Понедельник
2 АпрФевраль-март: работа с вопросами
Два месяца работы тьюторов сетевой школы были отмечены темой работы с вопросами. Это и особенности вопрошания тьюторантов на онлайн-тьюториалах, и подготовка вопросов к онлайн-игре, и работа с детскими вопросами, обращенными к взрослым.
Наши сетевые тьюторы давно заметили, что обустройство тьюториала в онлайн-среде связано с некоторыми сложностями. Прежде всего, это трудности сонастройки, отсутствие возможности почувствовать настроение друг друга через телесные реакции. Поэтому тьюторы начинают встречи с игр, упражнений, косвенно помогающих почувствовать настроение, эмоциональное состояние ребенка («Передай маску», «Какой я…»).
Для выхода в интернет младшим детям часто нужна помощь родителей, которые присутствуют и на тьюториале, влияя на ребенка, что иногда мешает ему выразить свою точку зрения, передать свое состояние. Поэтому тьюторы заранее договариваются с родителями о том, что ребенку важно самостоятельно говорить о себе, оговаривают заранее задачи тьюториала, давая краткое описание того, что планируется обсудить и на что работают те или иные рефлексивные вопросы.
В ходе проведения тьюториала необходимы визуальные опоры, в которых можно тьютору и тьюторанту синхронно фиксировать мысли и комментарии. Они создаются через совместное редактирование гугл-документов или работу на белой доске вебинарной комнаты. Там же дети часто выражают свои эмоции через рисунки.
Еще одно неудобство – это запаздывание ответа (задержка передачи звука) в условиях ограниченного времени тьюториала. В этом случае тьютору сложно выдерживать необходимые паузы. Поэтому вопросы для обсуждения и рефлексии приходится высылать заранее, либо наоборот – после динамичного обсуждения на тьюториале, для неспешного обдумывания и фиксации.
Однако, тьюторы не только задают вопросы, но и провоцируют детей на вопрошание. Одним из поводов для работы с детскими вопросами стала викторина, которую наш тьюторант делает для родителей. Сначала прошла викторина для детей, один из участников настолько воодушевился таким форматом события, что предложил свою помощь в организации игры для родителей. Тьюторам-интернам пришлось немало потрудиться, чтобы дети вышли на свои формулировки вопросов, принимая участие в подготовке викторины. Елена Анатольевна Крапивец обустроила специальные групповые тьюториалы для ребят, на которых были проведены «мозговые штурмы» – в групповой работе дело пошло значительно быстрее. Техническую поддержку этого проекта оказывала Юлия Владимировна Солдатенко. Как пройдет викторина, мы увидим в ближайшее время, однако уже сейчас понятно, что вокруг общих проектов даже удаленная работа строится значительно интереснее и активнее. Если в индивидуальных тьюториалах многим детям сложно давались формулировки вопросов, то первый же групповой тьюториал показал, как ребята потенцируют активность друг друга.
В ходе этой же работы мы выяснили, что некоторых детей более всего волнуют очень глубокие и важные вопросы жизни и смерти, природы вещей и явлений, которые они хотят задавать не только родителям, но и другим значимым взрослым. Такие вопросы, конечно же, требуют очень деликатного обращения и особой организации работы, над которой тьюторская команда проекта тоже размышляет. Возможно, из таких «недетских» вопросов вырастет новый клубный формат общения ребят и взрослых в онлайн-среде.