ОБСУЖДАЕМ ФИЛОСОФИЮ ТЬЮТОРСТВА
 /  Новосибирская область / Республика Марий Эл / ОБСУЖДАЕМ ФИЛОСОФИЮ ТЬЮТОРСТВА

ОБСУЖДАЕМ ФИЛОСОФИЮ ТЬЮТОРСТВА

В межрегиональной группе продолжается обсуждение докладов последней тьюторской конференции. 30 ноября 2022 года мы собрались возле уютного онлайн камина, чтобы неспешно поговорить о докладе Вадима Марковича Розина «Тьюторство в общем разделении и организации труда». Опять же – неспешно… Это уже не одна минута между докладами во время самой конференции, а целых полтора часа для обмена впечатлениями, мыслями, вопросами по поводу сказанного докладчиком.

На тьюторской полочке стоят книги Вадима Марковича: «Философия субъективности»,  «Конституирование и природа индивидуализации» (эту книгу, как и предыдущую из серии «Библиотека тьютора», автор определил как философско-навигационную книгу для тьютора), «Образование в эпоху Интернета и индивидуализации», «Этюды по философии образования. Смена парадигмы»… И это всё о нём – о тьюторстве. В. М. Розин – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник института философии Российской академии наук, редактор журнала «Культура и искусство». Путь Вадима Марковича в философию был, можно сказать, тьюторским: философию он освоил путём самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка…

Но вернёмся к нашей встрече.

Центральным вопросом обсуждения остаётся специфика и границы деятельности тьютора. По словам Сергея Ветрова «мы всем сообществом создаём профессию», образа которой нет у социума. И казалось бы, деятельность тьютора определена профстандартом, методологией и активно развивается, но установление границ тьюторской и педагогической деятельности, педагога с тьюторской компетентностью и тьютора – профессионала доуточняется, доопределяется. Обсуждение докладов на нашей встрече проявило актуальность ситуации. Есть заинтересованность педагогов – профессионалов, давно и результативно работающих с субъектностью учащихся с одной сторон и тьюторов, с другой. Запомнилась мысль Вадима Пугача: «я как педагог становлюсь субъектом и ребёнок становится субъектом, когда мы вместе ищем ответы на вопросы, причём ответы заранее неизвестны ни педагогу, ни ученику». Очень ценным для нас стали рассуждения Сергея Ветрова о том, что он считает ядром тьюторской деятельности. В том числе он привёл фрагмент из вебинара Натальи Красовской (РАНХиГС) – что тьютор точно НЕ делает. Не учит (это делает педагог), не даёт советы (это делает наставник), не контролирует (это делает куратор), не работает с кризисным состоянием (это делает психолог), не решает проблему (это делает коуч). А что точно делает тьютор: помогает адаптироваться к новым условиям; рассматривает образование шире, чем учёбу; помогает осознать свои интересы и цели; помогает оценить себя адекватно, сопровождает принятие тьюторантом собственного решения . Главное – помочь человеку найти себя.

Благодаря вопросу Гульген Бадрутдиновой о том, какой тьютор востребован на рынке труда, например тьютор – репетитор по математике, а на тьютора-профессионала запроса нет, появляются новые аспекты, о которых можно рассуждать и дискутировать. И, как выясняется, полтора часа – тоже мало! Вопросы остаются и появляются, будем возвращаться к тезисам доклада.

Спасибо, Вадим Маркович!

P.S. Следующий доклад для обсуждения в Межрегиональной группе МТА:  В. Р. Имакаев “Нелинейная тьюторская оптика”.

Ткачёва Л.Н., Неганова М.Б.

     

 

Руководитель Новосибирского регионального отделения

Хомченко Наталья Евгеньевна

Хомченко Наталья Евгеньевна

Тьютор частной практики. Региональный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.
Профессиональные интересы:
индивидуализация образования, образование в семье, тьюторство для родителей.

Координатор страницы республики Марий Эл

Ветров Сергей Владимирович

Ветров Сергей Владимирович

Руководитель проекта “Открытый тьюторский университет”, руководитель Марийской группы МТА, федеральный эксперт, член Правления, кандидат технических наук, консультант компании TraveiLine

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости