Ковалёва Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения
 /  Тьюторство в старшей школе / Ковалёва Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Ковалёва Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Т.М. Ковалева, г. Москва

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

 

Принципиальная программа реализации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, изложенная в рамках «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принципиально отличается от всех существовавших ранее проектов профильной школы прежде всего прямой ориентацией на процесс индивидуализации.

«Введение профильного обучения – (-дно из важнейших направлений модернизации российской школы. Профильное обучение должно стать системным инструментом расширения возможностей образования по выбору, его индивидуализации, сопряжения образования с перспективными потребностями рынков труда, повышения качества подготовки выпускников школы. Тем самым профильное обучение становится важным звеном в системе непрерывного образования человека и служит достижению главных целей модернизации общего образования, а именно росту его качества и эффективности». (Предпрофильная подготовка: начало эксперимента: Хрестоматия. – М.: Альянс Пресс, 2004. – С. 4).

Таким образом, индивидуализация обучения (которая, в частности, обеспечивается и введением тьюторского сопровождения) сегодня становится задачей, равной социализации, которая была и остается важнейшей задачей для школы как общественного института.

С начала 1990 г. введение гибкого базисного учебного плана и появление нового типа образовательных учреждений (гимназий и лицеев) способствовали частичной профилизации обучения на основе дифференциации учебных планов и учебных программ. Дифференциация позволила педагогам перейти от единого учебного плана и единообразия в организации школьной жизни к некоторому многообразию.

Но известно, что создание многообразия – это лишь первый шаг – необходимый, но далеко не достаточный для формирования культуры выбора. Создание многообразия (само по себе) может приводить человека не только к позитивным личностным изменениям, но и к негативным: занижению собственной самооценки, к отказу от выбора вообще, иногда выражающемуся даже в агрессивных формах поведения.

В целом можно констатировать, что с начала 90-х гг. для ученика появилась реальная возможность выбора учебных предметов. Но ситуация выбора в рамках дифференциации школьного обучения, как правило, ограничивалась ресурсами самого образовательного учреждения, а поэтому часто сводилась лишь к формальному комплектованию учебных групп. Собственно и сам выбор, и сопутствующий ему процесс самоопределения, осознание ответственности этого выбора, самооценка результатов так и не стали сущностной характеристикой старшей ступени общего образования.

Таким образом, для достижения цели индивидуализации образования необходимо создать специальные условия, направленные на формирование процессов самоопределения и образовательного выбора у каждого старшеклассника.

В хрестоматии «Предпрофильная подготовка: начало эксперимента», вышедшей в 2004 г., показаны различные направления предпрофильной подготовки, имеющие своей целью задание процесса индивидуализации образования. Это специально организованные курсы по выбору: предметные и ориентационные, содержание и форма организации которых направлены (в первом случае) на расширение знаний ученика по определенному выбранному предмету и помогающие (во втором случае) ученику определиться относительно профиля обучения в старшей школе.

Этой же цели служит информационная работа, которая знакомит учащихся, преимущественно IX классов, с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), с изучением условий приема, особенностями организации образовательного процесса, образовательных программ; посещением дней открытых дверей и пр. Большое значение имеют также различные мероприятия по психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Но при реализации таких различных направлений предпрофильной подготовки ключевой проблемой становится проблема координации. Все перечисленные направления лишь задают ситуацию выбора для школьника, но остается неясным, каким образом и когда – в каком «месте» школьного пространства – осуществляется школьником выбор и самоопределение относительно сначала его образовательного, а затем профессионального будущего, как осуществляется поиск оснований этого выбора, с кем происходит обсуждение результатов и анализ последствий того или иного выбора.

На наш взгляд, процесс формирования ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности, не является естественным, стихийным процессом. Очевидно, что он должен быть педагогически организован и обеспечен. Это может быть достигнуто введением в образовательное пространство школы специальной позиции – позиции тьютора.

В самом общем и предварительном виде (более подробно речь о содержании деятельности тьютора пойдет ниже) целью работы тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), разворачивающиеся в современной школе в ориентации на конкретного ученика, тем самым предоставляя ему возможности реального индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем.

Необходимо сразу же различить позицию и профессию тьютора. В некоторых образовательных учреждениях (гимназиях и лицеях, частных и государственных школах) существуют определенные возможности для введения отдельной педагогической «единицы» – тьютора. Но в массовом варианте предпрофильной подготовки и профильного обучения речь идет прежде всего об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения психологами, классными руководителями, завучами или координаторами старшей школы.

Тем не менее, принципиальным является само отличие тьюторской позиции в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся от всех других вышеперечисленных: завуч – создаёт организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников;психолог – осуществляет диагностическую помощь ученикам; классный руководитель – отвечает за осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в сво­ем классе.

В отличие от них, тьютор осуществляет персональное сопровождение каждого школьника в процессе становления у него ответственного выбора.

Поэтому осуществление каким-либо педагогом тьюторских функций задает тот необходимый педагогический фокус, который, с одной стороны, обеспечивает координацию всех многообразных структур, ставящих своей целью помощь ученику в осознанном выборе, а с другой – удерживает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения.

Благодаря тьюторским функциям становятся возможным мониторинг процесса выбора каждым школьником, а не просто фиксация его движения во внешнем многообразии форм предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Впервые тьюторство появилось в Великобритании примерно в XIV в. в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже. В исторические времена зарождения тьюторства Университет представлял собой, в первую очередь, братство людей, исповедующих единые ценности, говорящих на одном языке и признающих одни и те же научные авторитеты.

Первые профессора и студенты стекались в местечко Оксфорд из разных уголков Европы. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали одни и те же определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. При этом каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров он будет слушать и какие предметы будет изучать. Университет предъявлял свои требования к студентам только на экзаменах, и студент должен был сам выбирать тот путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Первые пять постоянных кафедр были введены только в начале XVI в.

В этих условиях студентам оказалась необходимой помощь в ориентации в предельно свободном образовательном пространстве. Первыми наставниками (или тьюторами) для них становились бывшие студенты. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования стал основой получения университетских знаний, и тьюторство выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования. Тьютор изначально не получал никакого специального педагогического образования, а просто передавал свой личный опыт самообразования студентам, при этом продолжая вести собственные исследования и живя полноценной научной жизнью.

К концу XVI в. тьютор стал центральной фигурой в английском университетском образовании, прежде всего отвечая за самообразование своих подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется – все большее значение начинают приобретать образовательные и воспитательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы; следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были го­товы к университетским экзаменам.

В XVII в. тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах практически не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Лишь в конце XIX в. в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, но за студентом тем не менее всегда оставалось право выбора курсов и соответствующих профессоров (Иностранные университеты. – Вып. 1. Университеты Англии. – М., 1899).

В течение XVIII-XX вв. и до настоящего времени в старейших университетах Англии тьюторская система не сдала своих позиций, она до сих пор занимает центральное место в обучении; лекционная система служит лишь дополнением к ней.

В России, к сожалению, тьюторство было почти не известно, так как отечественная система образования ассимилировала идею университетов значительно позднее, ориентируясь преимущественно на немецкую модель университетского образования. Но отдельные прецеденты тьюторской практики тем не менее были.

В качестве исторического опыта тьюторства в российской практике можно указать, например, образовательную программу, которую составил В.А. Жуковский для наследника престола Романовых Александра Николаевича.

В современном отечественном образовании тьюторство сегодня наиболее распространено в дистанционном обучении. Тьюторство в дистанционном обучении продуктивно использует технологии индивидуального консалтинга, наработанные университетской системой Великобритании. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.

Задачи тьютора в дистанционном обучении состоят в следующем:

  • оказывать помощь в достилсении наилучшего образовательного результата;
  • «отслеживать» ход обучения;
  • обеспечивать «обратную связь» от педагогов по выполненным заданиям;
  • проводить групповые консультации (тьюториалы);
  • консультировать и поддерживать индивидуальное образовательное движение студента;
  • поддерживать в студенте заинтересованность в обучении напротяжении всего курса.

Опыт тьюторского сопровождения в очной форме образования был впервые подробно проанализирован в рамках Школы культурной политики (руководитель – П.Г. Щедровицкий) во время подготовки и проведения в 1989 г. в Москве первого конкурса тьюторов для участия в одной из международных образовательных программ. (П.Г. Щедровицкий. Об исследовательской программе тьюторства // Школа и открытое образование: Сб. науч. тр. по материалам 3-й Всерос. науч.практ. тьюторской конференции. – Москва; Томск, 1999).

Тем самым для многих образовательных групп, разрабатывающих проекты инновационных школ, и педагогических коллективов, работающих в сфере альтернативного образования, впервые появилась реальная возможность осмысливать свои проекты не только с позиции учителя, но и с позиции тьютора. В различных регионах в течение последующих 15 лет стали оформляться различные тьюторские практики.

Особенно активно эта ситуация развернулась в Томске, где начиная с 1990 г., стала складываться группа образовательных учреждений, которая занималась разработкой проблематики тьюторства и осмысливала свой реальный опыт именно в этом контексте. Своеобразной особенностью Томской региональной площадки явилось то обстоятельство, что во всех выделившихся коллективах (школа «Эврика-развитие» (Т.М. Ковалёва), школа совместной деятельности (Г.Н. Прозументова), Школа гуманитарно­го образования (А.А. Попов – И.Д. Проскуровская) само содержание понятия тьюторства осмысливалось по-разному. Это во многом было предопределено различными образовательными идеями групп и вследствие этого необходимостью появления тьюторской позиции как таковой. Но такое различие в подходах оказалось очень продуктивным для развития общего понимания идеи тьюторства и специфики реализации этой идеи в российском образовании.

Начиная с 1996 г. и по настоящее время в Томске ежегодно проводятся всероссийские научно-практические тьюторские конференции, благодаря которым стала разрабатываться тьюторская проблематика и фактически начали оформляться тьюторские региональные команды в Брянске, Ижевске, Кемерове, Красноярске, Междуреченске, Новосибирске и других городах России

Сегодня в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития человека в рамках школьного образования становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании, помощь в осуществлении самообразования. На наш взгляд, этим и был продиктован возобновившийся в педагогической среде интерес к тьюторству. На этой же основе у нас возникла идея о рассмотрении воз­можности тьюторского сопровождения в пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения в современной школе.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Осуществление тьюторских функций, направленных на педагогическое сопровождение каждого учащегося в классе, позволяет создать такую программу старшей школы, которая учитывала бы различные направления выбора профиля именно этими конкретными учащимися одного класса в зависимости от их перспектив и образа будущего.

Продуктивность предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, на наш взглдд, во многом зависит от организационно-управленческих возможностей школы в рамках такой образовательной программы и ее целенаправленной деятельности по предоставлению выбора вариантов обучения, возможностей предпрофессиональных проб, оптимального сочетания предметного обучения с профильной ориентацией и личным самоопределением школьника.

Конечно, в каждом образовательном учреждении, принимающем на себя задачи осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, будет разворачиваться своя модель образовательной программы, обеспеченная теми или иными региональными, финансовыми, административными, управленческими, организационными и прочими возможностями. Но в любой модели, избранной образовательным учреждением, введение тьюторского сопровождения позволит оптимизировать привлекаемые ресурсы.

Существующее типовое штатное расписание для образовательных учреждений, как мы уже отмечали ранее, не предусмат ривает специальной должности «тьютор». В сегодняшних услови­ях тьюторство – это прежде всего особое содержание детско-взрослых отношений в образовательном процессе. Поэтому тьюторские функции метут выполнять учителя-предметники, социальные педагоги, школьные психологи, педагоги дополнительного образования, члены школьной администрации и, наконец, студенты (в том числе, и выпускники данной школы), прошедшие перед этим соответствующую тьюторскую подготовку.

Юридическое оформление тьюторской работы осуществляется в зависимости от нормативно-правовых и экономических возможностей учреждения (образовательной организации) либо за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей социального педагога, школьного психолога в условиях профильного обучения, либо за счет выделения специальной позиции тьютора и заключения с ним отдельного трудового дого­вора (контракта). В последнем случае должны быть представлены документы, регламентирующие деятельность тьютора в школе:

Устав школы, в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации в старшей школе.

Положение о старшей школе, где прописываются цели тьюторской работы в соответствии с концепцией старшей школы и задачами предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В тексте любого договора об организации тьюторского сопровождения в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в той или иной степени должно быть отражено следующее:

  1. Стратегия развития образовательной организации, направленная на индивидуализацию образования;
  2. концепция формирования педагогической команды, включающая отдельную тьюторскую позицию;
  3. модернизация процессов управления в соответствии с идеями индивидуализации образования;
  4. наличие определенных программ по выбору профиля, элективных курсов, образовательных мероприятий, в том числе сетевого характера;
  5. формы реального участия учащихся и их родителей в построении индивидуальных учебных планов;
  6. организация мониторинга учебной траектории старшеклассника;
  7. создание портфолио учащихся;

Должностная инструкция тьютора в старшей школе в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает работу по нескольким основным направлениям:

  • способствовать проявлению и реализации учебной и общественной инициативы при выборе и освоении профиля обучения;
  • создавать условия для формирования индивидуальных учебных планов учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее;
  • организовывать коммуникацию с учащимся, направленную на анализ выбора, результатов, корректировку индивидуальных учебных планов.

Для учащегося тьютор появляется в образовательном пространстве старшей школы либо в результате административного решения (назначения, закрепления тьютора за определенной группой учащихся), либо в результате выбора тьютора самим учащимся. Основанием для такого выбора является желание учащегося работать именно с конкретным педагогом, основанное на опыте предыдущих контактов старшеклассника, коммуникативной совместимости, общности предметных интересов.

В зависимости от существующих организационных и временных ресурсов количество школьников у одного тьютора может варьироваться от одного учащегося до группы наполняемостью до 30 человек. При этом группа может быть как одновозрастной и состоять, например, из учащихся одного класса (параллели), так и разновозрастной, объединяющей ребят с похожими познавательными интересами.

Поскольку основная форма работы тьютора – индивидуальные и групповые консультации, то количество подопечных может рассчитываться, исходя из оптимальной почасовой нагрузки тьютора с учетом того, что каждый учащийся должен иметь возможность часовой тьюторской консультации не реже двух раз в месяц.

Ресурсами для оплаты работы тьютора могут служить:

  • специально выделенные в учебном плане школы часы на предпрофильную подготовку, на руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся и т.д.;
  • оплачиваемые из бюджета часы, отведенные на дополнительное образование (клубы, студии, секции и т.д.), часть из которых может быть оформлена как «тьюторский клуб»;
  • средства, получаемые школой за оказание платных образовательных услуг. При этом тьюторское сопровождение может быть оформлена как одна из таких услуг.

В последнем случае работа тьютора должна регламентироваться следующими документами:

  • должностная инструкция тьютора;
  • тьюторская программа с пояснительной запиской;
  • договор с родителями и учащимся на тьюторскую услугу (с реестром тьюторской услуги в качестве приложения).

В Уставе школы (в том разделе, где описаны дополнительные платные образовательные услуги) должны быть сформулированы дополнительные образовательные услуги тьютора для учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, например:

  • организация работы но составлению индивидуального учебного плана;
  • организация помощи в подборе форм и способов успешного обучения в выбранном профиле;
  • организация взаимодействия учащегося с завучем, учителями-предметниками и другими возможными преподавателями для коррекции индивидуального учебного плана;
  • вовлечение родителей в процесс оформления и корректировки индивидуальных учебных планов, информирование их о реализации этих планов и общих образовательных результатах учащегося.

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Сегодня различные образовательные практики соотносят себя с идеями индивидуально-ориентированной педагогики, Принципиальное отличие тьюторского сопровождения от других образовательных практик становится более понятным, если произвести различение с такими видами педагогической работы, как поддержка, адаптация, компенсация, коррекция, дифференциация.

При осуществлении этих видов педагогической работы прежде всего решаются проблемы несоответствия школьника уровню учебной трудности, который задается программой обучения, относительно его реальных возможностей усвоения учебного материала.

В процессе тьюторского сопровождения должна быть достигнута совсем иная цель – тьютором организуется поиск средств для установления, поддержания и развития у каждого учащегося инициативного и авторского отношения к культуре, истории; собственной деятельности, в том числе в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения. При осуществлении тьюторского сопровождения учащегося, каждый раз заново должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, заново найдены средства его самоопределения, проанализированы социокультурные возможности для конкретного образовательного пути.

Решение этих задач не может быть «дано сверху» и быть заранее прописано без учета реальной социальной ситуации учащегося. Поэтому тьюторское сопровождение образовательного движения учащегося всегда личностно-ориентировано и ситуативно-уникально.

Говоря методологическим языком, действия тьютора фактически «двухвекторны»: одни направлены на прикрепление школьника к социокультурным нормам, образцам, ценностям, профессиональным ориентирам, а другие – на максимальное раскрытие потенциала школьника, его личностное самоопределение.

Для начального знакомства с теоретическими основами тьюторского сопровождения проведем краткий понятийный анализ. Понятие «сопровождение» рассматривалось изначально в педагогической и медико-социальной психологии, где трактовалось как метод, обеспечивающий создание комплекса условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Под комплексом условий понимались следующие: диагностика сущности возникшей проблемы; обсуждение вместе с подопечным информации о сути проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Таким образом, можно сказать, что сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом имеются в виду не любые формы помощи, а такие, в основе которых лежит сохранение максимума свободы и ответственности самого субъекта за собственный выбор варианта решения актуальной проблемы.

Тьюторское сопровождение вводится как специально организованное педагогическое сопровождение в оформлении образа будущего человека и построения наиболее адекватной программы по его достижению.

В ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в IX-XI классах тьюторское сопровождение должно разворачиваться в более узких рамках, но по сути оно сохраняет все свои основные задачи, а значит и всю специфику относительно других индивидуально-ориентированных образовательных практик. За кажущейся простотой осуществления тьюторского сопровождения только в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, тьютор, ориентированный на возможности индивидуализации общего образования и уникальность образовательного пути каждого из своих подопечных, должен выделять в выборе профиля три различных масштаба действия:

  1. индивидуальную историю человека;
  2. образовательный путь учащегося, включающий события, происходящие не только в учебном учреждении, но и за его пределами – в открытом образовательном пространстве;
  3. составление индивидуального учебного плана и его реализацию.

Понятно, что «полнота видения» тьютора соответствует приобретенному им опыту, степени подготовленности; во многом определяется возможностями образовательного учреждения и насыщенностью его образовательной среды. Как и в любой педагогической деятельности, большое значение имеет творческий подход и профессиональная готовность тьютора.

Таким образом, в общепедагогическом смысле тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения старшеклассника, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, выступает в роли своеобразного «консультанта по развитию».

В процессе профильного обучения учащийся выбирает и использует те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать его дальнейшему профессиональному становлению. Учащийся старшей школы с помощью тьюторского сопровождения включается в процесс рефлексии своего образования, что позволяет ему наиболее точно выбирать направление профильного обучения и последовательно строить дальнейшие шаги.

Тьютор обустраивает, организует и помогает осуществлять этот выбор. Кроме того, тьютор учит старшеклассника тому, как его образовательные достижения могут быть в дальнейшем представлены в социальном пространстве: в вузе, потенциальным работодателям, деловым партнерам.

 

В конечном итоге в условиях тьюторского сопровождения учеников IX-XI классов отличает от других старшеклассников общеобразовательных школ особая ответственность многоуровневого выбора за собственную индивидуальную траекторию как профессионализации, так и образования в целом.

 

// Теоретические исследования, Москва, 2005

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости