Пятница
5 ФевКак это начиналось…
Как это начиналось…
Внимательно просматриваю фотографии прошлых лет, выбираю из них те, по которым можно восстановить историю нашего тьюторского сообщества, историю того, как оно зарождалось. А начиналось все задолго до 4 февраля 2011 года, когда нашему сообществу был присвоен статус регионального отделения МТА. Шел 2007 год. Завершился первый проект «Открытое образование», реализованный на базе центра «Содружество» г. Чебоксары. Проект – муниципальный, случился как результат успешного сотрудничества 3-х человек: чиновника Виктора Валерьевича Алексеева, специалиста в области управления, психологии и педагогики Удиной Татьяны Николаевны и Никулиной Татьяны Григорьевны, организатора этого проекта. Основные участники проекта – управленческие школьные команды, которые не захотели расходиться после завершения совместной работы. Так и появился первый муниципальный тьюторский проект «Технологии тьюторского сопровождения в образовании», начавший свой жизненный цикл в 2008 году.
Идея второго проекта была простой – сначала изучаем все, что касается технологий тьюторского сопровождения, затем – тьюторские пробы, а далее создаем тьюторские практики, но все это делаем вместе, организованно, поэтапно, периодически встречаясь и обсуждая все, что непонятно, сомнительно или вызывает трудности.
И начался этот процесс с самого первого семинара, который проводила Надежда Муха. Их потом было много семинаров, но этот был самым ярким и запоминающимся. Ох, и непростой был этот семинар! Как трудно было пробираться сквозь дебри устоявшихся стереотипов, пытаться понять, что такое индивидуализация образования, и чем этот подход отличается от индивидуального, чем занимается тьютор и почему он не дает готовых ответов на вопросы и не знает «конечной точки Пути». Проходило время, и мне не один раз говорили наши педагоги: «Эх, вот сейчас бы нам Надежду Муху. Вот сейчас я понимаю то, о чем она нам говорила». А я им с улыбкой отвечала: «И зачем же вам сейчас Надежда, когда понимание наступило?». А в ответ слышала: «Так я бы сейчас о многом бы ее и расспросила». Вот такой удивительный эффект отсроченного понимания. Но, главное – понимание произошло, за что и я, и мои коллеги очень благодарны Надежде, которая проявляла чудеса терпения и мудрости, общаясь с нашим складывающимся сообществом. И символично то, что Надя была первым представителем «Эврики. Развитие», которого наши видели “живьем”. Задолго до этой встречи я не только много рассказывала им об этой замечательной школе, но и показывала книги, которые привезла из Томска, написанные педагогами школы, мы их вместе читали, обсуждали, пытались осмыслять. Позже наши педагоги и тьюторы познакомились и с другими эвриканцами, подружились. Но и тогда, и сегодня мы испытывали и испытываем огромное чувство уважения ко всем создававшим эту удивительную школу и ко всем ныне работающим в ней. С Юбилеем вас, друзья! Удачной Вам работы!
Пока я вспоминала наш первый семинар, просмотрела все фотографии и удивилась. Самое большое их количество мы отсняли, оказывается, именно в тот раз. Как хочется показать все, но возможности не позволяют.
Т.Г.Никулина, руководитель Чувашского регионального отделения МТА