Четверг
10 ДекРостов-на-Дону, Федотова О.Д. Тьюторское сопровождение в лицее: реализация полифункциональной субъект-субъект ориентированной модели
Федотова О.Д., доктор педагогических наук,
профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики
высшего образования Южного федерального университета,
научный консультант МОУ Лицей № 1 «Классический»
г. Ростова-на-Дону.
В настоящее время в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, инициативно осуществляется интенсивный поиск оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в существующую образовательную реальность, а также попытки создания новых подходов к реализации стратегии инновационного образования. Их концептуальную основу составляет идея поддержки и развития у обучающихся готовности сознательно и эффективно действовать в ситуации неопределенности, выстраивать жизненную стратегию самоосуществления, развивающую личностный потенциал, конкретизировать ее в индивидуальной образовательной программе и систематической деятельности по ее реализации. Теоретическая разработка концепций тьюторского сопровождения обучающихся различных типологических групп является весьма своевременной, позволяя руководителям образовательных учреждений, исследователям, а также педагогам-практикам осмыслить новые вызовы современности в контексте идеи совершенствования собственной профессионально-образовательной деятельности, сместить ее логические и содержательные акценты своей педагогической позиции в пользу контекстной поддержки сложного процесса личностного и самоопределения обучающегося, его образовательного и социально значимого продвижения.
Высоко оценивая научно-образовательный потенциал подходов, фундирующих различные модели тьюторского сопровождения: структурной, генетической, функциональной, ресурсной, событийно-ориентированной [1, 2], отметим, что представленные в них позиции способствуют формированию целостного представления о сложных процессах, актуализирующих те или иные аспекты (или острые грани) образовательно-рефлексивного взаимодействия. В образовательных учреждениях инновационного типа, первым из которых на Северном Кавказе стал основанный в 1990 году Классический Лицей № 1 при Ростовском государственном университете (ныне переименованный в МОУ Лицей № 1 «Классический» г. Ростова-на-Дону), реализовывались разнообразные гуманитарные практики, способствующие индивидуализации процесса обучения. Практика не находилась в соответствии с современным уровнем теоретической концептуализации, однако многие моменты, организующие ее в систему, принесли свои результаты.
В концепции развития Лицея не умаляется роль традиционной организации образовательного процесса, а также необходимости систематической подготовки обучающихся к новой системе регистрации их учебных достижений в форме ЕГЭ, с которой Лицей успешно справляется, демонстрируя высокие результаты. Так, в мае-июне 2009 года 26 выпускников лицея получили на государственной (итоговой) аттестации достаточно высокие баллы: от 80 до 100. Двое из них получили 100 баллов (по физике и русскому языку), пятеро — 90 баллов и более (по литературе, информатике, русскому и английскому языкам).
Сожалея об отсутствии единой системы учета внеучебных достижений выпускников, признаваемой на федеральном уровне, педагоги Лицея прилагают усилия к тому, чтобы обучающиеся продвигались и в данном направлении. В Лицее создана концептуальная основа для реализации идеи целостной системы субъект-субъектных взаимодействий всех участников образовательного процесса, отдельные элементы которой находятся в стадии экспериментальной апробации. Поддерживая идею организации образовательного процесса в соответствии с требованиями принципа открытости, лицейская концепция тьюторского сопровождения охватывает как обучающихся, помогая им простраивать и реализовывать образовательные проекты и программы, так и сотрудников, способствуя их профессиональному развитию и карьерному росту. Данную систему с определенной долей условности мы назвали полифункциональной, поскольку она выполняет ряд функций, обеспечивающих появление социально значимых личностных новообразований, установок жизненного опыта, ценностных ориентаций, метакомпетентностей. К их числу отнесены следующие функции: целеполагающая, прогностическая, ориентирующая, активационная, преобразовательная, мобилизационная, стимулирующая, идентификационная, технологическая, регламентирующая, функция ситуативного взаимообучения. Перечень функций не является завершенным, он открыт для расширений, уточнений и последующих конкретизаций. Определение субъект-субъектной модели тьюторского сопровождения получила в силу принципиальной установки на расширяющиеся смысловые коммуникации, взаимообмен информацией и действиями, вос-приятие друг друга как равноправных участников общения и взаимообучения. Достигнутое взаимопонимание рассматривается как условие и платформа для новых совместных усилий.
В системе тьюторского сопровождения реализация вышеперечисленных функций и организация продуктивных субъект-субъектных взаимодействий осуществляется в соответствии с особенностями конкретной образовательной ситуации применительно к участниками образовательного процесса различных типологических групп: лицеистов, учителей, администрации.
В настоящее время можно обобщить результаты тьюторской работы по нескольким направлениям: тьюторское сопровождение лицеистов с особыми познавательными потребностями и не определившихся в собственной образовательной траектории, учителей, стремящихся к профессиональному саморазвитию и самоосуществлению. Реализация полифункциональной субъект-субъектной модели в настоящее время не носит принудительного характера, однако добровольность включения в тьюторскую деятельность является значимым фактором формирующего воздействия для педагога, принявшего данную профессиональную позицию, за счет расширения горизонтов его мировидения и актуализации рефлексивной составляющей профессиональной деятельности.
Используя импонирующую нам принципиальную схему анализа полноты тьюторского действия, предложенную А.А. Теровым [1, стр.28], представим некоторые моменты опыта тьюторской деятельности заслуженного учителя РФ, преподавателя физики В.Г. Крыштопа, который, являясь доцентом кафедры общей физики факультета физики Южного федерального университета, многие годы в режиме тьюторской поддержки проводит работу с лицеистами и стабильно добивается высоких результатов на всероссийском и международном уровне.
На этапе обнаружения интереса, приступая к работе с лицеистами 8 — 9 (предпрофильных) классов, Виктор Геннадьевич предлагает им для решения оригинальные и сложные задачи олимпиадного уровня. За их решение смело берется весь класс, но самостоятельно выполнить данные задания удается не многим. Из числа лично заинтересованных в продолжении поиска решения или выполнивших сложное задание формируется небольшая по численности учебная группа, каждый член которой попадает в сферу тьюторского сопровождения и ответственности.
На этапе оформления образовательного запроса проводится многоплановая работа, направленная на расширение представлений обучающихся о мире физики как науки, о системе профессиональных коммуникаций специалистов в данной области, проходящих как в ходе непосредственного общения, так и в виртуальном коммуникационном пространстве, а также о ярких образцах исследовательской практики в области естественнонаучного знания. Лицеисты присутствуют на научных конференциях ЮФУ и Донской академии юных исследователей (ДАНЮИ), знакомятся с оборудованием лабораторий факультета физики. На данном этапе осуществляется конкретизация познавательных интересов обучающихся применительно к физике и ее основным разделам, постепенно формируется осознание необходимости выбора направления образовательных усилий в контексте самооценки своих возможностей и их расширения вследствие рационально организованной работы. Наблюдается феномен мысленно конструирования и реального осуществление мер по самодисциплинированию, сознательной организации учебной деятельности и самоконтролю за использованием времени. Живое непосредственное общение, заинтересованное участие преподавателя в продвижении каждого лицеиста в изучении не только нормативного, но и выходящего за рамки обязательного программного содержания материала (например, курса «Компьютерной физики») способствует обретению лицеистами, попавшими в зону ответственности тьютора, опыта самооценки, планирования, личностно значимого целеполагания, умения в самом общем виде сформулировать свои образовательные запросы.
На этапе создания «инфраструктуры развития» реализуется деятельность тьютора по организации индивидуальных занятий и занятий в малых группах, которые нацелены на решение сложных задач олимпиадного уровня после необходимого курса теоретической подготовки. Ведется активная работа по вовлечению лицеистов в новое интеллектуальное сообщество сверстников — международный интеллектуальный клуб ГЛЮОН, деятельность членов которого способствует взаимообмену информацией, демонстрирует образцы открытого мышления. В образовательный процесс, поддерживаемый тьютором, вносятся новые элементы открытости, «разомкнутости», поскольку учитываются актуальные изменения индивида и динамические характеристики окружающей его реальной и виртуальной образовательной среды. Проявляются феномены ситуативного взаимообучения сверстников, обмен опытом участия в международных интеллектуальных играх, предметных и внепредметных олимпиадах. Процесс самоподготовки к участию в интеллектуальных турнирах, курируемый тьютором, становится все более рациональным, «технологизированным».
На этапе выявления ситуации продуктивного взаимодействия В.Г. Крыштоп проводит большую работу по поддержке индивидуальных научно-исследовательской деятельности лицеистов, активизируя их познавательные усилия по экспериментальному освоению феноменов и явлений физического мира. На данном этапе тьютором поддерживаются усилия лицеистов, направленные на соблюдение регламентов оформления результатов исследовательских работ, статей, а также проводится работа по формированию умений самопрезентации в форме оформления грантовых заявок, заявок на участие в конкурсах и турнирах, оформлению компьютерных презентаций для выступлений на конференциях.
Этап самоопределения в направлении дальнейшего образовательного движенияпроходит в режиме совместной коррекции траектории дальнейшего развития, этап открытия нового пространства возможностей приходится на период активного участия лицеистов во всероссийских и международных олимпиадах, в их ознакомлении с образовательными программами вузов, которые осуществляют подготовку по избранному направлению.
Подводя промежуточный итог, приведем слова В.Г. Крыштопа, оценивающего результаты своей работы в данном направлении: «Участие лицея в лично-командном состязании „Интеллектуальный марафон“ помогло выработать методику подготовки лицеистов к физическим и математическим олимпиадам, что привело к неоднократным победам на олимпиаде „Интеллектуальный марафон“. Команда лицея неоднократно становилась абсолютным победителем этой олимпиады, а лицеисты Д. Пусева в 2007 г. и А. Кожевников в 2008 г. установили рекорд олимпиад, который нельзя превзойти, можно лишь повторить, выиграв все золото физико-математической части олимпиады… Активное участие и общение с коллегами всей активной Европы в научно-методических конференциях „Интеллектуальная и Творческая Одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы“ позволит поддерживать научно-методическое обучение на современном уровне и добиваться высоких результатов наших лицеистов» [3, с. 29].
Тьюторские практики, как показывают результаты реализации новой образовательной стратегии развития системы отечественного образования, заключают в себе значительный научно-образовательный потенциал, их становление должно стать объектом специальной теоретической рефлексии исследователей и организаторов образования.
Литература
1. Теров А.А. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения в образовательном учреждении. // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009/ Науч. Ред. Т.М. Ковалева; Отв. Ред. А.А.Теров, О.Ю.Жилина. — М.: АПК и ППРО, 2009. — 208 с.
2. Цукер А.А., Муха Н.В., Миркес М.М. Модели тьюторской деятельности и проблема стандартизации. // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009/ Науч. Ред. Т.М. Ковалева; Отв. Ред. А.А.Теров, О.Ю.Жилина. — М.: АПК и ППРО, 2009. — 208 с.
3. Крыштоп В.Г. МИК «ГЛЮОН» и Лицей № 1: грани сотрудничества. // Классическое образование, март 2010. С. 28 – 29.
1. Команда лицея в составе Пусева Дарья (капитан), Зайцев Петр, Орлова Анастасия, Фирсов Андрей, руководитель Крыштоп Виктор Геннадьевич и президент МИК «Глюон» профессор В.В.Альминдеров. Команда Лицея заняла II место в общем зачете. Капитан команды Пусева Дарья заняла I места по физике и математике в личном первенстве и стала абсолютным победителем олимпиады, получив 3 золотые медали. Октябрь 2007 года. XVI международная олимпиаде «Интеллектуальный марафон-2007», организованной МИК «Глюон» в Греции, на острове Крит.
2. С 1 по 8 февраля 2009 г. команда лицея приняла участие в XIII Международном турнире «Компьютерная Физика-2009», организованном МИК«Глюон» в г. Протвино на базе Института Физики Высоких Энергий. Команда под руководством Крыштопа В.Г. в составе: Зайцев Петр (капитан), Иванченко Максим, Кожевников Алексей, Фирсов Андрей – стала победителем очного тура турнира и завоевала диплом I степени в общем зачете.