ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТЫ
 /  Тьюторство в открытом образовании / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТЫ

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТЫ

Совина Л.П. ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТЫ 

Статья: Совина Л.П. ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТЫ. Журнал «Педагогический родник» АОУ ДПО УР ИРО. 2016.  Совина Л.П. , методист центра развития тьюторских практик

    Открытость – это данность современной жизни, которую можно рассматривать как благо, дающее широкие возможности для образования и самообразования, взаимодействия между людьми, обмена и получения любой информации, создания совместных ресурсов, обсуждения общих проблем в сообществах и т.д. Но в то же время открытость – это незащищённость от внешнего влияния, которое может быть как позитивным, так и негативным, что ведёт к неопределённости будущего, невозможности человека противостоять внешним воздействиям открытого информационного пространства. Это замечательно отразил в своих стихах Владимир Маяковский еще в начале XX века: «Враспашку – сердце почти что снаружи — себя открываю и солнцу и луже». Удерживая понимание этого, мы рассматриваем позитивное влияние открытости на развитие и становление открытого образовательного пространства страны с позиции смены принципов от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Открытое образование как пространство постоянного профессионального развития стало реальностью, влияющей на развитие образования всех уровней, включая непрерывное образование взрослых, где условием формирования профессионалов становится применение этого образования в мире неопределенности. Поэтому на первый план выдвигается компетентность самостоятельно осваивать возможности открытого образования. Рассматривая развитие открытого образования в образовательном пространстве российской школы, можно выделить два этапа его формирования: 1990-2010 годы, связанные с широкой модернизацией российского образования, и 2010-2030 годы – становление информационно открытой системы образования [1]. Итак, обращаясь к открытому образованию 1990-2010 годов, мы видим, что оно представляет собой систему, стремящуюся к открытости, вбирающую в себя новые образовательные ресурсы: ресурсы учреждений дополнительного образования, средних специальных и высших учебных заведений, сети Интернет, что делает его избыточным. Избыточность, в свою очередь, вызывает к жизни процессы самоорганизации в образовательном пространстве, что становится условием выбора и самоопределения обучающихся в способах и содержании своего образования, а у педагогов – формирования новых педагогических компетенций, поддерживающих индивидуализацию образования. Именно открытость стала фактором, позволившим системе образования развиваться в инновационном режиме, свидетельством чего стало возникновение новых моделей образовательных учреждений (лицеи, гимназии, авторские школы, частные, религиозные школы), развитие экспериментальной деятельности по разработке новых форм и технологий организации образовательной деятельности. Институт проблем развития образования «Эврика», по согласованию с министерством образования и науки России, разворачивает деятельность по созданию федеральных экспериментальных площадок, разрабатывающих проекты изменений образовательных систем в сторону многообразия, вариативности, индивидуализации. В условиях происходящих изменений урок, сохраняя свои позиции в качестве ведущей формы организации образовательной деятельности, вместе с тем насыщается многообразными инновационными технологиями, которые сегодня называются технологиями открытого образования, в том числе информационно-коммуникационными, направленными на раскрытие индивидуальности каждого обучающегося. Следующим эффектом открытости становится инновационный ход в изменении содержания и способов организации образовательной деятельности – введение индивидуальных образовательных программ, который породил и новую педагогическую позицию – тьютора, сопровождающего такую программу. Тьюторами становятся педагоги, прошедшие путь инновационной деятельности. Складывается кластер педагогов-новаторов, опыт которых востребован, и возрождается наставничество как практика трансляции начинающему педагогу инновационных образовательных технологий. Деятельность наставника прежде замыкалась на образовательном пространстве отдельной образовательной организации, а принцип открытости предполагает открытость взаимодействия наставника с педагогами других организаций. Потребность выхода за пределы образовательной организации обуславливалась тем, что накопленное многообразие технологий, способов организации образовательной деятельности и индивидуализация образования вызвали к жизни необходимость использования ресурсов открытого образования. Именно открытость позволила эволюционировать системе образования, а управляющими параметрами данного развития становится потребность обучающихся и педагогического сообщества в его индивидуализации. Все это расширяло образовательное пространство и обеспечивало условия для выбора и самоопределения обучающихся в пределах самой образовательной организации, и послужило разрушению старых и формированию новых ценностей, связанных с индивидуальным подходом в образовании, что способствовало развитию личностно ориентированного образования. Образовательное пространство, став открытой системой, воспринимающей воздействия внешней среды, стало отвечать на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых субъектов образовательной деятельности, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными пространствами и создавая новые образовательные подпространства [2]. Таким образом, открытое образование этого периода можно охарактеризовать как систему, обеспечивающую возможность выбора обучающимся индивидуального образовательного маршрута с использованием ресурсов как школы, так и учреждений дополнительного образования, а также сети Интернет как ресурса формирующегося информационного общества. В то же время – это целенаправленная, контролируемая педагогом самостоятельная работа учащегося в различных формах: домашнего обучения, экстерната и обучения по индивидуальной образовательной программе [3]. Выше обозначенные явления как эффекты демократизации общественной жизни и формирования информационного общества вызвали необходимость развития образования «как открытой государственно-общественной системы» [4], связанной с мировыми тенденциями развития системы образования. Так, в 1990-е годы в России вслед за появлением Открытых Университетов Великобритании, Нью-Йорка, Национального Открытого Университета имени Индиры Ганди в Дели создаются Московский Государственный Открытый Университет и Международная академия открытого образования, ставящие задачу содействия развитию единого образовательного пространства стран ближнего и дальнего зарубежья. Первым шагом вхождения России в это пространство стало участие с 2000 года российских школьников во всемирном исследовании среднего образования (PISA-2000), что послужило открытию границ мировых систем образования для России и российского образования миру. У российских педагогов появилась возможность изучить различные аспекты других систем школьного образования, сравнить различные национальные системы образования с точки зрения их эффективности и открытости тенденциям развития мира в XXI веке, взглянуть на собственное образование со стороны. Вторым шагом стало подписание в 2003 году Болонской декларации, в соответствии с которой система российского образования должна развиваться на основе принятых соглашений о создании единых принципов и подходов к системе образования, что предполагает открытость системы образования миру. А далее эффекты открытости проявляются в целом ряде нормативных документов МОиН РФ. Разрабатывается научно-техническая программа (НТП) «Создание системы открытого образования», главной целью которой является создание системы открытого образования (ОО), обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам путём широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества [6]. В 2001 году разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р1. Впервые в государственных документах ведущей задачей модернизации образования становится «развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе: а) распределения ответственности между субъектами образовательной политики; б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения). И далее уточняется, что «в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия» [5]. В 2005 году принята Федеральная целевая программа развития российского образования на 2006-2010 годы, целью которой становится обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [7]. Всё это требует и новых педагогических позиций, обеспечивающих индивидуализацию образования, что отражается в конкретных нормативных документах: вначале, в 2008 году, в штатное расписание образовательных учреждений вводится должность «тьютор» [8], а в 2010 году утверждается должностная инструкция тьютора в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, согласно которой тьютор, кроме многих иных функций сопровождения, помогает «разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее» [3]. Таким образом, эффектами развития открытого образования данного периода является: инновационная деятельность по разработке новых форм образовательной деятельности, в том числе индивидуальные образовательные программы (ИОП); тьюторство как новая педагогическая компетентность по сопровождению ИОП (в экспериментальном режиме); включение в пространство урока технологий открытого образования; наставничество как средство передачи инновационного опыта; сочетание различных форм организации образовательной деятельности при ведущей форме – классно-урочной; многообразие учебников, образовательных программ, учебных планов, типов образовательных организаций; развитие инновационной деятельности, направленной на раскрытие индивидуальности каждого обучающегося; включение в образовательную деятельность информационных технологий, в том числе дистанционных, в режиме теоретической разработки и апробации. Следующий период развития открытого образования связан со становлением информационно открытой системы образования (2010-2030 г.г.). Данный период характеризуется переходом на новые ценности образования – «образование через всю жизнь». Поэтому индивидуализация становится ведущим принципом образования и предполагает основными своими результатами формирование у обучающегося «умения учиться» в условиях информационного общества и доступности мировых образовательных ресурсов. Кроме этого важной составляющей современного образования становится «практичность», применяемость в жизни, которая выражена в заказе на образование со стороны родителей и будущих работодателей. Характеризуя открытое образование данного периода, мы понимаем, что это нелинейный процесс постоянного поиска и изменений, формирования новых ориентиров и целей в условиях неопределённости. Становится реальностью интернациональность образования, что предполагает возможность экспорта и импорта образовательных услуг, партнёрство любого преподавателя и ученика, возможность получать образование в удобное для обучающегося время, в удобном месте и удобном темпе, формировать индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов. Открытое образование данного периода определяется как система образования информационного общества, обеспечивающая возможность выбора обучающимся программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях, вне зависимости от места их расположения и места жительства обучаемого. Открытое образование обеспечивает целенаправленную, контролируемую самостоятельную работу учащегося, возможность обучаться на протяжении всей жизни по индивидуальному плану, предоставляет доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества [10]. Рассмотрим, как развитие открытого образования отражается в нормативных документах. В 2010 году утверждается Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая призвана обеспечить преемственность основных направлений развития среднего образования, поддерживать практику использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях, что расширяет возможности использования в образовательном процессе мировых образовательных ресурсов [10]. В этом же году разрабатывается Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, которая нацелена на формирование новых институтов образования, на создание моделей управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, что также становится фактором развития системы образования на основе государственной, в том числе финансовой, поддержки [11]. Далее, в 2012 году, принимается закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ, в статье 29 которого говорится о том, что «образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет» [12]. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации как о самой организации, так и о структуре её управления, а также «о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой» [12]. Это говорит не только о праве, но и об обязанности каждой образовательной организации включить в открытое образовательное пространство свои ресурсы. Изменения происходят и в системе высшего образования. В 2015 году НИУ ВШЭ вместе с 7 другими ведущими вузами России: МГУ, НИТУ «МИСиС», СПбГУ, СПбПУ, МФТИ, ИТМО и УрФУ — инициировал проект по созданию Национальной платформы открытого образования. Сегодня на платформе размещено более 90 курсов, число зарегистрированных слушателей превысило 120 тысяч. Предполагается, что студенты будут иметь возможность засчитать результаты обучения по соответствующим дисциплинам в своем университете [14]. В Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 годы предполагается внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья) [13], что расширяет возможность получения образования в различных организациях, в разных формах, в удобном темпе. Сегодня образование может быть получено как в очной, очно-заочной, заочной форме, так и в форме семейного образования, где обучающиеся и их родители сами отвечают за содержание и способы его получения. Кроме этого, в режиме очного образования можно обучаться по индивидуальному учебному плану. Все это требует смены педагогических позиций учителей и внедрению новых педагогических профессий в пространство образовательных организаций всех уровней. Становится логичным в данной ситуации введение новых профессиональных педагогических стандартов, в которых предусмотрены новые функции педагога — функции сопровождения и навигации, что необходимо в условиях открытого образования: педагог (воспитатель, учитель) должен уметь «разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учётом личностных и возрастных особенностей обучающихся» [15]. В компетенции педагога-психолога включены как необходимые умения «разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями» [16]. И, наконец, стандартизирована и профессия «тьютор», которая включена в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», где обобщённой трудовой функцией становится «тьюторское сопровождение обучающихся» [17]. Таким образом, мы можем рассматривать открытое образование в узком смысле как «прозрачность» самой образовательной системы, что подразумевает: • понимание всеми субъектами образовательных отношений целей, задач, смыслов, ценностей, технологий, педагогических воздействий; • участие всех субъектов в проектировании и регулировке образовательной системы; определённую подотчётность образовательного учреждения внутренним и внешним субъектам; • открытость информационных ресурсов и свободное пользование ими всеми участниками образовательных отношений. В широком смысле открытое образование сегодня — это: • новые ценности образования, предполагающие его индивидуализацию, «умение учиться», «образование через всю жизнь»; • включение разных моделей образования в образовательное пространство страны, открытость образования будущему; • модульность как возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов; • интернациональность — возможность экспорта и импорта образовательных услуг; • новые функции педагогических работников: координирование познавательного процесса, корректировка содержания образования, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий; • тьюторство как новая педагогическая профессия, а наставничество как кадровая технология, обеспечивающая подготовку педагогов к осуществлению принципа индивидуализации в образовательной деятельности; • новые функции обучающегося: самоопределение и самостоятельное выстраивание своего образования, выбор его форм и содержания, что перекликается со словами К. Д. Ушинского, написанными почти 100 лет назад: «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Очень важно сегодня понимание того, что мир уже давно изменился и наши дети живут в нём и уже обладают теми компетенциями, о которых мы говорили выше, но только проявляют их в открытом образовательном пространстве, а не в том, которое мы им создаём в наших образовательных организациях. Что же необходимо сделать, чтобы наши интересы и интересы наших детей совпадали? Обратиться к великим… Эрих Мария Ремарк в книге «Искра жизни» написал: «Он охотно позвонил бы, чтобы получить инструкции, как быть. Но телефонная связь была прервана. Поэтому пришлось делать то, что он больше всего ненавидел и боялся: действовать самостоятельно». Эрика Джонг сказала очень актуальные сегодня слова: «Что случится, если мы возьмём нашу жизнь в собственные руки? Произойдет нечто ужасное: нам некого будет винить за неё». И в завершении пожелание Вольтера: «Осмельтесь мыслить самостоятельно».

ЛИТЕРАТУРА 1. Совина Л. П., Ерофеева Н. Ю. Открытость образования как необходимое условие формирования тьюторских компетенций педагога / Л. П. Совина // Нижегородское образование. — 2016.— № 4.— С. 96-101. 2. Территориальный образовательный комплекс. Моделирование управления / В.А. Журавлев [и др.]; под ред. В.А. Журавлева, — Ижевск: Удмуртский университет, 2004. — 100 с. 3. Квалификационные характеристики должностей работников образования // Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 4. Адамский А.И. Общественный образовательный договор. [Электронный ресурс]/ А.И. Адамский // Первое сентября: главная страница газеты – 2001. – № 21. – Режим доступа URL: http://upr.1september.ru/2001/14/2.htm – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 5. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// base.garant.ru/1587241. – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 6. Создание системы открытого образования «Научно-техническая программа». Приказ Министерства образования РФ ст. 12.10.2000 г. № 2925. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// library.kuzstu.ru/method/toms/tom_14.pdf. – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// elementy.ru/Library9/p803.htm. – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 8. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н (ред. от 23.12.2011) «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2008 N 11731) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77143. – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 9. Сайт «Словари и энциклопедии на Академике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ methodological_terms.academic.ru/1228. – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ минобрнауки.рф/документы/1450 – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 11. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111328 – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 12. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/– Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 13. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111328 – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 14. Национальная платформа открытого образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://openedu.ru – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz4hj6Ul1aI – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71166760/#ixzz4hj7ChHxT – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017). 17. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/420390300 – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 20.05.2017).

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости