
Оленева Н.А., тьютор МАОУ
«Гимназия № 5 г.Чебоксары