Наталия Сомова: “Через формулирование личностно значимых вопросов родители выходят на свои родительские цели и принципы”
 /  Последние новости / Цифровая среда. Вопрошание / Наталия Сомова: “Через формулирование личностно значимых вопросов родители выходят на свои родительские цели и принципы”

Наталия Сомова: “Через формулирование личностно значимых вопросов родители выходят на свои родительские цели и принципы”

Автор текста Наталия Сомова, тьютор, г. Вологда

Мы живем в мире готовых и быстрых ответов. Этому нас учат с раннего детства, когда взрослые с заботой стремятся дать ответы на все вопросы ребёнка. Далее в школе, где спрашивают того, кто первый поднял руку. И вот мы уже научились играть в эту игру «Вопрос-ответ», где вопросы задает старший (по званию или возрасту), а младший должен быстро и правильно ответить. Дальше уже сложно остановиться и до тех пор, пока социум или работодатель диктуют путь и задачи, эта стратегия даже обеспечивает лучшую адаптацию. Но вот наступает возраст, где встаёт вопрос выбора, или дальнейшего развития себя или компании, или человек начинает задавать себе вопросы о собственной миссии в жизни. В этот момент стратегия чужих вопросов и быстрых ответов перестает работать.

Для меня, как и для многих, настал такой тупик. В этот момент по счастливому стечению обстоятельств я познакомилась с тьюторством и интерактивным вопрошанием. Сначала это было настолько необычно и непривычно, что я не принимала такой ход мышления, но посещала все занятия по вопрошанию, уж слишком сильно меня триггерил такой свободный и необычный подход. И чем дальше, тем больше я удивлялась, насколько огромным потенциалом может обладать пауза для размышления, формулирование собственных и что важно – личностно значимых – вопросов, вопросы к вопросам без ответов совсем. Я с любопытством погружалась дальше, и сейчас могу поделиться, что мне особенно нравится в интерактивном вопрошании и почему я внедрила его в свою жизнь и в свои проекты:

  1. Вопрошание учитывает, что у каждого свой шаг развития, который он может сделать. Это позволяет бережно и индивидуализировано работать с человеком и его запросом.

2.Интерактивное вопрошание держит фокус на субъектности, фиксации личностно значимых вопросов.

3.Вопрошание задает безоценочное доверительное пространство, очень сложно в вопрос поместить оценочную позицию.

  1. Вопрошание задаёт рефлексивное отношение к теме.

5.Вопрошание универсально применимо в любой из сфер жизни, поэтому его важно сначала прочувствовать на себе, а затем показать человеку, как он может с ним работать в своих темах.

6.Тезисы фиксируют то, что мы уже знаем. Вопрошание помогает нам начать сомневаться, искать новое, вставать в детскую любознательную позицию. Благодаря этому мы начинаем формировать новую глубину исследовательского погружения в свой вопрос.

7.Вопрошание фиксирует нас на поиске возможностей, гибкости маршрутов нашего движения и развития, что готовит к ситуациям неопределенности и выбора в будущем.

Расскажу немного подробнее, где и как я использую интерактивное вопрошание. Здесь будет шесть разделов (возможно, их и больше, но при написании материала я сделала такое разделение): семья, тьюторство, семейные лагеря, управление центром дополнительного образования и персоналом, преподавательская деятельность, собственное развитие.

Семья

Когда я выбирала тьюторство, я хотела быть тьютором для своих детей. Позже я поняла, что мне нравится больше роль мамы с тьюторскими компетенциями. И в этом вопрошание для меня с одной стороны профилактика психологического здоровья всех сторон, с другой стороны – ключ запуска исследовательского потенциала детей. Детский мир очень особый и не оброс стереотипами, правилами, а нам, взрослым, всё видится через призму одобряемого-не одобряемого. И как только мы видим ребёнка в муке и масле одновременно или расстригающего свои штаны, очень хочется гневно сорваться и объяснить, как правильно, но, тем самым, вы скорее всего не узнаете, в какой созданной ребенком вселенной он сейчас находился, в какой профессии пробовал себя, как научился чувствовать себя. Я себе очень благодарна за то, что поменяла свой родительский паттерн поведения, на любую оказию детей я теперь первый делом задаю вопросы вроде этих «Расскажи, что тут сейчас происходило?» или «Поделись, что ты такое создаешь?». Уверена, что в такие моменты я кладу слиток своего терпения в инвестиционный сейф навыков будущего моих детей, а ещё – гораздо лучше их понимаю.

Дальше расскажу, как я запускаю исследовательский потенциал своих детей с помощью вопрошания. Когда мои дети приходят с вопросами об окружающем мире, необходимости что-то посчитать, я не даю им готовые ответы. Я им задаю вопросы, что им уже известно, где можно раздобыть больше информации, как загуглить информацию, чтобы найти ответ. Конечно, иногда они крайне недовольны этим и говорят: «Мама, давай без этих твоих штучек!», тогда я им рассказываю то, что знаю, но интересно, что искать информацию самим им становится со временем всё интереснее, а со мной они просто делятся находками, к которым у меня и у них появляются новые вопросы.

В общении с мужем и близкими родственниками я тоже люблю пользоваться вопросами – для прояснения смысловых полей и целей нашего взаимодействия. Для меня это гораздо более осознанный и интересный слой общения, где мы уходим гораздо глубже обсуждения акций в «Пятёрочке» и городских новостей.

Тьюторская практика

Основное поле, где я использую интерактивное вопрошание – это тьюторская практика. Здесь это основной инструмент, который необходим для прояснения смыслов образовательного движения, для понимания целей, формирования грамотности в отношении будущего, нахождения своей персональной инструкции по обучению и шага развития. Пожалуй, этому можно посвятить не одну статью о деталях и нюансах, результатах и эффектах, но сделаю краткую выжимку. Какие техники я использую на групповых и индивидуальных занятиях:

Мозговой штурм с вопросами – записываются все вопросы о предмете разговора.

Вопросные мячики (рандомно / с развитием первого вопроса / с переводом вопросов открытые-закрытые).

Вопросы к вопросам – фиксация уточняющих, проблематизирующих, дополняющих и проясняющих смысл вопросов, в группе – вопросы к вопросам других участников.

Композиция по смыслу – объединение вопросов в группы.

Работа с материалом через вопросы. Свои вопросы – материал – вопросы к материалу, возврат к своим вопросам.

Работа со страхами о будущем, рисками, возможностями через вопросы.

Интерактивное вопрошание органично встраивается в работу тьютора на всех этапах тьюторского действия, будь то прояснение запроса или профессиональная проба. Для работы с родителями тьюторантов мне тоже очень важно вопрошание – через формулирование личностно значимых вопросов родители выходят на свои родительские цели и принципы.

Детско-семейные лагеря

В тьюторском сопровождении дети всё-таки вырваны из реальной жизни, потому я очень люблю проводить семейно-детские лагеря в тьюторском залоге. Участники смен (и дети, и взрослые) сами разрабатывают правила, по которым мы будем жить в течение смены, определяют расписание и содержание программы. Во взаимодействии важно принимать каждого таким, какой он есть, оценочные суждения заменять уточняющими вопросами, говорить о себе и за себя. Все сложные ситуации обсуждаются и проговариваются, исходя из предыдущего пункта. Рефлексия каждый вечер. Благодаря этим принципам организации, мы получаем следующее:

      дети и родители вместе включены в процесс,

      родительские страхи и лишние установки сразу прорабатываются,

      родители меняются вместе с детьми,

      дети в безопасном пространстве пробуют свои новые роли и занятия,

      повышается уровень рефлексивности, участники учатся проговаривать ситуацию из позиции «Я» (что это было для меня, как я это воспринял, как бы я хотел).

Менеджмент в образовательной организации

В Вологде у меня есть два образовательных центра, в котором работают 5-7 педагогов. Как директор, руководитель в области содержания образовательных программ и управления персоналом, я нашла для себя вопрошание и тут. Я понимаю, что сотрудники могут быть в своих областях гораздо компетентнее меня и мне важно, чтобы они своим потенциалом и наработанным опытом включились в процесс построения образовательной организации. Для этого важно понимать их личностно значимые вопросы относительно себя и себя в нашей образовательной организации.

Преподавательская деятельность

Я являюсь ещё и преподавателем в тьюторской магистратуре МГПУ. И здесь мне тоже (и даже особенно) важно заходить к студентам с практикой, где они могут сформулировать свои вопросы относительно моего курса, определить собственные задачи и даже сформулировать свой запрос к курсу через вопрос. Это позволяет нам выстраивать партнерские взаимоотношения, где я вижу осмысленность и вовлеченность магистрантов в предмет. Результаты от таких занятий, конечно же, гораздо выше, если бы я просто выдавала материал и спрашивала единые домашние задания без учета запроса обучающихся.

Собственное развитие

И, наконец, главный пункт и главная благодарность интерактивному вопрошанию и лично Вадиму Евгеньевичу Карастелеву – это использование инструментов вопрошания для своего личного и профессионального развития. Техники позволяют быть самому себе тьютором, психологом, коучем, наставником, когда есть ситуация непреодолимой сложности, новых возможностей, выбора в условиях ограниченности ресурсов или попросту упадническое состояние. Сейчас для меня очень естественно в таких ситуациях начинать свой внутренний диалог через вопросы, затем переходить к письменным инструментам и получать огромное воодушевление от того, что выход найден и он не был на поверхности, я его создала своим мышлением через вопрошание.

Related Posts

Монтессори-педагогика, Томская область
Тьюторское сопровождение группового субъекта: на примере семейного образовательного события «Большой поход».

С точностью можно утверждать, что образование сегодня полисубъектно. На первый план выходит полисубъектный подход, выражая особый способ взаимодействия

Семейное образование, Ярославская область
Тьюторское сопровождение семейного образования в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

В Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского на базе существующего тьюторского центра открылось новое направление — тьюторское

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК
  • Участникам дистанционного семинара в августе
    Межрегиональная тьюторская ассоциация. Официальные новости и материалы
  •    

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости