Проложенными маршрутами и нехожеными дорожками
 /  Конкурс "Тьютор года" / Форум "Тьюторский сейшн" (МТА+Институт ПрЭСТО) / Чувашия / Проложенными маршрутами и нехожеными дорожками

Проложенными маршрутами и нехожеными дорожками

Мой первый маршрут на образовательный интенсив «Вперед, в будущее!» в Пермский край был проложен в 2018 году. К тому времени я уже была наслышана о таком интересном формате: о нем представители сетевого института ПрЭСТО рассказывали на московских тьюторских конференциях, на Летних университетах тьюторства.

Решила поучаствовать – интересно же понять, что такое тьюторский сейшн, попробовать стать его частью. Тем более, тогда там впервые проводился Всероссийский фестиваль деятельностных проб. Съездила в Пермский край. Поняла, что это – место силы, куда стоит стремиться. На следующем интенсиве, в 2019 году, мне уже доверили, как представителю МТА, стать экспертом на конкурсе «Тьютор года». Были большие планы и на 2020 год: в проект «Технология свободного проектирования» включилась целая команда из учителей и школьников нашего лицея.  В последний момент очный формат отменился из-за пандемии. Тогда команде ПрЭСТО пришлось за считанные дни перевести интенсив в онлайн. Этот опыт пригодился в следующем году: когда стало понятно, что очередной конкурс тьюторов в онлайне проводить нецелесообразно, ключевым событием интенсива стала Первая всероссийская метапредметная олимпиада. Целую неделю марта 2021 года, с утра и до позднего вечера, мы встречались у экранов компьютеров с тьюторами и школьниками из всех часовых поясов страны. Это было удивительно – смотреть друг другу глаза в глаза, беседовать на тьюториалах, присутствовать на конкурсных испытаниях. Ощущение почти полного присутствия. Но …

Я-то уже знала, как выглядит очная модель «Вперед, в будущее!», ведь «у каждого Будущего есть свое Прошлое». Мне реально не хватало тех остановок на маршруте, которые входят в хронотоп (чуднОе, но очень точное слово) интенсива: реальных общих сборов (с ответственностью старост групп за присутствие); общего круга, живой частью которого ты являешься; «позитивной движухи» по утрам («потопталки», «постучалки», «пошумелки») и рефлексии по вечерам, когда пауза не «затягивается» – она для осмысления и накопления смелости на высказывание. Тьюториалов по конструированию проб и живого наблюдения за тем, каким восторгом они завершаются. И такого прекрасного «общественного признания», когда человеку можно хлопать радостно, громко, вместе…

Сбылось: в 2022 году, интенсив был запланирован в очном формате. Новое название – Университет личного образования «Весна -2022» – это заявка на большее, чем просто недельный лагерь совместной интересной жизни. Мне снова доверили быть в составе команды организаторов ПрЭСТО и МТА. В течение полугода мы каждую неделю встречались на зумах, пошагово продвигаясь в представлениях о том, как организовать в рамках интенсива очередной – четвертый по счету – конкурс «Тьютор года». Базовые события – студии, проекты, мастер-классы участников, профессиональные пробы – были для нас вполне знакомым маршрутом. А вот по процедурам оценивания конкурсантов возникало много вопросов. Был сформулирован основополагающий принцип – оценивать в совместной деятельности. Но было понятно и другое: чтобы принцип заработал, деятельность должна начаться.

Она началась на предварительном этапе: это были общие онлайн-встречи участников по совместному конструированию Университета.  Надо ли говорить, что с каждой встречей у всех у нас вопросов становилось все больше?

И вот, 18 марта 2022 года, мы собрались в уютном санатории «Изумруд» на берегу Камы в городе Чайковском. Мы – это взрослые и дети из Пермского края, Удмуртии, Новосибирска, Красноярска, Москвы, Екатеринбурга, Чебоксар.

То, что придется идти «нехожеными тропами» стало понятно почти сразу: из-за событий в стране многие, кто собирался, не приехали, и потенциальных тьюторантов – школьников – оказалось гораздо меньше, чем рассчитывали. Всегда ожидаемо, что среди взрослых участников далеко не все имеют опыт тьюторства, и в этом плане интенсив – замечательная возможность его получить. Но оказалось, что даже конкурсанты (а этап предварительного отбора был отменен) очень разные не только по опыту, но и по подходам к тьюторской деятельности. Поэтому, например, вместо традиционных методологических семинаров решили проводить методические.

Тем не менее, Университет личного образования («Хочешь чему-то научиться – учи других!») свое название оправдал. А в конкурсе – объективно и по праву – определились два победителя, призер и лауреаты. И показательно, что ими стали представители разных тьюторских школ – Перми, Новосибирска, Москвы.

В замечательной статье «Мы это сделали!», опубликованной на сайте МТА, руководитель регионального отделения Пермского края Марина Тюмина об этом событии рассказала очень подробно, интересно и рефлексивно.

А я свою завершу тем, что даже проложенный маршрут требует поиска новых дорог. И такие дороги должны не только расходиться, но сходиться. Мы уже привыкли ежегодно встречаться на Летних университетах тьюторства. Весенний Университет личного образования (тьюторский сейшн, образовательный интенсив «Вперед в будущее!») – это место, которое многим тьюторам еще не знакомо. А зря.

Елена Иванова, член Чувашского регионального отделения МТА.

 

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • Руководитель проекта Всероссийский конкурс “Тьютор года”

    Имакаев Виктор Раульевич

    Руководитель проекта Всероссийский конкурс “Тьютор года”

    Тюмина Марина Владимировна

    Тюмина Марина Владимировна

    m196104@rambler.ru

    Образование:

    • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

    Место работы:

    • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010г, город Чайковский, директор.

    Профессиональные интересы:

    • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
    • Технологии открытого образования
    • Новые модели открытого образования
    • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
    • Образовательный туризм.

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости