ЛАБОРАТОРИЯ ПРОАКТИВНОСТИ. ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА
 /  Республика Марий Эл / ЛАБОРАТОРИЯ ПРОАКТИВНОСТИ. ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОАКТИВНОСТИ. ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА

На заседании кафедры тьюторства в Академии социальных технологий 25 июня 2025 года мы сделали сообщение о работе лаборатории проактивности: 1) напомнили, как родилась тема проактивности в контексте тьюторского сообщества, 2) почему это актуально, 3) что мы сделали за последний год и 4) что планируется дальше.

  • В мае-июне 2020 года, в поиске ответа на вопрос организаторов ЛУТа в Геленджике «какие можно выделить специфические тьюторские self-компетентности», Сергей Ветров и Наталья Хомченко увидели в понятии проактивность (В. Франкл) одну из целей и основание тьюторской деятельности. Изучение этого вопроса и первые пробы применения отражены в пяти наших статьях на тьюторских конференциях 2020-24 годов. Нами была выдвинута гипотеза, что тьюторство может быть эффективным средством для развития проактивной позиции человека. В августе 2023 года в рамках проекта Открытый тьюторский университет была создана лаборатория проактивности, которую возглавила кандидат педагогических наук, доцент Валентина Тихомирова. Сейчас в лаборатории пять человек: Тихомирова, Ветров, Елена Политикова из Казахстана, Дарья Мороз из Москвы и Анна Курдяева, магистрант из Владивостока. В феврале 2024 года в издательстве «Просвещение» вышла книга С. Ветров, Н. Хомченко «Тьюторство ― педагогика 21 века», в которой теме проактивности посвящена отдельная глава;
  • тема проактивности становится всё более актуальной, так как развитие этого качества в человеке готовит его к новой ускоряющейся и непредсказуемой жизни; об актуальности вопроса говорит растущее число исследований и публикаций в научных изданиях;
  • в 2024-25 учебном году нами (В. Тихомирова, С. Ветров) был проведен анализ отечественных публикаций за 2019-24 годы, в названии которых используется термин «проактивность». Таких работ оказалось 67. Обзор показал, что наиболее часто этот вопрос исследовался специалистами в психологии (11 докторов и кандидатов наук), в экономике (11) и педагогике (8). Количество публикаций с годами увеличилось (8 в 2019 году, 19 ― в 2021, 14 ― в 2024). Половина исследований определяют проактивность через родовое понятие в области теорий деятельности, четверть ― через теории личности и ещё четверть дают двойственное определение и рамках теорий и личности, и деятельности. Отмечена тенденция роста рассмотрения понятия  проактивности в рамках теории деятельности. Однако ни в одной из работ нет развёрнутого обоснования теоретического самоопределения автора в понимании сути проактивности. Как правило, авторы присоединяются к точкам зрения и теоретическим моделям зарубежных исследователей, ссылаясь на журнальные статьи, а не на фундаментальные труды. По материалам обзора подготовлена статья «Анализ определений проактивности в российских журналах и сборниках  научных конференций 2019−2024 годов» для публикации в одном из ведущих российских журналов.                           В ходе проведения обзорного исследования мы столкнулись с часто повторяющимся тезисом о том, что термин «проактивность» в научный оборот ввёл Виктор Франкл. В качестве аргумента в пользу этого тезиса авторы статей ссылались на книгу В. Франкла «Человек в поисках смысла», изданную в 1990 году в Москве, без указания страницы, где якобы это понятие и термин имеются. Но термина «проактивность» в этой книге нет. «Всезнающий» Интернет также уверенно отвечает, что «Впервые слово “проактивный” использовал психолог и психиатр Виктор Франкл в книге “Человек в поисках смысла”». В данный момент мы пытаемся понять, где истоки мифа о том, что автором термина «проактивность» является Виктор Франкл (несомненно Франкл обосновал и описал это явление, но термин, судя по всему, ввёл не он). Для прояснения этого вопроса мы подготовили письмо Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву, который был автором вступительной статьи к книге Франкла «Человек в поисках смысла».
  • дальше планируется сделать обзор зарубежных публикаций по проактивности за этот же период (2019-2025) и разработать наше понимание проактивности с точки зрения тьюторского подхода в рамках теории деятельности А. Н. Леонтьева.

В процессе обсуждения сообщения о работе лаборатории проактивности на кафедре тьюторства Академии социальных технологий были высказаны предложения и пожелания по дальнейшему развитию темы, которая была признана участниками обсуждения актуальной как для развития образования вообще, так и развития тьюторства в частности. В обсуждении, которое продолжалось около 40 минут,  приняли участие Т. Ковалёва, Е. Волошина, Д. Зеливанский, М. Мансветова, А. Лазарев, Р. Царёв, В. Тихомирова и С. Ветров.

Related Posts

Томская область
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик»

Приглашаем вас, коллеги, познакомиться с программой апрельского Международного Форума Томского государственного педагогического университета. В «Направлениях работы конференции» среди

Координатор страницы республики Марий Эл

Ветров Сергей Владимирович

Ветров Сергей Владимирович

Руководитель проекта “Открытый тьюторский университет”, руководитель Марийской группы МТА, федеральный эксперт, член Правления, кандидат технических наук, консультант компании TraveiLine

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости