Мы это сделали!

                           

        Все начиналось на ЛУТе -2021. Было заявлено, что в предстоящем году состоится 4-й Всероссийский конкурс «Тьютор года». Две команды – сетевого института ПрЭСТО и МТА приступили к разработке основных элементов конкурса и их нормативному оформлению. Начиная с сентября,  каждую неделю собирался оргкомитет, чтобы обсудить очередной шаг. Договаривались о принципиальных подходах. Главный из них – конкурс должен протекать в естественной среде, которая обладает теми главными характеристиками индивидуализации образования, к которым мы все стремимся. Она должна быть избыточной, вариативной, открытой, провокативной…Вставало много вопросов: как наблюдать за участниками конкурса в такой естественной обстановке? На что обращать внимание? Будет ли наблюдение давать объективную картину? Все эти вопросы нас проблематизировали, продвигали, обогащали новыми решениями и договоренностями. Были и организационные вопросы: как обезопасить участников, если пандемия продлится? Какие форматы проведения возможны, если будут ограничения? Что важнее,  конкурс или Университет личного образования, который стал пространством для разворачивания конкурсных действий? Думали, искали, решали. И вот, казалось бы, все решено. Количество участников конкурса вполне приличное – 28. Модель Университета личного образования «Весна-2022» создана. Проведено несколько онлайн встреч для знакомства  друг с другом, с моделью УЛОВ-2022. Заявлено, что состоится заочный (отборочный) тур для конкурсантов, чтобы выйти на заявленное в Положении количество участников – 15 из 28. Даже дату назначили. И тут случилось то, что никто не мог предвидеть… Началась специальная военная операция… Неопределенность, которая и так характеризовала предстоящий конкурс, усилилась в разы. От оргкомитета потребовалось волевое решение. Первоначальная попытка изучить общественное мнение потенциальных участников Университета личного образования ничего не показала. Точнее, показала, что люди делятся точно поровну на тех, кто готов ехать  в Чайковский (место проведения конкурса), им важен очный формат. И тех, кто не готов в сложившейся ситуации рисковать, покидать семью. Им удобнее, если конкурс будет в онлайн формате. Заседание оргкомитета по принятию решения было очень непростым. Все понимали риски, с которыми мы столкнемся: количество участников станет меньше, в том числе количество детей. За этим  последуют ограничения в пространстве профилактория, который должен был по первоначальному замыслу (на 100 человек), быть в полном нашем распоряжении. И, конечно, содержательные вопросы: кто тьюторы, кто тьюторанты? Как создать условия для полноценного проживания тьюторами своих профессиональных действий? Считаю, что в очередной раз базовая модель, созданная институтом ПрЭСТО на основе интенсива «Вперед, в будущее!», доказала свою состоятельность и жизнеспособность. Решение принято 10 марта, за неделю до начала конкурса. Университет личного образования состоится в указанные сроки, в заявленном месте. На его базе развернется 4-й Всероссийский конкурс «Тьютор года-2022» в очном формате. Описывая сейчас все сложности принятия решения, я хочу подчеркнуть, как важно опираться на команду, которая сложилась в оргкомитете в процессе подготовки и реализации данного проекта.

                «Нас приняли!»  – эти слова, как нельзя кстати, приходятся на первый и второй день заезда в Университет. Каждая делегация – из Красноярска, Новосибирска, Москвы, Чебоксар, Перми, Чайковского, Екатеринбурга, Удмуртии, была принята с радостью и с открытым сердцем. Первые несколько часов – это знакомство, знакомство  и еще раз знакомство. Кто-то может сказать, зачем? Времени так мало, надо скорее начинать образовательный процесс. Отвечу. Его невозможно начать, пока не возникнет доверие участников друг к другу, к организаторам, к самому пространству Университета. Пока не станет очевидным, что это – Университет личного образования, где все учат всех. Процесс заявления конкурсантов проходил естественным, я бы сказала, натуральным способом. Всем взрослым было предложено стать участниками конкурса и, что называется, «сделать шаг вперед». Таковых оказалось 10 человек. О чем думалось, когда эти замечательные люди проявили свою активность? О том, что они настоящие герои, шагнувшие в неопределенность, о том, что они такие разные (по возрасту, по опыту) и как трудно будет оценивать их деятельность. А еще было ощущение предвкушения чего-то удивительного и многообещающего. Ведь никто не мог знать, как все развернется.

                Время и пространство сжались так, что каждый день ощущался как неделя, месяц. Столько событий происходило вокруг и с нами! Авторские студии. Ого, для такого количества участников – около 50 – 18 студий – это серьезно. Практически, каждый третий заявил себя как автор. Среди ведущих студий не только взрослые, но и дети. Как мне повезло! Я выбрала студию Полины (девушки из Красноярска) – «Красота через фото». С каким удовольствием я училась в студии! Сколько положительных эмоций мне принесли уроки Полины! Заявила и свою студию «Кино со смыслом». Таких глубоких, осмысленных с разных сторон позиций по поводу кино как инструмента работы тьютора, я не видела никогда. Студия получилась! Все три дня работы студий были наполнены содержанием и впечатлениями. А параллельно шли проекты, мастер-классы, Море активности отражалось на нашем информационном стенде. Утренний парк-ленд и вечернее общественное признание вновь и вновь давали возможность участникам почувствовать свою значимость и ценность для этого удивительного сообщества. А еще – ценность себя самого для самого себя. Не обошлось без конфликтных ситуаций. Но я считаю, что это – нормально. Это – показатель того, что пространство реагирует не только на позитив, но и на негативные проявления. Важно, как был построен процесс разрешения конфликта. На итоговой рефлексии один из участников его сказал, что сожалеет, что потратил почти три дня на сопротивление и не использовал те возможности, которые здесь есть. Это и есть – один из показателей результативности.

             Вечер четвертого дня – запускается новый процесс – профессиональные пробы. Это  – моя тема. Она так мне важна. Я многое хочу понять, открыть, увидеть. А еще многим хочу поделиться. Ведь пробами занимаюсь несколько лет. Торможу себя (хотя очень хочется вмешаться). Иногда не торможу и активно заявляю свою позицию. Работаем в паре. Не сразу, но ощущаю это. Именно то, что мы с Радиком работаем в паре. Столько тревоги, сколько я испытала при организации проб, не было ни в одной другой части интенсива. Как будто я в пробах за все отвечаю. Хотя это совсем не так. Тьюторы принимают ответственную позицию. Ищут профессионалов. Кто-то онлайн, кто-то в оффлайн пространстве. Идет конструирование проб. Каждый общается с каждым. Для кого-то количество встреч становится критичным. Так много всевозможных рекомендаций, что уже не понимаешь, чего хочешь сам. А ведь главное, удержать запрос тьюторанта. Пробы случаются. Это – увлекательно занятие – наблюдать за тем, как ведут себя тьюторы конкурсанты  (*и не конкурсанты) во время пробы. За их глазами, телесными проявлениями. Ведь проба – это дело тьюторанта. Тьютор не может вмешиваться (пока это безопасно). А так хочется! Прям вижу, что это желание накрывает, но… Справляются. И наблюдают, фиксируют, понимают. Полтора дня пролетели как один миг. А ощущение, что это было полтора месяца. Ведь столько сделано! Методологический семинар по сущности проб, встречи с профессионалами, конструирование проб, их защита на методическом совете, сама проба, рефлексия пробы с тьюторантом, защита реализованной пробы, общая рефлексия.  А в промежутках – встречи, консультации, обсуждения. Состояние интеллектуального напряжения считывается. Нужна разрядка. Мария предлагает «пошалить».                                                       Мегапроект «Остров» становится настоящим релаксом для всех взрослых. Забавные наряды, правила, которые надо разгадать, дурацкие попугаи, которые все время мешают… Кстати, одним из дурацких попугаев была я. Это отдельная история, как важно и нужно перевоплощаться из серьезной, умудренной опытом матроны в смешную птицу, которая говорит короткими фразами, одна из которых «Попка дуррак!»

              А проекты, запущенные  в первый день, продолжаются. В распорядке дня всегда есть место для реализации собственных инициатив. Играем в снежки, чистим набережную Камы, танцуем, поем, играем, дискутируем, создаем видео ролики, релаксируем… Все эти процессы – следствие заявленных тем проектов. Каждый день вывешиваются результаты БРС (балльно-рейтингвой системы). Не могу сказать, что этот процесс (оценки) стал ключевым. Так это ведь и хорошо. Все, что делается в Университет, делается не для и не ради оценки. А для себя и для других. Ты это делаешь, потому что тебе интересно и важно это делать.

           Завершающий этап в конкурсном процессе – тьюторские истории. Не могу сказать, что мои ожидания совпали с тем, что я увидела и услышала. Скорее наоборот. Сначала был некоторый шок. Было даже ощущение, что мы, организаторы, что-то не доработали, не досказали, не дообъяснили. Но жизнь учит отпускать ситуацию. И переставать сопротивляться тому, то происходит. Творчество и академизм были как два полюса проявлены в ходе презентации тьюторских историй. Огорчения и сопереживания, открытия и восхищение – это далеко не полный перечень эмоций, которые я пережила за эти небольшие два часа. И снова ощущение, что время и пространство сжались. Ведь в тьюторских историях раскрывалось так много сущностного в характеристиках каждого участника.

            А вечером был бал! Конечно, это событие в жизни всех, кто туда пришел. Даже если они не подают виду, что наполнены удивительным ощущением красоты и праздничности, все равно это так. Я, пожалуй, впервые, чувствовала себя на балу уместно и комфортно. Мне нравилось и танцевать, и наблюдать… Галантность кавалеров, красота и элегантность дам. Все оставило яркий, позитивный след в душе.

               Так быстро пролетели 6 дней. Общая рефлексия расставляет все точки над i. Что возьмет с собой каждый участник в ту жизнь, которая продолжится уже завтра? Какие шаги сделает, от чего откажется, чем наполнит свою реальность? Рефлексивные высказывания – отдельная тема для анализа. А пока – прощание в том самом зале, где вроде бы недавно, а по ощущениям, очень давно, состоялось знакомство. Трогательность, искренность, открытость, доверие.. Это ничего, что многим хочется плакать. Ведь эмоции – это важный показатель отношения к происходящему. Но мы видим перспективы, мы готовы войти в свою жизнь обновленными, мы строим совместные планы. Я точно создам группу в Телеграмм под названием «Профессиональные пробы» и вовлеку туда как можно больше заинтересованных лиц. Чтобы было место обсуждения кейсов, предстоящих проб, поиска профессионалов, осмысления впечатлений детей, которые их прошли. Я это сделаю!

                Награждение, благодарности, результаты БРС. Все это прошло в соответствии с планом.. Официальная часть состоялась. Но это – одна строчка. А главное, что случилось ранее и что будет дальше.

Мы это сделали!

Выражаю огромную благодарность всем членам оргкомитета за сотрудничество в самом глубоком смысле этого слова. А также тем, кто рискнул и приехал на наш Университет личного образования. А еще тем, кто рискнул дважды, и стал участником 4-го Всероссийского конкурса «Тьютор года-2022». Он войдет в историю нашего сообщества как самый  яркий конкурс, проведенный в условиях жесткой неопределенности.

Марина Тюмина

#тьюторгода22

#улов22

#университет_личного_образования

 

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

Руководитель проекта Всероссийский конкурс “Тьютор года”

Имакаев Виктор Раульевич

Руководитель проекта Всероссийский конкурс “Тьютор года”

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010г, город Чайковский, директор.

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости