Воскресенье
29 ИюнЛАБОРАТОРИЯ ПРОАКТИВНОСТИ. ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА
На заседании кафедры тьюторства в Академии социальных технологий 25 июня 2025 года мы сделали сообщение о работе лаборатории проактивности: 1) напомнили, как родилась тема проактивности в контексте тьюторского сообщества, 2) почему это актуально, 3) что мы сделали за последний год и 4) что планируется дальше.
- В мае-июне 2020 года, в поиске ответа на вопрос организаторов ЛУТа в Геленджике «какие можно выделить специфические тьюторские self-компетентности», Сергей Ветров и Наталья Хомченко увидели в понятии проактивность (В. Франкл) одну из целей и основание тьюторской деятельности. Изучение этого вопроса и первые пробы применения отражены в пяти наших статьях на тьюторских конференциях 2020-24 годов. Нами была выдвинута гипотеза, что тьюторство может быть эффективным средством для развития проактивной позиции человека. В августе 2023 года в рамках проекта Открытый тьюторский университет была создана лаборатория проактивности, которую возглавила кандидат педагогических наук, доцент Валентина Тихомирова. Сейчас в лаборатории пять человек: Тихомирова, Ветров, Елена Политикова из Казахстана, Дарья Мороз из Москвы и Анна Курдяева, магистрант из Владивостока. В феврале 2024 года в издательстве «Просвещение» вышла книга С. Ветров, Н. Хомченко «Тьюторство ― педагогика 21 века», в которой теме проактивности посвящена отдельная глава;
- тема проактивности становится всё более актуальной, так как развитие этого качества в человеке готовит его к новой ускоряющейся и непредсказуемой жизни; об актуальности вопроса говорит растущее число исследований и публикаций в научных изданиях;
- в 2024-25 учебном году нами (В. Тихомирова, С. Ветров) был проведен анализ отечественных публикаций за 2019-24 годы, в названии которых используется термин «проактивность». Таких работ оказалось 67. Обзор показал, что наиболее часто этот вопрос исследовался специалистами в психологии (11 докторов и кандидатов наук), в экономике (11) и педагогике (8). Количество публикаций с годами увеличилось (8 в 2019 году, 19 ― в 2021, 14 ― в 2024). Половина исследований определяют проактивность через родовое понятие в области теорий деятельности, четверть ― через теории личности и ещё четверть дают двойственное определение и рамках теорий и личности, и деятельности. Отмечена тенденция роста рассмотрения понятия проактивности в рамках теории деятельности. Однако ни в одной из работ нет развёрнутого обоснования теоретического самоопределения автора в понимании сути проактивности. Как правило, авторы присоединяются к точкам зрения и теоретическим моделям зарубежных исследователей, ссылаясь на журнальные статьи, а не на фундаментальные труды. По материалам обзора подготовлена статья «Анализ определений проактивности в российских журналах и сборниках научных конференций 2019−2024 годов» для публикации в одном из ведущих российских журналов. В ходе проведения обзорного исследования мы столкнулись с часто повторяющимся тезисом о том, что термин «проактивность» в научный оборот ввёл Виктор Франкл. В качестве аргумента в пользу этого тезиса авторы статей ссылались на книгу В. Франкла «Человек в поисках смысла», изданную в 1990 году в Москве, без указания страницы, где якобы это понятие и термин имеются. Но термина «проактивность» в этой книге нет. «Всезнающий» Интернет также уверенно отвечает, что «Впервые слово “проактивный” использовал психолог и психиатр Виктор Франкл в книге “Человек в поисках смысла”». В данный момент мы пытаемся понять, где истоки мифа о том, что автором термина «проактивность» является Виктор Франкл (несомненно Франкл обосновал и описал это явление, но термин, судя по всему, ввёл не он). Для прояснения этого вопроса мы подготовили письмо Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву, который был автором вступительной статьи к книге Франкла «Человек в поисках смысла».
- дальше планируется сделать обзор зарубежных публикаций по проактивности за этот же период (2019-2025) и разработать наше понимание проактивности с точки зрения тьюторского подхода в рамках теории деятельности А. Н. Леонтьева.
В процессе обсуждения сообщения о работе лаборатории проактивности на кафедре тьюторства Академии социальных технологий были высказаны предложения и пожелания по дальнейшему развитию темы, которая была признана участниками обсуждения актуальной как для развития образования вообще, так и развития тьюторства в частности. В обсуждении, которое продолжалось около 40 минут, приняли участие Т. Ковалёва, Е. Волошина, Д. Зеливанский, М. Мансветова, А. Лазарев, Р. Царёв, В. Тихомирова и С. Ветров.