Примерка профессии в лицее г. Чебоксары
 /  Государственная школа / Чувашия / Примерка профессии в лицее г. Чебоксары

Примерка профессии в лицее г. Чебоксары

Нет человека на земле,
который не примерял бы на себя профессию учителя.
Симон Соловейчик «Час ученичества»

В нашем лицее №44 города Чебоксары много лет существует традиция: в День учителя все уроки ведут старшеклассники. Мы называем это днем профессиональных проб «Я – учитель».
Наверное, можно было бы придраться к правомочности такой формулировки, ведь в тьюторском сообществе есть свое понимание и свои контексты организации профессиональных проб: должно быть изучение запроса тьюторанта, обсуждение с ним будущей пробы, ее конструирование с «профессионалом», а по окончании пробы – глубокая рефлексия. А в ситуации, когда в школе более тысячи учащихся, по шесть классов в параллели, надо найти дублеров пятидесяти педагогам и провести все уроки по расписанию – в этой ситуации организовать тьюторское сопровождение каждого учащегося, желающего попробовать себя в роли учителя, просто нереально.
Тем не менее, традиция сложилась – а это значит, что есть определенная среда, побуждающая (в последнее время стало модным говорить – провоцирующая) к появлению запроса. Проще говоря, уже в сентябре дети заявляют: «Мы хотим проводить уроки, и мы все организуем». Поэтому каждый год находятся и самые ответственные одиннадцатиклассники, которые берутся быть «завучами», и «учителя» для 5-9 классов, и «учителя для учителей».
Интересно замечать, что в последние годы «завучам» достается не столько организаторская, сколько диспетчерская работа, ведь многие старшеклассники заранее договариваются с определенными учителями: кто-то выбирает любимого педагога, кто-то – любимый предмет. Те, кто не успел договориться, записываются на «то, что осталось». Все ли хотят проводить уроки? Конечно, нет. Кто-то стесняется и побаивается. Впрочем, «лекарство от страха» дети нашли сами: «Мы проведем все шесть уроков, но … втроем». Кто-то, потерпев фиаско в 10-м классе («Дети вообще не умеют слушать!»), в 11-м просят «завучей»: «Запишите меня не учителем, а классным руководителем – я буду сидеть на последней парте и следить за дисциплиной». Иногда бывает и так: «Ну вот, все нормальные предметы разобрали, осталось только «Семьеведение» – что я буду на уроке делать?!».
Но, в конечном итоге, «завучи» справляются со всеми проблемами и составляют расписание на весь день с учетом замен, вакансий и кабинетов. А настоящие (взрослые) учителя не вмешиваются в процесс, они ждут, когда к ним дети сами подойдут за «техническим заданием», а если надо – то и за консультацией.
В этом году мы решили больше приблизить процесс к настоящим пробам и попросили побыть учителей в роли «профессионалов»: поприсутствовать на первом уроке и дать школьникам, проводившим урок, обратную связь. На всех последующих уроках учителей в классах уже не было. Только «завучи» проходили по всем кабинетам, чтобы убедиться: процесс идет и сигнал «SOS» ниоткуда не раздается.
А где же в это время были учителя? Все педагоги в составе 12а, 12б и 12в классов учились на уроках, которые подготовили для них школьники. Это – своеобразная «фишка» наших профессиональных проб. Всем известно, что взрослых учить труднее – хотя бы потому, что они не любят, когда их учат, тем более – поучают. Поэтому для учителей дети всегда готовят особые уроки – интерактивы, мастер-классы. Школьники, которые берутся за уроки для учителей, приходят с миллионом вопросов, и здесь принцип свободного проектирования «Не подсказывать!» у нас не работает: и «подсказываем», и советуем, а если попросят «послушать» – то и слушаем. Зато какие интересные уроки получаются!
Например, в этом году учителя на уроке «Магия узора» вышивали себе талисман с чувашским орнаментом, на мастер-классе «Фото на 5+» учились делать сюжетные фоторепортажи, а на уроке «В будущее с ИИ» осваивали создание картинок с помощью искусственного интеллекта. Ни одного скучающего лица на этих уроках не было. И те педагоги, которые умеют думать, наверное, о многом задумались!
По-настоящему организованная профессиональна проба должна завершаться рефлексией. С каждым из более, чем ста старшеклассников, примеривших на себя профессию учителя, поговорить не получится. Но есть в старших классах такой предмет – «Индивидуальный проект» – который ведет автор этой статьи… А значит, есть время и место для рефлексивных разговоров.
Ну, а в чате предмета появляются такие заметки: «В День учителя мне представилась возможность попробовать себя в роли учителя ИЗО. Я поняла, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход: у кого-то тень от фигуры не получается, а кто-то вообще не знает, с чего начать»; «По окончании уроков я осознал всю сложность поддержания дисциплины в классе и важность подготовки к проведению урока»; «Появилось понимание, что учитель – это не просто профессия, это призвание, и не каждый справится с такой работой»; «Я не планирую поступать в педвуз, но мне было интересно оказаться по другую сторону учительского стола и посмотреть на все учительским взглядом»; «Я боялась, что на уроке для учителей я не смогу смотреть им в глаза. Но оказалось, что это очень важно – встретиться глазами и увидеть интерес и одобрение»; «Я так выложилась на первых двух мастер-классах, что к третьему уже почувствовала усталость, и даже апатию. А как же учителя объясняют одну и ту же тему по шесть уроков каждый день?!»; «Мы репетировали свой урок для учителей пять раз! Но, когда урок закончился, ко мне подошли учителя и сказали, что я держусь совершенно уверенно, и что они даже удивились»; «Я понял, что умение учить должно быть не только у учителя. Оно пригодится и в моей будущей профессии».
Что ж, для кого-то из школьников примерка профессии состоялась. И они могут возразить Сенеке: «Не для школы, для жизни мы учимся»

Елена Николаевна Иванова,
педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары,
член МТА

Related Posts

Дошкольное образование, Иркутская область
Региональная стажировочная площадка для педагогов дошкольных образовательных организаций прошла в Братске

Региональная стажировочная площадка «Педагогическая поддержка личности в системе дошкольного образования: родитель и ребенок как часть общности детского сада».

Государственная школа
Тьюторский университет для родителей (ТУР-25) в школе «Эврика-развитие»

  Томское региональное отделение Межрегиональной тьюторской ассоциации и МАОУ Школа «Эврика-развитие», Федеральная инновационная площадка Министерства просвещения РФ, провели

Одаренные дети, Приморский край, Тьюторская магистратура
Тьюторы Дальневосточного центра развития тьюторских практик на “БЕЛОМ ПАРОХОДЕ”

Этим замечательным летом студенты нашей тьюторской магистратуры приняли участие в благотворительном проекте “Белый пароход”, созданный в 2005 году

Руководитель Чувашского регионального отделения

Никулина Татьяна Григорьевна

Никулина Татьяна Григорьевна

Место работы и должность: МАОУ "Гимназия №5" г. Чебоксары, тьютор, федеральный эксперт в области индивидуализации и тьюторства. Профессиональные интересы: тьюторское сопровождение детей с ОВЗ, тьюторские компетенции современного педагога, тьюторский инструментарий в работе с детьми ОВЗ, тьюторское сопровождение старшеклассников при выборе профиля.

Координатор страницы Государственная школа

Долгова Людмила Михайловна

Долгова Людмила Михайловна

Томский государственный педагогический университет, преподаватель факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики.
Почётный член МТА, соучредитель МТА. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости