Наталия Сомова: “Через формулирование личностно значимых вопросов родители выходят на свои родительские цели и принципы”
 /  Последние новости / Цифровая среда. Вопрошание / Наталия Сомова: “Через формулирование личностно значимых вопросов родители выходят на свои родительские цели и принципы”

Наталия Сомова: “Через формулирование личностно значимых вопросов родители выходят на свои родительские цели и принципы”

Автор текста Наталия Сомова, тьютор, г. Вологда

Мы живем в мире готовых и быстрых ответов. Этому нас учат с раннего детства, когда взрослые с заботой стремятся дать ответы на все вопросы ребёнка. Далее в школе, где спрашивают того, кто первый поднял руку. И вот мы уже научились играть в эту игру «Вопрос-ответ», где вопросы задает старший (по званию или возрасту), а младший должен быстро и правильно ответить. Дальше уже сложно остановиться и до тех пор, пока социум или работодатель диктуют путь и задачи, эта стратегия даже обеспечивает лучшую адаптацию. Но вот наступает возраст, где встаёт вопрос выбора, или дальнейшего развития себя или компании, или человек начинает задавать себе вопросы о собственной миссии в жизни. В этот момент стратегия чужих вопросов и быстрых ответов перестает работать.

Для меня, как и для многих, настал такой тупик. В этот момент по счастливому стечению обстоятельств я познакомилась с тьюторством и интерактивным вопрошанием. Сначала это было настолько необычно и непривычно, что я не принимала такой ход мышления, но посещала все занятия по вопрошанию, уж слишком сильно меня триггерил такой свободный и необычный подход. И чем дальше, тем больше я удивлялась, насколько огромным потенциалом может обладать пауза для размышления, формулирование собственных и что важно – личностно значимых – вопросов, вопросы к вопросам без ответов совсем. Я с любопытством погружалась дальше, и сейчас могу поделиться, что мне особенно нравится в интерактивном вопрошании и почему я внедрила его в свою жизнь и в свои проекты:

  1. Вопрошание учитывает, что у каждого свой шаг развития, который он может сделать. Это позволяет бережно и индивидуализировано работать с человеком и его запросом.

2.Интерактивное вопрошание держит фокус на субъектности, фиксации личностно значимых вопросов.

3.Вопрошание задает безоценочное доверительное пространство, очень сложно в вопрос поместить оценочную позицию.

  1. Вопрошание задаёт рефлексивное отношение к теме.

5.Вопрошание универсально применимо в любой из сфер жизни, поэтому его важно сначала прочувствовать на себе, а затем показать человеку, как он может с ним работать в своих темах.

6.Тезисы фиксируют то, что мы уже знаем. Вопрошание помогает нам начать сомневаться, искать новое, вставать в детскую любознательную позицию. Благодаря этому мы начинаем формировать новую глубину исследовательского погружения в свой вопрос.

7.Вопрошание фиксирует нас на поиске возможностей, гибкости маршрутов нашего движения и развития, что готовит к ситуациям неопределенности и выбора в будущем.

Расскажу немного подробнее, где и как я использую интерактивное вопрошание. Здесь будет шесть разделов (возможно, их и больше, но при написании материала я сделала такое разделение): семья, тьюторство, семейные лагеря, управление центром дополнительного образования и персоналом, преподавательская деятельность, собственное развитие.

Семья

Когда я выбирала тьюторство, я хотела быть тьютором для своих детей. Позже я поняла, что мне нравится больше роль мамы с тьюторскими компетенциями. И в этом вопрошание для меня с одной стороны профилактика психологического здоровья всех сторон, с другой стороны – ключ запуска исследовательского потенциала детей. Детский мир очень особый и не оброс стереотипами, правилами, а нам, взрослым, всё видится через призму одобряемого-не одобряемого. И как только мы видим ребёнка в муке и масле одновременно или расстригающего свои штаны, очень хочется гневно сорваться и объяснить, как правильно, но, тем самым, вы скорее всего не узнаете, в какой созданной ребенком вселенной он сейчас находился, в какой профессии пробовал себя, как научился чувствовать себя. Я себе очень благодарна за то, что поменяла свой родительский паттерн поведения, на любую оказию детей я теперь первый делом задаю вопросы вроде этих «Расскажи, что тут сейчас происходило?» или «Поделись, что ты такое создаешь?». Уверена, что в такие моменты я кладу слиток своего терпения в инвестиционный сейф навыков будущего моих детей, а ещё – гораздо лучше их понимаю.

Дальше расскажу, как я запускаю исследовательский потенциал своих детей с помощью вопрошания. Когда мои дети приходят с вопросами об окружающем мире, необходимости что-то посчитать, я не даю им готовые ответы. Я им задаю вопросы, что им уже известно, где можно раздобыть больше информации, как загуглить информацию, чтобы найти ответ. Конечно, иногда они крайне недовольны этим и говорят: «Мама, давай без этих твоих штучек!», тогда я им рассказываю то, что знаю, но интересно, что искать информацию самим им становится со временем всё интереснее, а со мной они просто делятся находками, к которым у меня и у них появляются новые вопросы.

В общении с мужем и близкими родственниками я тоже люблю пользоваться вопросами – для прояснения смысловых полей и целей нашего взаимодействия. Для меня это гораздо более осознанный и интересный слой общения, где мы уходим гораздо глубже обсуждения акций в «Пятёрочке» и городских новостей.

Тьюторская практика

Основное поле, где я использую интерактивное вопрошание – это тьюторская практика. Здесь это основной инструмент, который необходим для прояснения смыслов образовательного движения, для понимания целей, формирования грамотности в отношении будущего, нахождения своей персональной инструкции по обучению и шага развития. Пожалуй, этому можно посвятить не одну статью о деталях и нюансах, результатах и эффектах, но сделаю краткую выжимку. Какие техники я использую на групповых и индивидуальных занятиях:

Мозговой штурм с вопросами – записываются все вопросы о предмете разговора.

Вопросные мячики (рандомно / с развитием первого вопроса / с переводом вопросов открытые-закрытые).

Вопросы к вопросам – фиксация уточняющих, проблематизирующих, дополняющих и проясняющих смысл вопросов, в группе – вопросы к вопросам других участников.

Композиция по смыслу – объединение вопросов в группы.

Работа с материалом через вопросы. Свои вопросы – материал – вопросы к материалу, возврат к своим вопросам.

Работа со страхами о будущем, рисками, возможностями через вопросы.

Интерактивное вопрошание органично встраивается в работу тьютора на всех этапах тьюторского действия, будь то прояснение запроса или профессиональная проба. Для работы с родителями тьюторантов мне тоже очень важно вопрошание – через формулирование личностно значимых вопросов родители выходят на свои родительские цели и принципы.

Детско-семейные лагеря

В тьюторском сопровождении дети всё-таки вырваны из реальной жизни, потому я очень люблю проводить семейно-детские лагеря в тьюторском залоге. Участники смен (и дети, и взрослые) сами разрабатывают правила, по которым мы будем жить в течение смены, определяют расписание и содержание программы. Во взаимодействии важно принимать каждого таким, какой он есть, оценочные суждения заменять уточняющими вопросами, говорить о себе и за себя. Все сложные ситуации обсуждаются и проговариваются, исходя из предыдущего пункта. Рефлексия каждый вечер. Благодаря этим принципам организации, мы получаем следующее:

      дети и родители вместе включены в процесс,

      родительские страхи и лишние установки сразу прорабатываются,

      родители меняются вместе с детьми,

      дети в безопасном пространстве пробуют свои новые роли и занятия,

      повышается уровень рефлексивности, участники учатся проговаривать ситуацию из позиции «Я» (что это было для меня, как я это воспринял, как бы я хотел).

Менеджмент в образовательной организации

В Вологде у меня есть два образовательных центра, в котором работают 5-7 педагогов. Как директор, руководитель в области содержания образовательных программ и управления персоналом, я нашла для себя вопрошание и тут. Я понимаю, что сотрудники могут быть в своих областях гораздо компетентнее меня и мне важно, чтобы они своим потенциалом и наработанным опытом включились в процесс построения образовательной организации. Для этого важно понимать их личностно значимые вопросы относительно себя и себя в нашей образовательной организации.

Преподавательская деятельность

Я являюсь ещё и преподавателем в тьюторской магистратуре МГПУ. И здесь мне тоже (и даже особенно) важно заходить к студентам с практикой, где они могут сформулировать свои вопросы относительно моего курса, определить собственные задачи и даже сформулировать свой запрос к курсу через вопрос. Это позволяет нам выстраивать партнерские взаимоотношения, где я вижу осмысленность и вовлеченность магистрантов в предмет. Результаты от таких занятий, конечно же, гораздо выше, если бы я просто выдавала материал и спрашивала единые домашние задания без учета запроса обучающихся.

Собственное развитие

И, наконец, главный пункт и главная благодарность интерактивному вопрошанию и лично Вадиму Евгеньевичу Карастелеву – это использование инструментов вопрошания для своего личного и профессионального развития. Техники позволяют быть самому себе тьютором, психологом, коучем, наставником, когда есть ситуация непреодолимой сложности, новых возможностей, выбора в условиях ограниченности ресурсов или попросту упадническое состояние. Сейчас для меня очень естественно в таких ситуациях начинать свой внутренний диалог через вопросы, затем переходить к письменным инструментам и получать огромное воодушевление от того, что выход найден и он не был на поверхности, я его создала своим мышлением через вопрошание.

Related Posts

Последние новости, Цифровая среда. Вопрошание
Школа самоопределяемого образования: визитка проекта

Визитка проекта «Школа самоопределяемого образования» Контакты vprutin@gmail.com Руководитель – Вадим Евгеньевич Карастелев Краткое описание проекта Проект ориентирован на тех,

Последние новости, Тьюторская магистратура, Цифровая среда. Вопрошание
Надежда Рыбникова: «Мои открытия, которые связаны с обучением в магистратуре»

Автор текста Надежда Рыбникова, студентка 2 курса магистратуры Московского городского педагогического университета О, сколько нам открытий чудных  Готовят

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошания Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК
  • Участникам дистанционного семинара в августе
    Межрегиональная тьюторская ассоциация. Официальные новости и материалы
  •    

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости