Мир театра – особая площадка появления новых индивидуальных образовательных проектов подростков
 /  Чувашия / Мир театра – особая площадка появления новых индивидуальных образовательных проектов подростков

Мир театра – особая площадка появления новых индивидуальных образовательных проектов подростков

Чувашия

Стремительное развитие научно-технического прогресса дарит человечеству всё больше высокотехнологичных развлечений, однако ни одно из них никогда и ни при каких условиях не сможет затмить собой его величество театр. С течением времени количество почитателей театральных представлений только увеличивается, что в очередной раз доказывает, что театральное искусство существует вне пространства и времени – это неуловимая тонкая творческая материя, волшебство, которое покоряло предыдущие поколения, покоряет современников и будет покорять следующие поколения ещё много веков.

Практика показывает, что регулярные выходы в театр являются хорошим приёмом построения индивидуального образовательного маршрута, который позволяет увидеть и выявить интересы, способности и особенностей каждого ребенка. Именно в стенах театра дети получают полезную для жизни информацию в ненавязчивой непоучительной форме, чего они так не любят. Учась на поведении сценических персонажей, они вбирают в себя правильные жизненные принципы, моральные устои, здоровые нормы поведения. Театральные представления как ничто другое учат жизни и формируют правильные взгляды, здоровую систему ценностей, делая человека полноценной личностью. Именно здесь рождается огромное поле для вопросов на осмысление, возможности задуматься, обсудить, поспорить или отстоять свою позицию.

Старшим подросткам непросто сделать выбор относительно своей жизненной цели: они только учатся самоопределяться, выбирать существенное для себя, определять ресурсы, расставлять приоритеты. В этом возрасте старшеклассники испытывают противоречие: с одной стороны, для них является значимым внешнее оценивание их индивидуальности; с другой, они демонстрируют показное равнодушие к внешней оценке, и пытаются предъявлять собственные критерии оценивания. Мотивы учения старшеклассников изменяются.

А посещение театра вместе с классом   с последующим обсуждением спектакля для многих из них является важным   событием, своеобразной площадкой задуматься о самом себе и своей жизни, о своем будущем. Для педагогов же коллективное посещение театра – это замечательная возможность попробовать себя в роли тьютора, сопровождающего подростков и старшеклассников на пути поиска себя в образовании или самообразовании, в жизни, а, возможно, и в будущей профессии.

Хотела бы поделиться своим опытом организации коллективных посещений театра с подростками. В качестве примера – сопровождение учащихся 8 класса, познакомившихся со спектаклем Камерного театра «О чем молчат рыбы?».

Цели посещения театра: расширение образовательного пространства, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся; содействие развитию интереса подростков к различным видам театрального искусства; расширение спектра познавательных интересов подростков, обогащение кругозора, «культурная прививка», инициирование индивидуального образовательного проекта.

Весь процесс посещения спектакля можно условно поделить на пять этапов.

1.Этап предварительной работы. Беседа с использованием техник вопрошания. Ключевые вопросы: «О чем могут молчать рыбы? С чем я иду на спектакль? Мои представления и  ожидания  от предстоящего события. Ответы записываются на стикерах и размещаются на доске.

2.Просмотр спектакля. Наблюдение за реакции учащихся, проявлением эмоций, первыми высказываниями.

3.Обсуждение после спектакля. Обязательные вопросы: Ваши ожидания совпали? Я предполагал, думал и ожидал другое? (работа с текстами, записанными ранее на стикерах).

  1. Обсуждение с выходом на интерес, с помощью вопросов:

* Чем отличается обстановка камерного театра от всех других театров?

* Игра каких актеров удивила, поразила, вызвала добрые чувства?

*Соответствуют ли декорации  спектакля замыслу постановки?

* Чем бы фильм отличался от постановки произведения на сцене?

* в чем смысл спектакля?

*Соответствует ли название спектакля содержанию, теме?

*Чему учит это произведение?

*Посоветовал  бы ты своему сверстнику посмотреть этот спектакль?

*Что зацепило?

*Почему ответ не найден?

*Кому хотелось бы остаться в этой теме? Подумать еще?

*Кому хотелось бы выйти из темы?

*Кому хочется продолжать?

*Как представляете работу дальше?

  1. Выход на план, программу, пробу. Используемые техники и способы работы: наблюдение, техники вопрошания, приемы рефлексии, разработка стратегии, планирование действий, деятельностная проба

Благодаря совместным встречам с детьми в рамках театральных событий, преподаватели смогут осуществлять навигацию деятельности учащихся во внеурочное время, помогать им более глубоко и осмысленно осваивать интересующие их предметы, самостоятельно находить нужную информацию, выстраивать образовательные маршруты.

Возможно, именно эти совместные посещения театра, обсуждения просмотренных спектаклей помогут взрослым не просто обеспечить передачу опыта поколений молодым, но и научить их необходимым в условиях настоящей жизни навыкам наблюдения, самоорганизации, рефлексии и осмысления прожитого полученного опыта, планирования дальнейших образовательных шагов, и в целом, привить чувство ответственности за свою настоящую и будущую жизнь.

Оленева Нина Александровна,

тьютор МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • Визитка РО Чувашской республики
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости