Среда
7 ДекОБСУЖДАЕМ ФИЛОСОФИЮ ТЬЮТОРСТВА
В межрегиональной группе продолжается обсуждение докладов последней тьюторской конференции. 30 ноября 2022 года мы собрались возле уютного онлайн камина, чтобы неспешно поговорить о докладе Вадима Марковича Розина «Тьюторство в общем разделении и организации труда». Опять же – неспешно… Это уже не одна минута между докладами во время самой конференции, а целых полтора часа для обмена впечатлениями, мыслями, вопросами по поводу сказанного докладчиком.
На тьюторской полочке стоят книги Вадима Марковича: «Философия субъективности», «Конституирование и природа индивидуализации» (эту книгу, как и предыдущую из серии «Библиотека тьютора», автор определил как философско-навигационную книгу для тьютора), «Образование в эпоху Интернета и индивидуализации», «Этюды по философии образования. Смена парадигмы»… И это всё о нём – о тьюторстве. В. М. Розин – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник института философии Российской академии наук, редактор журнала «Культура и искусство». Путь Вадима Марковича в философию был, можно сказать, тьюторским: философию он освоил путём самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка…
Но вернёмся к нашей встрече.
Центральным вопросом обсуждения остаётся специфика и границы деятельности тьютора. По словам Сергея Ветрова «мы всем сообществом создаём профессию», образа которой нет у социума. И казалось бы, деятельность тьютора определена профстандартом, методологией и активно развивается, но установление границ тьюторской и педагогической деятельности, педагога с тьюторской компетентностью и тьютора – профессионала доуточняется, доопределяется. Обсуждение докладов на нашей встрече проявило актуальность ситуации. Есть заинтересованность педагогов – профессионалов, давно и результативно работающих с субъектностью учащихся с одной сторон и тьюторов, с другой. Запомнилась мысль Вадима Пугача: «я как педагог становлюсь субъектом и ребёнок становится субъектом, когда мы вместе ищем ответы на вопросы, причём ответы заранее неизвестны ни педагогу, ни ученику». Очень ценным для нас стали рассуждения Сергея Ветрова о том, что он считает ядром тьюторской деятельности. В том числе он привёл фрагмент из вебинара Натальи Красовской (РАНХиГС) – что тьютор точно НЕ делает. Не учит (это делает педагог), не даёт советы (это делает наставник), не контролирует (это делает куратор), не работает с кризисным состоянием (это делает психолог), не решает проблему (это делает коуч). А что точно делает тьютор: помогает адаптироваться к новым условиям; рассматривает образование шире, чем учёбу; помогает осознать свои интересы и цели; помогает оценить себя адекватно, сопровождает принятие тьюторантом собственного решения . Главное – помочь человеку найти себя.
Благодаря вопросу Гульген Бадрутдиновой о том, какой тьютор востребован на рынке труда, например тьютор – репетитор по математике, а на тьютора-профессионала запроса нет, появляются новые аспекты, о которых можно рассуждать и дискутировать. И, как выясняется, полтора часа – тоже мало! Вопросы остаются и появляются, будем возвращаться к тезисам доклада.
Спасибо, Вадим Маркович!
P.S. Следующий доклад для обсуждения в Межрегиональной группе МТА: В. Р. Имакаев “Нелинейная тьюторская оптика”.
Ткачёва Л.Н., Неганова М.Б.