Примерка профессии в лицее г. Чебоксары
 /  Государственная школа / Чувашия / Примерка профессии в лицее г. Чебоксары

Примерка профессии в лицее г. Чебоксары

Нет человека на земле,
который не примерял бы на себя профессию учителя.
Симон Соловейчик «Час ученичества»

В нашем лицее №44 города Чебоксары много лет существует традиция: в День учителя все уроки ведут старшеклассники. Мы называем это днем профессиональных проб «Я – учитель».
Наверное, можно было бы придраться к правомочности такой формулировки, ведь в тьюторском сообществе есть свое понимание и свои контексты организации профессиональных проб: должно быть изучение запроса тьюторанта, обсуждение с ним будущей пробы, ее конструирование с «профессионалом», а по окончании пробы – глубокая рефлексия. А в ситуации, когда в школе более тысячи учащихся, по шесть классов в параллели, надо найти дублеров пятидесяти педагогам и провести все уроки по расписанию – в этой ситуации организовать тьюторское сопровождение каждого учащегося, желающего попробовать себя в роли учителя, просто нереально.
Тем не менее, традиция сложилась – а это значит, что есть определенная среда, побуждающая (в последнее время стало модным говорить – провоцирующая) к появлению запроса. Проще говоря, уже в сентябре дети заявляют: «Мы хотим проводить уроки, и мы все организуем». Поэтому каждый год находятся и самые ответственные одиннадцатиклассники, которые берутся быть «завучами», и «учителя» для 5-9 классов, и «учителя для учителей».
Интересно замечать, что в последние годы «завучам» достается не столько организаторская, сколько диспетчерская работа, ведь многие старшеклассники заранее договариваются с определенными учителями: кто-то выбирает любимого педагога, кто-то – любимый предмет. Те, кто не успел договориться, записываются на «то, что осталось». Все ли хотят проводить уроки? Конечно, нет. Кто-то стесняется и побаивается. Впрочем, «лекарство от страха» дети нашли сами: «Мы проведем все шесть уроков, но … втроем». Кто-то, потерпев фиаско в 10-м классе («Дети вообще не умеют слушать!»), в 11-м просят «завучей»: «Запишите меня не учителем, а классным руководителем – я буду сидеть на последней парте и следить за дисциплиной». Иногда бывает и так: «Ну вот, все нормальные предметы разобрали, осталось только «Семьеведение» – что я буду на уроке делать?!».
Но, в конечном итоге, «завучи» справляются со всеми проблемами и составляют расписание на весь день с учетом замен, вакансий и кабинетов. А настоящие (взрослые) учителя не вмешиваются в процесс, они ждут, когда к ним дети сами подойдут за «техническим заданием», а если надо – то и за консультацией.
В этом году мы решили больше приблизить процесс к настоящим пробам и попросили побыть учителей в роли «профессионалов»: поприсутствовать на первом уроке и дать школьникам, проводившим урок, обратную связь. На всех последующих уроках учителей в классах уже не было. Только «завучи» проходили по всем кабинетам, чтобы убедиться: процесс идет и сигнал «SOS» ниоткуда не раздается.
А где же в это время были учителя? Все педагоги в составе 12а, 12б и 12в классов учились на уроках, которые подготовили для них школьники. Это – своеобразная «фишка» наших профессиональных проб. Всем известно, что взрослых учить труднее – хотя бы потому, что они не любят, когда их учат, тем более – поучают. Поэтому для учителей дети всегда готовят особые уроки – интерактивы, мастер-классы. Школьники, которые берутся за уроки для учителей, приходят с миллионом вопросов, и здесь принцип свободного проектирования «Не подсказывать!» у нас не работает: и «подсказываем», и советуем, а если попросят «послушать» – то и слушаем. Зато какие интересные уроки получаются!
Например, в этом году учителя на уроке «Магия узора» вышивали себе талисман с чувашским орнаментом, на мастер-классе «Фото на 5+» учились делать сюжетные фоторепортажи, а на уроке «В будущее с ИИ» осваивали создание картинок с помощью искусственного интеллекта. Ни одного скучающего лица на этих уроках не было. И те педагоги, которые умеют думать, наверное, о многом задумались!
По-настоящему организованная профессиональна проба должна завершаться рефлексией. С каждым из более, чем ста старшеклассников, примеривших на себя профессию учителя, поговорить не получится. Но есть в старших классах такой предмет – «Индивидуальный проект» – который ведет автор этой статьи… А значит, есть время и место для рефлексивных разговоров.
Ну, а в чате предмета появляются такие заметки: «В День учителя мне представилась возможность попробовать себя в роли учителя ИЗО. Я поняла, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход: у кого-то тень от фигуры не получается, а кто-то вообще не знает, с чего начать»; «По окончании уроков я осознал всю сложность поддержания дисциплины в классе и важность подготовки к проведению урока»; «Появилось понимание, что учитель – это не просто профессия, это призвание, и не каждый справится с такой работой»; «Я не планирую поступать в педвуз, но мне было интересно оказаться по другую сторону учительского стола и посмотреть на все учительским взглядом»; «Я боялась, что на уроке для учителей я не смогу смотреть им в глаза. Но оказалось, что это очень важно – встретиться глазами и увидеть интерес и одобрение»; «Я так выложилась на первых двух мастер-классах, что к третьему уже почувствовала усталость, и даже апатию. А как же учителя объясняют одну и ту же тему по шесть уроков каждый день?!»; «Мы репетировали свой урок для учителей пять раз! Но, когда урок закончился, ко мне подошли учителя и сказали, что я держусь совершенно уверенно, и что они даже удивились»; «Я понял, что умение учить должно быть не только у учителя. Оно пригодится и в моей будущей профессии».
Что ж, для кого-то из школьников примерка профессии состоялась. И они могут возразить Сенеке: «Не для школы, для жизни мы учимся»

Елена Николаевна Иванова,
педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары,
член МТА

Related Posts

Монтессори-педагогика, Томская область
Тьюторское сопровождение группового субъекта: на примере семейного образовательного события «Большой поход».

С точностью можно утверждать, что образование сегодня полисубъектно. На первый план выходит полисубъектный подход, выражая особый способ взаимодействия

Семейное образование, Ярославская область
Тьюторское сопровождение семейного образования в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

В Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского на базе существующего тьюторского центра открылось новое направление — тьюторское

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • Координатор страницы Государственной школы

    Координатор страницы Государственной школы

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости