Понедельник
4 ДекРеспубликанский тьюторский бенчмаркинг-салон «Живая практика. Лучшее». Чебоксары
Живая практика. Лучшее.
Прошедшая неделя завершилась в институте образования республиканским тьюторским бенчмаркинг-салоном «Живая практика. Лучшее», в котором приняли участие 110 человек из разных образовательных организаций республики. Среди участников были представители дошкольного образования, общего образования (лицеи, гимназии, школы), высшего и среднего профессионального образования. Особо хочется отметить группу тьюторов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Группа сформировалась недавно, но активно принимает участие в работе разных форматов деятельности.
В видеозале салона участникам был предложен фильм «Тьюторство в Чувашии». Это первый фильм тьюторского сообщества, посвященный также как и бенчмаркинг-салон «Живая практика. Лучшее» 10-летию Межрегиональной тьюторской ассоциации.
В презентационном зале педагогам было предложено познакомиться с членами Чувашского регионального отделения МТА и активными участниками тьюторского сообщества. Организаторы также рассказали о том, как устроен бенчмаркинг-салон, и какие цели планируется достичь по итогам работы двух дней. В завершение работы презентационного зала авторы/держатели технологий и практик коротко рассказали о том, что планируют предложить участникам бенчмаркинг-салона.
В первый день бенчмаркинг-салона педагоги познакомились с 3-мя сертифицированными тьюторскими технологиями, которые представляли педагоги гимназии № 5 Земскова Валерия Владимировна, Лазарева Алина Леонарьевна, Жукова Ленина Леонарьевна, Гасанова Малека Нусраддин-Кызы. Живой интерес вызвала сертифицированная методическая разработка «Навигатор образовательного процесса», предложенная Филипповой Г.Г., учителем средней общеобразовательной школой № 1.
А также в программе бенчмаркинг-салона было предусмотрено знакомство с 17 педагогическими практиками, 7 из которых являются сертифицированными, то есть успешно прошедшими экспертизу Межрегиональной тьюторской Ассоциации. Десять представленных практик не являются сертифицированными практиками, но вызывали у педагогов и тьюторов не меньший интерес. Много желающих было познакомиться с практикой «Творческая мастерская «Интеллектуальное картирование» Ивановой Е.А., заместителем директора МБОУ «Лицей № 44», с практикой «Ступени роста: индивидуализация в процессе учебного занятия в учреждении дополнительного образования», представленной Остапенко А.А., заместителем директора МБОУ ДО «ЦРТДиЮ «Росток». Очень интересной и перспективной была признана практика «Весь мир передо мной: сопровождение познавательного интереса детей в пространствах образования и культуры», реализуемой группой специалистов из образовательных организаций и учреждений культуры. Практики работы с дошкольниками «Сопровождение детских проектов» (практика МБДОУ № 185, авторы – Козлова Г.И., Е.В.Иванова, Н.П.Петрова. А.В.Федорова) и «Виртуальное путешествие: сопровождение слабовидящих детей в процессе игровой познавательной деятельности» (практика МБДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида» г.Чебоксары, авторы – Л.А.Ростовцва, Стексова Н.А, Е.В.Малькова) вызвали интерес не только у педагогов, работающих в системе дошкольного образования, но и у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и специалистов системы повышения квалификации.
А «Практика индивидуализации в малокомплектной сельской школе» Алтышевской средней общеобразовательной школы Алатырского района (авторы:Т.А.Ефимова, Д.И.Сетямина) заинтересовала не только представителей сельских школ, но и руководителей городских средних общеобразовательных школ. И это понятно, потому что практике алтышевцев уже 8 лет, и за это время она не только оправдала себя, как практика, предлагающая эффективное организационное решение переустройства образовательного процесса и рациональное использование финансовых ресурсов, но и широкое использование современных образовательных ресурсов. Жаль, что представители сельских школ, не ставшие участниками бенчмаркинг-салона, не воспользовались возможностью познакомиться с этой замечательной практикой.
Второй день бенчмаркинг-салона удивил участников не только впечатляющими возможностями и дизайном образовательного пространства современной школы, но и содержанием, которое педагоги средней общеобразовательной школы № 1 предложили свои гостям. В 3-гостиных были представлены 7 педагогических практик, две из которых являются сертифицированными практиками. Это тьюторская практика «Тьюторское сопровождение развития интереса младших школьников», прошедшая экспертизу в 2013 году и рессертифицирована в 2015 году (авторы – Т.Л.Николаева, Т.В.Скворцова, Т.Н.Зверева. В.Н.Степанова) и тьюторская практика «Тьюторское сопровождение развития познавательного интереса в предмете» (автор – Филиппова Г.Г., учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Чебоксары). Практика создавалась на базе МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары (директор А.А.Димитриева) в 2012-2013 учебные годы, сертифицирована ФЭ МТА в 2013 году и рессертифицирована в 2015 году.
В зале – панораме практик вниманию участников были предложены еще 3 педагогические практики. Это практика МБОУ ДО «Центр детского творчества» «Тьюторское сопровождение обучающихся в образовательном событии» (авторы – О.В.Ануфриева, Н.В.Алексеева, Н.А.Лоскутова, Л.И.Кисилева, И.Н.Игнатьева, Е.А.Баженова, Н.Л.Самаркина, Е.Ю.Новикова, Т.Л.Родионова, Е.М.Николаева
С.Фомина, Н.В.Шалфеева) и «Практика сопровождения детских инициатив дошкольников в процессе организации военно-патриотической работы в детском саду» (авторы – М.В.Казакова, Э.В.Полынкина). Приятным открытием бенчмаркинг-салона -2017 стала практика «Сопровождение обучающихся в процессе участия в WEB-квестах», предложенная Харченко Д.И., учителем русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары.
Отзывы участников бенчмаркинг-салона о практиках, с которыми они познакомились, были весьма позитивными. Итак, первая цель бенчмаркинг-салона «выявление, изучение и распространение практик в области индивидуализации и тьюторства» была достигнута. Но организаторам бенчмаркинг-салона удалось реализовать и вторую цель «создание оптимальных условий для сотрудничества образовательных организаций». По итогам бенчмаркинг-салона были «подписаны» соглашения о семи программах дальнейшего сотрудничества. В качестве заказчиков выступили МБОУ «Цивильская СОШ п. Опытный», МБОУ «Алтышевская СОШ» Алатырского района, МАОУ «Гимназии № 5», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» и представители сельских общеобразовательных организаций Батыревского и Яльчикского районов. Какие и чьи технологии и практики были заказаны? В зале переговоров обсуждалась возможность внедрения технологий гимназии № 5, практик МАОУ «СОШ № 1» и МБДОУ № 185, практики Харченко Д.И. и проведение выездных курсов для педагогического коллектива Алтышевской СОШ № 1.
Центр развития тьюторских практик
кафедры педагогики и практической психологии
БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии