Вторник
3 ДекIII Всероссийский Семейный фестиваль науки и искусства
23 ноября 2024 г. во Владимире прошёл III Всероссийский семейный фестиваль науки и искусства для детей 6-12 лет и их семей. В нем участвовали семьи г. Владимира, поселка Вольгинский Владимирской области, г. Москвы, г. Подольска, г. Симферополя. Фестиваль собрал 74 семьи.
Фестиваль опирался на вопросы детей и их родителей, которые наставники – студенты собрали до фестиваля. Все вопросы были сгруппированы подростками и студентами.
Вопросы про сосредоточенность и чудеса превратились в задание для открытой задачи групповой работы. Эту задачу решали команды младших школьников и их родителей.
Далее участники выбирали экспериментальные лаборатории, основой которых стали вопросы детей и взрослых.
Детские лаборатории:
«Историческая». Под руководством Даниловой Валерии Юрьевны — доцента кафедры всеобщей истории ПИ ВлГУ и студентов историков были рассмотрены вопросы:1) Был ли континент Лемурия, что от него осталось, есть ли среди нас потомки лемурийцев? 2) Какой народ писал критским линейным письмом А (XVIII-XVI вв. до н.э.), почему оно до сих пор не расшифровано? На занятии использовались карты, иллюстрации, таблицы с критским письмом. Больше всего участникам понравилось записывать слова критским линейным письмом Б (XVI-XII вв. до н.э.), которое было расшифровано.
«Символов», на ней писали иероглифы, узнавали про китайскую письменность, разгадывали загадки письменных знаках и цифрах, считали по-римски.
«О животных» под руководством Цветаевой Нины Викторовны — доцента кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ПИ ВлГУ студенты ответили на вопросы детей, такие как: Почему муравьи самые сильные? Почему динозавры не дожили до нашего времени? Дети познакомились с информацией о муравьях, о их видах, об устройстве муравейника, и узнали почему муравьев считаю самыми сильными. Затем выполняли творческую работу по пройденному материалу о муравьях, создали свой муравейник. Далее участники представили свои муравейники и рассказали о их структуре и жителях. Потом попробовали себя в роли палеонтологов и искателей скелетов динозавров. В емкостях с песком дети откопали игрушечные останки динозавров. Ребятам этот процесс очень заинтересовал.
«О растениях». На этой лаборатории участникам показали как деревья питаются корнями и объяснили что такое капиллярный процесс, также они узнали почему листья на зиму опадают. Здесь дети смогли представить себя пчелами и попробовать различить ароматы разных цветов, для того чтобы понять почему цветы пахнут по разному. В конце ребятам удалось познакомиться с текстами о растениях Льва Николаевича Толстого из «Русских книг для чтения»и взять эти тексты домой, чтоб вместе с семьей обсудить то новое и интересное про мир растений, что узнали на этой лаборатории.
«О космосе» здесь ребята через эксперименты узнали Почему земля круглая? Много ли звезд на небе?
«Строим умело». На этой лаборатории участники сравнили работу светодиодной лампы и лампы накаливания, запустили двери Герона Александрийского, поняли как строят многоэтажные дома и сами их создали, не забыв про фундамент.
«Тайны веществ». На этой лаборатории под руководством Петровой Елены Викторовны — доцента кафедры биолого-географического образования обсуждались достаточно простые, но в тоже время очень интересные вопросы, например : «Почему идёт дождь?», «Как образовывается ржавчина?», «Почему лава и огонь горячие?» и др. Дети с интересом выдвигали свои гипотезы, а затем переходили к практической части. Все эксперименты участники выполняли сами, без помощи взрослых, что помогло им почувствовать себя настоящими химиками! Море эмоций вызвали эксперименты с пеной для бритья, а так же с химическими веществами, ведь не каждый день на твоих глазах происходит такое чудо!
«Загадочные явления». Для того, чтобы представить, почему могут исчезать корабли в Бермудском треугольнике, ребята проделали опыт с водой, магнитом и компасом.
Лаборатории для взрослых:
«Мыслетворчество или умный отдых» ведущий Чернис Юлия Анатольевна — тьютор из г. Москва. Здесь родители делились своими открытиями относительной своей реализации как специалистов в профессиональной сфере.
«Киноклуб или как с детьми смотреть фильмы» ведущий Чернявская Надежда Владимировна – доцента кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ПИ ВлГУ, Участники мастерской обсудили значение совместного просмотра фильмов для интеллектуального и эмоционального развития ребенка, для укрепления семейных связей. Особый интерес у участников мастерской вызвали стратегии совместного просмотра (непрерывная и с комментариями), а также особенности композиции и символики кинематографа как предмет отдельного обсуждения с детьми.
«Психологическая или как справиться с родительскими страхами» ведущий Морозова Ольга Васильевна — доцент кафедры педагогики ПИ ВлГУ, На этой лаборатории родители обсудили как не пропустить изменения в ребёнке в сторону негатива, как сохранить связь между родителям и ребёнком, какие традиции и дела этому способствует. Познакомились с сайтом «Большая медведица», где родители могут найти помощь в своих сомнениях и справиться со своими страхами. Так же обсудили почему ребёнок сразу не садится делать уроки. Возникло общее обсуждение и родители стали делиться своими находками по этому вопросу, например, установление тайминга, совместного планирования.
«Детские вопросы или как быть родителю с детским вопросом» позволила родителям обсудить наболевшие вопросы семейной жизни и проблем школы.
«АРТ-терапия» : через рисование позволила родителям расслабиться и услышать свой творческий настрой. Ведущими последних лабораторий стали студенты кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ПИ ВлГУ Куликова Полина и Солохина Таисия.
Далее участники разошлись на Семейные мастерские:
«Конструирование» под руководством Сулейманова Фархада Фахраддиновича — учителя МБОУ «СОШ № 38» г. Владимира родители с детьми собирали действующие модели Символы семьи. Этими символами стали дома с горящими в них лампочками, мельница с вращающимися лопастями, радиоуправляемая машинка.
«Музыкальная». Детей и их родителей вдохновлял молодой владимирский композитор и пианист Оганесян Акоб. Участники попробовали свои силы в освоении электронных музыкальных инструментов и создали свои музыкальные композиции.
«Театральная». Семьи совместно со студентами кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ПИ ВлГУ перевоплотились в героев сказки.
На закрытии все семейные мастерские представили результат своего труда.
В ходе всего фестиваля наставники — студенты Пединститута сопровождали детей и их родителей. С детьми обсудили их движение на фестивале относительно заявленных вопросов и тех открытий, которые случились на фестивале.
Завершился фестиваль песней «Гимн семьи» подросткового ансамбля «Млечный путь» вальдорфской школы г. Владимира. На умиротворенной ноте с грамотами и подарками от наставников все расстались до следующих проектов.