Образовательное путешествие в проектной школе. Поиск путей индивидуализации
 /  Старшая школа / Образовательное путешествие в проектной школе. Поиск путей индивидуализации

Образовательное путешествие в проектной школе. Поиск путей индивидуализации

Тюмина Марина, директор МОУ ДПО ПК(с) ЦИКТ г.Чайковский.

Образовательное путешествие в проектной школе. Поиск путей индивидуализации.

 

Всем нам хорошо знакома идеальная норма выпускника основной школы: готов к выбору, обладает избирательностью интересов, познает себя, утверждает себя как взрослый, готов нести ответственность перед самим собой и другими, умеет действовать с ориентацией на другую позицию, умеет работать в группе и индивидуально, осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни. В том же время мы прекрасно понимаем, что традиционная школа не может обеспечить данного результата. Нужен новый нетрадиционный опыт построения моделей образования для подростков, который позволит преодолеть хотя бы ряд ограничений нынешней школы. Именно такой опыт представлен в данной статье.

С 11 по 15 января 2011 года на базе СОШ п. Марковский проходила очередная проектная школа Чайковского муниципального района (далее зимняя проектная школа – 3, ЗПШ-3) под общим названием «Жизнь. Человек. Общество. Образование». Участниками школы стали 60 человек. Из них – 40 – учащиеся 8-9 классов городских и сельских школ, 20 – педагогов тех же образовательный учреждений. Научное руководство ЗПШ-3 осуществлял кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики СПБ государственного технического университета Захаров К.П.

Акценты зимней проектной школы были связаны с темой «Жизнь. Человек. Общество. Образование» и с основным направлением движения в технологии «Образовательное путешествие» «Вопрос – Путь к ответу – Ответ – Свой образ (знание)». Логика осмысления такова. Вопросы появляются тогда, когда Человек живет, то есть действует. Путь к ответу на вопрос строит каждый Человек свой. Ответ рождается во взаимодействии с природой, артефактами, людьми. Истинное знание меняет образ самого Человека, делает его более образованным (совершенным).

Основные цели

для участников:

проживание процесса приобретения нового образовательного опыта, в этом смысле образовательной истории за рамками КУС (классно-урочной системы) для осмысления своих индивидуальных образовательных приоритетов;

для организаторов:

осмысление формата проектной школы как потенциальной модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

Задачи:

Организовать деятельность по освоению проектирования через технологию «Образовательного путешествия» (коллективные проекты).

Организовать работу по созданию индивидуальных образовательных проектов, их реализации и сопровождению.

Обеспечить освоение отдельных технологий компетентностно-ориентированного образования, основных норм и правил коллективной творческой деятельности.

Содействовать развитию рефлексивной позиции участников через специально организованные образовательные события.

Впервые в проектной школе была организована специальная линия сопровождения взрослых (педагогов) в освоении ими тьюторской позиции.

Тьюторское сопровождение осваивалось по четырем направлениям:

Вопросы. Наличие индивидуальных вопросов, качество индивидуальных вопросов, динамика развития вопроса, место индивидуального вопроса в коллективном проекте.

Индивидуальная образовательная история. Осмысление своего образовательного опыта до проектной школы, в проектной школе, его значения для дальнейшего образования.

Способы освоения нового знания. Какие способы освоения знаний известны, какие получили вновь, как их можно использовать.

Самоизменение. Что меняется и почему. Новые ресурсы для дальнейшего образования.

Проведенный анализ ЗПШ-3, позволил сделать ряд существенных выводов, связанных с возможностями индивидуализации образования в условиях созданного инновационного образовательного пространства в основной школе и преодоления ряда ограничений традиционной основной школы.

Вывод 1-й. При общей сохраняющейся логике построения проектных школ в целом и каждого дня в отдельности, сама проектная школа является непривычной формой образования, лежащей за пределами привычного опыта обучения в классно-урочной системе. Нет классов – есть разновозрастные (из разных школ) группы (отряды). Нет учителей – есть взрослые, которые входят в состав отрядов на общих основаниях. Во главе отряда стоят ребята: комиссары и руководители проектов. Нет расписания занятий – есть план-график дня, который обсуждается накануне и утверждается общим сбором. Нет деления дня на учебное и неучебное время. Каждый момент времени суток сможет стать для кого-то образовательным, а для кого-то нет. Даже те ребята, которые приезжают в ПШ во второй, третий и т.д. раз отмечают, что каждая школа отличается одна от другой. Это обеспечивается не только запуском новых моделей, но и сменой состава, комиссаров и руководителей проектов, инициативами самих участников. Таким образом, преодолевается одна из проблем основной школы – хабитуализация образования. Когда все привычно: циклы – дневной, недельный, четвертной, годовой; уроки, похожие друг на друга; когда учащийся ежедневно утверждается в мысли «от меня ничего не зависит».

Вывод 2-й. В проектной школе каждый день продумывается как возможность для проживания образовательного события. Есть ключевое дело дня. Есть место для проявления частных инициатив. Есть возможность для неформального общения. В проектной школе удерживается позиция «здесь и теперь». Жизнь в школе строится по нормам, которые устанавливают сами участники. При этом поддерживаются традиции, которые сложились на протяжении теперь уже 6-ти школ. Понимание того, что одно и то же дело в проектной школе для кого-то станет образовательным событием, а для кого-то нет, каждый день заканчивается подведением итогов (рефлексией), которая происходит сначала внутри отрядов под руководством комиссаров, а затем в общем кругу. Событийность проектной школы создает ощущение, что она длится не 5 дней, а гораздо больше. Происходит эффект сжатия времени и пространства. Эмоциональное насыщение, переживание и проживание разных жизненных ситуаций (удач и неудач, но отрефлексированных) создают мощный импульс для последующего развития участников. В результате преодолевается еще одно ограничение традиционной школы – бессобытийность.

Вывод третий. В проектной школе очень четко высвечивается одна из проблем основной школы: есть знание, но нет понимания. Сама эта проблема порождает другую – имитацию знания, деятельности, развития. «Пробить» эту броню имитации становится все сложнее. Вытекающие следствия из данной проблемы: неумение и боязнь задавать вопросы, неумение работать с информацией, нежелание видеть ресурсы своего развития. Обобщая анализ рефлексивных эссе ребят-участников ЗПШ-3, можно зафиксировать открытия в понимании, которые делают ребята. Они укладываются в несколько самых распространенных выражениях: «я и не знал, что я такой», «я, оказывается, много не знаю, но хочу знать» «я многое умею, а даже не догадывался об этом», «я понимаю, зачем мне учиться», «я хочу изменить систему своего образования». Преодоление проблемы бессмысленности образования имеет особое значение. Ответ на вопрос «Ради чего» лежит в плоскости системы ценностей. А это, как известно, самое сложное не только в образовании, но и в жизни. Тьюторская позиция взрослых призвана была обеспечить работу со смыслами в каждой проектной школе. Но только в ЗПШ-3 нам удалось вести специальную работу по взращиванию этой позиции в педагогах и отработке техник взаимодействия тьютора и тьюторанта. Возможность обретения смыслов заложена в проектной школе в сильной рефлексивной составляющей, которую транслируют педагоги в своей деятельности. Происходит мощное позиционирование в ходе защиты проектных идей, замыслов и проектов в целом. Именно благодаря стремлению дойти до смыслов в проектной школе у части детей происходит прорыв в осознании самого себя, своего образования, своего будущего. Деловые игры «Образовательная картография», «Большой процесс» также позволяют это сделать. Хотя в проектной школе вскрылись очевидные промахи наших традиционных школ, использующих данные технологии в своей практике. Они опять же связаны с поверхностностью и имитацией. Сложность заключается в том, что ребята – выходцы из проектной школы, не подхваченные в своих школах в стремлении обретать смыслы, теряются, переживают стресс от непонимания, снова скатываются на имитационный уровень.

Вывод четвертый. Само название школы – «проектная» указывает на то, что проектная линия является смыслообразующей в нашей деятельности. В данной проектной школе проектирование осваивалось участниками через создание коллективных проектов под общим названием «Мое образование после 9 класса». Ежедневно в течение дня выделялось время для работы над проектом. Имелась возможность экспертировать чужие проекты в ходе защиты проектных замыслов. А также совершенствовать свой проект, используя ресурсы проектной школы: от проектного замысла до отчета о реализации проекта. Создание индивидуальных проектов в рамках деловой игры «Образовательная картография» также можно считать шагом на пути освоения проектирования. Кроме того, проектирование осваивалось как процесс важный для самоопределения. Например, четвертый день был заявлен как день самоопределения. Рефлексия этого дня показала, что именно опыт проектирования собственного времени (удачного или неудачного) становится основанием для нового взгляда на собственные ресурсы. Кроме того, проектирование осваивалось через систему чередования творческих поручений, когда ребята оказывались ответственными за подготовку спортивного часа или сюрприза. Таким образом, преодолевалась одно из существенных ограничений основной школы – низкий масштаб проектного времени учащихся. Существенно то, что тьюторское сопровождение в ходе проектирования особенно востребовано учащимися. Самые яркие встречи тьюторов и тьюторантов происходили именно в процессе создания и реализации индивидуальных и групповых проектов.

Вывод пятый, заключительный. Рабочее определение проектной школы, данное ее авторами разработчиками, звучит так. Проектная школа – особое пространство активной продуктивной гуманистической деятельности учащихся и взрослых в сотрудничестве с окружающим человека миром – природой, артефактами, людьми. Особое – значит специально организованное, со сменой среды, за пределами школы, для получения эффекта выхода из традиционной школьной жизни. Пространство, то есть место для странствий, поиска себя. Активность проявляется тогда, когда есть мотив и цель, созданы условия для деятельности. Продуктивность связана с обязательным появлением совместного продукта, значимого не только для авторов, но и для других людей. Гуманистическая – значит, учитывающая особенности возраста, восприятия, темперамента и другие характеристики человека, его природы. В это связи гипотеза состоит в том, что «Проектная школа» является ресурсом индивидуализации образования в основной школе, может стать одной из моделей организации предпрофильной подготовки учащихся.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости