Всероссийский летний образовательный проект “Юные исследователи.” Сессия 12 “Услышим друг друга”
 /  Владимирская область / Последние новости / Всероссийский летний образовательный проект “Юные исследователи.” Сессия 12 “Услышим друг друга”

Всероссийский летний образовательный проект “Юные исследователи.” Сессия 12 “Услышим друг друга”

 С 1 по 5 июля 2024 года в г. Владимире прошел Всероссийский летний образовательный проект “Юные исследователи.” Сессия 12 “Услышим друг друга” Он собрал 47 школьников с 1 по 9 классы. Участники из Владимира, Владимирской области, Москвы, Подольска, Дубны, Иркутска.

Организаторы: преподаватели кафедр педагогики и психологии дошкольного и начального образования, всеобщей истории, биолого-географического образования Педагогического института ВлГУ при поддержке Московского отделения тьюторской ассоциации, студентов физического факультета МГУ, философского факультета НИУ ВШЭ и факультета международных отношений МГИМО.

Проект прошел на базе МБОУ “СОШ №29” г. Владимира, директор Плышевская Екатерина Владимировна.

Первый день начали со знакомства – команды представляли свои названия и «кричалки». Погружение в тему проекта через игру и движение. В групповом представлении разными художественными средствами: танец, пантомима, звуки, скульптура участники показали свою ценность. Оказалось, что самая важная ценность для ребят на проекте — дружба, а также семья, свобода, взаимопомощь и экология. Основная идея проекта: обустройство и исследование среды, коммуникации, общения для встречи ребят с разным и с самими собой. Во всех процессах проекта проявляется принцип индивидуализации: открытость с возможностью включаться в процессы проекта, исследования мира, себя и своих интересов,  избыточность возможных проб, обсуждение оснований выбора, рефлексия промежуточных и итоговых результатов с наставниками и тьюторами. В первой половине дня – младшие ребята решали открытую задачу. Придумывали миры, где общение происходит без слов, только через эмоции , и еще периодически бывает непредсказуемый смерч. Решения команд по коммуникации: – алфавит (1 буква – 1 эмоция); договор, добрые отношения, карта мира.

Как справиться со смерчем:

– задобрить источник смерча (колдуна);

– предупреждение правителя и обеспечение едой;

– маяк с сигнализацией, бункеры и главная дорога для спасения;

– дома, люди и машины с магнитными подошвами,

– пылесос засасывает смерч, а карусели предупреждают об опасности.

Старшие участники на запуске курса «Самоопрелеления» делились своими главными достижениями этого года и способами, как им это удалось.  Продолжили работать с ценностями:  определять важность, своим перемещением ранжируя ценности. Отмечали, кто влияет на наш выбор и как. Во второй половине дня – проводили игру «Переговоры». Земляне из разных стран и пришельцы из параллельной вселенной, где находится королевство эльфов. Делегация Эльфов и Земляне. Такие разные, а смогли провести переговоры по направлениям – Культура Наука и техника Сельское хозяйство. Предмет договора с землянами  – очень серьёзное дело! Самому Королю эльфов пришлось участвовать в этом. Каждая активность дня завершается обсуждением и сбором мнений в команде и на едином плакате. А также традиционная рефлексия участников –  заполнение  дневничков в сопровождении наставников. Обсуждали и выбирали направления исследований следующего дня.

Второй день проекта Ключевая часть проекта – полевые исследования. У ребят был выбор из пяти вариантов:

  1. Голоса природы.
  2. Звуки города.
  3. Каменный гость.
  4. Опасное общение.
  5. Соцопрос об увлечениях.

Места полевых исследований были запланированы не случайно, до проекта ребята обсуждали свои вопросы и направления интереса. Перед тем, как отправится на полевые исследования, для всех ребят прошла необычная установка студенткой пединститута ВлГУ Куликовой Анной. Участники по звукам должны были представить и описать место, после того, как все команды озвучивали свои версии, Анна показывала отрывок из фильма с загаданным местом. Сколько было радости, когда удавалось отгадать. Еще одна ключевая составляющая проекта – расширение возможностей участников через исследование ресурсов среды. Работа на полевых исследованиях со специалистами, практическое «добывание» новых знаний. Звуки природы изучали с доцентом кафедры биолого- географического образования Педагогического института ВлГУ Кирилловой Светланой Леонидовной. Ребята удивились звукам ручья, птиц, насекомых, звуку найденного природного маленького фонтана, очень впечатлили их уточки, научились различать звуки живой и неживой природы, сделали зарисовки. Звуки города изучали с доцентом кафедры всеобщей истории Педагогического института ВлГУ Даниловой Валерией Юрьевной. Участники, которые изучали звуки города не только отметили гимн России, который звучал у ДК Молодёжи, но и звуки машин, фонтана, а еще звуки сандалий по асфальту. Безопасное общение ребята осваивали с инспектором по делам несовершеннолетних – инспектором ПДН ОП № 1 УМВД России по г. Владимиру младшим лейтенантом полиции Дугиной Полиной Андреевной. А после встречи ребята опрашивали жителей города о страшных местах г. Владимира и их страхах. Удивительным оказалось, что в этом списке, кроме наркоманов, алкоголиков и мест с ними связанных, оказалось ЕГЭ. Кроме непосредственных опасностей, жители задумываются о будущем города и рисках развития. Полевое исследование «Каменный гость» о памятниках нашего города с учителем школы № 29 г. Владимира Кубасовой Инной Сергеевной. Участники, которые общались с каменными гостями нашего города, узнали много интересного о памятниках и нашли новый памятник – это памятник А. С. Пушкину, который их поразил. Соцопрос ребята проводили под руководством студента НИУ ВШЭ Дениса Лукшина, г. Москва. Девушки спрашивали у жителей города о их музыкальных предпочтениях и об устройства, на которых ее прослушивают. Они опросили не только жителей, но и всех участников проекта. Оказалось, что половина их сверстников предпочитает слушать зарубежную музыку, а другая, половина отечественную. Кроме того, у ребят была возможность исследовать себя необычным способом – представить «Какой я оркестр?» Установки перед каждым этапом позволяют задумываться, учат задавать вопросы, а рефлексия каждого этапа – останавливаться и подмечать особенности, анализировать и вычленять главное. Ребята взаимодействуют как внутри своих команд, созданных по возрасту, так и в разновозрастных группах – на разных активностях, по своему выбору. Во второй половине дня старшие ребята встречались с психологом Морозовой Марией Валерьевной по теме «Я, мои эмоции и потребности». Где могли поделиться своими переживаниями, обсудить способы действий. А младшие участники проводили физические опыты, на практике изучали звук, акустику. Создали свой оркестр из подручных материалов. Об этом дне КРАТКО: Ритм, неторопливость, личный интерес, погружение, опыты, практика, общение со сверстникам и старшими, встречи со специалистами. Рефлексия-осознание, Проба по-новому!

Третий день проекта начинается с традиционного общего танца участников. После которого проходит установка на день. Сначала в командах, а затем в общем обсуждении ребята выясняют «Зачем нам [надо] общаться?» По-настоящему подвергают сомнению и обдумыванию Казалось бы незыблемые истины. Находят аргументы «за» и «против». Оттачивают навыки анализа и критического мышления. На равных – младшие ребята и старшеклассники. Затем расходились по интересным для каждого мастерским, где продолжали изучать разные языки. В мастерской музыки вместе с преподавателем Вальдорфской школы Филипповой Галиной Сергеевной, Зубковым Егором, Агеенковой Дарьей и Оганесяном Акобом ребята слушали музыку разных народов мира, описывали свои чувства и ассоциации, угадывали страну. Пели русскую народную песню и танцевали «Макарену». На танцевальной мастерской с наставником Анной Куликовой ребята изучали танцы разных народов мира, в том числе их характерные движения. Импровизировали под музыку. На мастерской нового искусства Ионова Василина Юрьевна — руководитель Центра поддержки «Мамина радость» помогла ребятам создать свои картины с помощью овечьей шерсти и сделать свои рисунки на воде. В мастерской московского тьютора Натальи Кузнецовой «Какой Я?» ребята работали с метафорическими картами. Отвечали на вопросы: «Каким я пришел на проект?» «Каким я хочу уйти с проекта?» А самое главное, «Что нужно для этого делать?» И, наконец, мастерская современного искусства. Как отличить современное искусство от традиционного? Перформанс. Что это? Каким критериям соответствует? После небольшой теоретической части с просмотром видеоматериалов от студента НИУ ВШЭ Дениса Лукшина, ребята почувствовали себя настоящими современными художниками. Задумали и продемонстрировали настоящий перформанс. Ежедневно у младших ребят есть возможность проводить много времени на свежем воздухе, играть и общаться друг с другом. Заинтересованные младшие ребята каждую свободную минуту посвящают театральным репетициям. Старшие – обсуждают важную тему «СлУшать vs СлЫшать» Это одно и тоже или разное? Что это значит для каждого из участников? Всегда ли нас слЫшат? И как нам услышать друг друга? Размышления наших подростков о том, почему важно слушать себя: не быть замкнутым; найти своё счастье; прожить свою жизнь; приносить пользу другим; не мучиться от зависимости и других мнений; не стать чьей-то копией; понять кто ты; понять кем ты являешься; иметь статус в обществе; сформировать себя; понять зачем ты живёшь; не делать ошибок; совершать ошибки и учиться на них; не зависеть в выборе и принятии решений. Так в проекте на каждом этапе раскрывается тема сессии через обсуждения и вопросы, выбор, поиск ответов, исследование себя и коммуникация с другими, практические опыты и упражнения. После обеда – Историко- экономическая игра – самое долгожданное событие на нашей сессии! Ребята торговали и торговались с разными странами: Греция, Египет, Финикия, Персия, Китай, Африка и Индия. Обменивали валюту в банке Израиля. Ведь у каждой страны была своя валюта и установлены курсы для обмена. На начальный капитал можно было приобретать товары, обменивать, перепродавать, зарабатывать, наращивать капитал с учетом «стихий судьбы». Игра проходила в два такта – проба, подсчет приобретенного капитала и обсуждения возможных стратегий игры. На втором такте – уже осознанная включенность в торговлю, обмен, объединение в корпорации  и бизнес-схем! Все, как в жизни! Историко-экономическая игра – любимая часть проекта для многих участников. В ее проведении объединяются наставники и студенты, участники старшей команды. Это еще один принцип проекта – исследование мира и себя через собственную деятельность. Наращивание своих навыков и стратегии – от простого участия к активной роли в организации проекта!

Четвертый день проекта Немного взбодрившись на общем танце, ребята обсуждали языки разных профессий и готовили вопросы, которые они хотели бы задать на встрече с профессионалами. Участники выбирали, Проводили физические опыты со студентом физфака МГУ Матвеем Тимохиным. Побывали на экскурсии в сурдоцентре, которую проводила Солдаткина Фаина Ивановна (заведующая центром сурдологии и микрохирургии уха г. Владимир). Посетили медиацентре ВлГУ, об особенности которого рассказали сотрудники Сергеев Сергей Сергеевич и Тихонов Антон Игоревич. Встретились со специалистами в центре занятости молодежи, с работой которого ознакомила Колотилова Русудан Давидовна (специалист по работе с молодежью агентства ПРОФИ МБУ «Молодежный центр» г. Владимир). Узнали о работе ветеринарной клинике благодаря врачу Коршунову Ивану Аркадьевичу и Дегтяревой Юлии Владимировны (начальнику ГБУ «Центр ветеринарии Владимирской области»). По возвращению от профессионалов ребята делились своими открытиями и удивлениями с другими участниками. Этот принцип – открытого подведения итогов после каждого этапа дня, обогащает знаниями друг друга. Общее поле вопросов и понимания – также является важным принципом организации работы проекта. Группа старших ребят продолжили работу в курсе «Самоопределения» с тьютором, а младшие – подготовку театральной постановки. Во второй половине этого интересного дня старшие ребята участвовали в Психологической лаборатории с психологом Морозовой Марией Валерьевной по теме «Мое общение». Также для всех желающих на выбор проходили мастер-классы:

– Шифры,

– Письмо пером,

– Настольные игры,

– Спортивные игры.

А еще, ребята с наставниками обсуждали и готовили «Детские мастерские». Это еще одно традиционное событие, которое обычно проходит в последний день проекта. Участники сами заявляют, готовят и проводят мастерские для других ребят. Зачастую, сильно заранее, предвкушая этот момент во время учебы. Пробуют себя как организаторы в этом безопасном пространстве проекта!

Заключительный пятый день проекта

В начале дня младшие ребята собирали в командах, а потом в общем поле обсуждалиО чем, как они считают, говорят люди. Интересно, что частые темы разговоров, по мнению детей, являются темы о проблемах, новостях, сплетни, о работе, животных, поведении, фильмах и книгах, о детях и семье, учебе, покупках, о детстве. Далее выбрали три своих предположения о темах разговора и опросили жителей города. На общей сборке оказалось, что самые частые темы разговоров стали о любви, детстве, красоте, семье, проблемах и здоровье. После просмотра фрагментов фильмов про Ломоносова, Анну Павлову и Мери Поппинс наши списки пополнились темами разговоров: о силе характера, о чудесах, мечтах, планах, религии и Боге, природных законах, об освоении природы, о разговорах с солнцем и с собой, о привычках, о необычном. Далее дали один совет о чем нам надо говорить:

– О светлой жизни,

– О семье,

– О разных занятиях,

– О проблемах.

Добавление от наставников – О красоте жизни.

А старшие ребята решали открытую задачу, по условию которой необходимо было придумать мир, где ведутся пустые разговоры и на мир периодически обрушивается смерч с неизвестной стороны. Два мира – Чупавривков, похожих на Чебурашек и «картофелин». Как всегда, при решении таких задач, удивляет красота и лаконичность предложений. Спасение от смерча – в устройстве жилищ под землей. А пустое общение – разговор двоих – каждого по своей теме с невозможностью ответить на сообщение другого. И пустые в прямом смысле, как в комиксе окна с точками. Детские мастерские заявляют сами дети и приглашают других участников. На установке ребята подробно рассказывают остальным, что и как будет происходить. Что можно будет попробовать и чему научиться. Сколько времени займут работа и можно ли планировать переход в другую мастерскую. Ребята заявили 12 мастерских: рисование и лепка, плетение из бисера, пение караоке, лего-конструирование, сборка кубика-Рубика, тематическое рисование с использованием природных материалов, спортивные игры, бит-бокс, знакомство с Арома-маслами, изготовление бумажных домиков. Очень важна инициатива ребят и их проба себя в качестве ведущих в поддерживающем пространстве проекта. В этот день старшие ребята завершали свой курс самоопределения под руководством Кузнецовой Натальи Дмитриевны, профессионального тьютора из Москвы. Работали с метафорическими картами. Создавали свои творческие работы. Размышляли, анализировали, делились открытиями относительно своего будущего и намеченных ближайших шагов, чтобы начать движение к нему. А театралы – репетировали и оттачивали последние детали итогового спектакля под руководством доцента кафедры ППДНО ВлГУ Чернявской Надежды Владимировны. «Принц-вышивальщик» по произведению Рины Добрецовой. Произведение передает не только историю принца с необычным увлечением, а еще иллюстрирует саму идею проекта – где каждый может пробовать себя и уже сейчас искать свое увлечение-предназначение, которое сможет стать твердой опорой в жизни. После обеда традиционно – рефлексия в группах – благодарность членам команд, пожелания, которые можно записать в дневнички и сохранить на долгую память. А затем обнимашечки на спортивном поле – всех со всеми – это любимая часть проекта. Благодарности, пожелания, яркие цветные узелочки из шерстяных ниток. Целые памятные ожерелья увозят ребята домой. Наконец, наступает время заключительного концерта. Эмоциональное запоминающееся действо для всех участником и приглашенных родителей. Как принято на проекте ребята сами рассказывают о самых ярких событиях, опираясь на фото, собранные в небольшую презентацию Денисом Лукшиным. Музыкальную часть концерта подготовили под руководством преподавателя вальдорфского отделения 29 школы Галины Сергеевны Филипповой Выступают участники проекта, работавшие в музыкальной мастерской вместе со  студентами – выпускниками школы и  старожилами проекта. Студенты подготовили и свои музыкальные импровизации, вокальные номера. Эта часть завершается общим танцевальным интерактивом – танец Макарена. Затем спектакль, показ которого происходит уже во дворе школы. Каждый раз спектакль подбирается и готовится с учетом ребят, заявившихся в театральную мастерскую. Это уникальная постановка – только здесь, с этими актерами и только для нас.  Завершение концерта – вручение грамот, открыток-пожеланий всем участникам, заполненных ими рефлексивность дневничков и напечатанных книг по итогам проекта. Каждый раз по завершении лагеря, ребята получают и увозят с собой небольшие печатные книжечки, где педагогами, наставниками, тьюторами заботливо собраны детские мысли, высказывания, идеи и решения открытой задачи, мнения ребят и их отклик на посещения профессионалов, по итогам полевых исследований, сборка о стратегиях в экономической игре, открытия о себе и мире на проекте. На этом сюрпризы не кончаются. Родители также подготовили небольшое выступление – песню «Ты да я, да мы с тобой» со своими словами. Данный проект- это поле инициативы для всех, кто в нем участвует и прикасается к этому действу. Хочется также проявляться и творить. Благодаря задумке родителей и распечатанным текстам – все смогли хором присоединиться к песне. Выступление под гитару наставников команд завершает наш концерт! Всех переполняют чувства и эмоции. Обнимаемся, не прощаемся! До новых встреч на будущих проектах!

Координатор страницы Владимирской области

Монасевич Зоя Леонидовна

Монасевич Зоя Леонидовна

zoyam@ai33.ru

Образование:

  • Томский Государственный Педагогический институт, факультет начальных классов Работа над диссертацией по теме «Дидактические условия становления образовательной инициативы в процессе обучения младших школьников».

Место работы:

  • Старший преподаватель, Владимирский государственный педагогический университет, кафедра гуманитарного цикла факультета педагогики и методики начального обучения.

Профессиональные интересы:

  • Гуманитарное образование, технологии открытого образования, условия для осмысленного овладения собственным поведением, через реализацию и пробу различных видов деятельности.
  • Участникам дистанционного семинара в августе
    Межрегиональная тьюторская ассоциация. Официальные новости и материалы
  •    

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости