Четверг
21 ЯнвПедагогическая антропология
Друзья, коллеги, сегодняшний материал – это продолжение начатой в прошлый раз темы, и посвящен он педагогической антропологии. Именно этой отраслевой (акцентной) антропологии мне хотелось бы уделить особое внимание, как наиболее значимой для нашей тьюторской проблематики. Думаю, что тема педагогической (образовательной) антропологии вообще станет основополагающей для нашего дальнейшего общения, будет во многом задавать его основной контекст и определять границы.
Материал, представленный сегодня собран из разного рода научных источников, но основное содержание – это выдержки из заинтересовавшей меня работы В.И. Слабодчикова «Очерки психологии образования», в которой автор очень емко, на мой взгляд, и глубоко обозначает проблематику «образовательной антропологии» и антропопрактики.
Итак, педагогическая антропология:
Педагогическая антропология является сегодня весьма значительной отраслью педагогики. Этот термин впервые возник в России в 1860-е годы: его употребил Н.И. Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросы жизни», а уточнил, наполнил конкретным содержанием, ввел в научный оборот наш замечательный педагог и философ К.Д. Ушинский, изложив свои взгляды в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1869г.). В советский период идеи К.Д Ушинского были прочно забыты (собрание его сочинений было издано лишь в 1988-1990гг), и лишь сегодня они вновь обретают актуальность. Можно констатировать лишь то, что в нашей стране педагогическая антропология как особая система человековедческих знаний так и не сложилась. Зато активно над этой идеей работали за рубежом. Такв 60-е годы ХХв. немецкие ученые ( Г. Беккер, О. Больнов, В. Лох, И. Дерболав, М. Бубер и др.) предприняли попытку синтеза различных философских подходов к человеку в качестве теоретической основы педагогической деятельности. Они активно обсуждали главный вопрос педагогического антрополога – вопрос об открытости и незавершенности сущности человека; именно в этом они видели свободу действий для педагога. Мировоззренческое значение антропологических идей состояло в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, в признании человеческой личности и индивидуальности как самоценности и ее приоритета перед государством, в рассмотрении образования как атрибута человеческого бытия, а не как функции общества.
Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства именно человеческого в человеке. Из всех форм общественной практики именно образование и, прежде всего, развивающее образование, пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. Речь идет о постановке беспрецедентной для образования задачи: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, которые позволяют ему быть человеком и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но – подлинным субъектом культуры и исторического действия, а главное – субъектом собственной жизни.
Сегодня, внутри гуманитарных наук, ориентированных на образование, – прежде всего, в педагогике, педагогической психологии, психологии развития и образования, складывается на новом уровне антропологическая парадигма – это, в первую очередь, ориентация на человеческую реальность во всей её полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления полного – всего человека, человека – как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другим, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия.
Сегодня требуется системный пересмотр философских, психологических, социально-педагогических, политико-экономических основ современных гуманитарных практик с точки зрения их антропологической модальности. Современные педагогика и психология должны перестать быть пособием о способах духовного кодирования, техниках социальной дрессуры и манипуляций, а становиться в подлинном смысле антропными, человеко-риентированными науками, способными целенаправленно строить практики действительного выращивания «собственно человеческого в человеке».
Реализация подобных ориентиров предполагает разработку новых научных средств, новых методов построения самого образования, прежде всего как особой антропо-практики, как практики целенаправленного культивирования базовых, родовых способностей человека. Антропо-практика – это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека. Именно здесь происходит осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых оказывается возможным становление собственной субъектности, и подлинно личностное самоопределение человека, и авторство собственных осмысленных действий. Здесь, в такой практике, возможно становление автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе – говоря словами А.С. Пушкина – его способности к самостоянию в собственной жизни. (В.И. Слабодчиков)
Не знаю как вам, друзья, но мой «внутренний тьютор» очень живо откликнулся на такое понимание «антропности». Если всё, что написано выше можно считать сутью тьюторской профессии, её «великим и глубинным» смыслом, то это то, что лично меня вдохновляет! Надеюсь, что и вас тоже.