Сопровождение первой исследовательской пробы первоклассника (на примере проекта «Опыты с проращиванием фасоли»)
 /  Монтессори-педагогика / Сопровождение первой исследовательской пробы первоклассника (на примере проекта «Опыты с проращиванием фасоли»)

Сопровождение первой исследовательской пробы первоклассника (на примере проекта «Опыты с проращиванием фасоли»)

В рамках урока окружающего мира для учеников 1 класса монтессори  мы проводим ежегодный проект «Рождение растения». Именно в этом возрасте у ребят проявляется стойкий интерес к изучению окружающего мира, у него появляется много вопросов о живой и неживой природе. По нашим наблюдениям, проект направлен на накопление детьми поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения, взаимодействовать с другими людьми, презентовать результаты своей деятельности публично. В системе школьного образования применима типология проектов, классифицируемых Е.С.Полат по доминирующей деятельности учащихся. Этот проект мы относим к исследовательским. Хочется отметить, что некоторые результаты проведения такого проекта в младшем школьном возрасте заметны более других. Для нас ценным является появление  у детей таких компетенций как:

  • умение наблюдать, фиксировать наблюдения, анализировать;
  • выдвигать гипотезы, высказывать свою точку зрения, слушать других и делать выводы.

Дети ощущают себя попавшими в «научное сообщество», они получают позитивный опыт своей активности и инициативности, встречаются и с ответственностью. В третьем и четвертом классах у ребят, имевших подобный опыт, исследования и проекты рождаются легче, они часто самостоятельны и креативны.

Продолжительность проекта — 1 месяц, этапы представлены в виде таблицы.

 

  Действия педагога Действия детей
Этап запуска проекта. Два урока соединенные. Презентация на уроке «Живое-неживое».

 

Показывает как пользоваться микроскопом, записывает вопросы и мысли детей на доске.

Ведет обсуждение, какие потребности есть у живого, у растения и фиксирует в кластер.

Проблематизирует, спрашивает детей, как доказать или уточнить меру необходимого. (А сколько надо воды? А как узнать, какая вода нужна?).

 

Учитель собирает детей в круг, где они высказывают свои идеи и при желании объединяются в команды со схожими задачами.

Дети рассматривают семя фасоли, делят его на семядоли, рассматривают под лупой, выдвигают гипотезы.

Смотрят под микроскопом зародыш фасоли, задают вопросы.

 

Активно проговаривают про потребности.

 

 

Дети строят гипотезу о Наилучших условиях для проращивания фасоли. Их представления расходятся, и они проектируют опыты с различающимися условиями.

 

Этап реализации. Часто начинается в конце предыдущего этапа. Первому классу выдает заготовку для изготовления книжки «Дневник наблюдений». Второй класс получает инструкцию в ходе обсуждения, что должно фиксировать в листе наблюдения за ходом опыта.

Индивидуально сопровождает интерес ребенка, задает вопросы, интересуется ходом опыта.

Еженедельно организует круг для обсуждения промежуточных результатов и уточнения хода эксперимента.

Дети приступают к посадке, подбирают необходимые ресурсы, фиксируют условия, при которых будет проращиваться семя в «Дневник наблюдений».

 

Ежедневно измеряют семя, длину ростков, описывают состояние, фиксируют свои наблюдения.

Дети в кругу единомышленников  делятся своими наблюдениями, получают обратную связь.

 

Дети собирают материалы своих наблюдений.

Этап оформления (четвертая неделя месяца) Педагог старается подготовить детей к идее общего продукта этого проекта, предлагая представить его в виде ролика.

Задает структуру научного выступления, помечая вопросы, на которые ребенок должен ответить в своем рассказе последовательно:

·       Что думали? Что делали?

·       Что получилось?

·       Почему?

Собранную информацию ребенок анализирует и визуализирует в виде рисунков, графиков, диаграмм, схем.

 

Дети самостоятельно продумывают свое выступление, опираясь на вопросы. Определяют очередность выступления членов своей команды. Продумывают место и формат съемки. Репетируют.  Показывают свою репетицию эксперту.

Этап создания продукта и завершения проекта и рефлексии Учитель помогает каждой команде записать свою часть ролика (видео и мультик из детских рисунков).

Подводит итог проекта с просматриванием ролика, детских дневников наблюдения, устраивает выставку детских книжек и иных форм продукта (рисунки, фото, пластилиновые модели).

Проговаривает о возможности следующего шага. (А что бы ты хотел еще узнать? Попробовать? Проверить?)

Получают опыт съемки мультфильма.

 

 

Получают возможность презентации своих продуктов, предлагают новые шаги реализации проекта. (выступление на конференции, высаживание других растений или пророщенной фасоли в землю, рассказать о проекте ребятам других классов.

 

Мы считаем, что этот многозадачный проект очень эффективен для начинающих педагогов. Он помогает построить контакт с детьми через совместную деятельность, дает возможность родителям заглянуть во внутреннюю жизнь класса через продукт, младшим школьникам получить первые исследовательские навыки. Проект еще и очень сплачивает ребят в классе. Ведь главное условие — сделать вместе. Для детей этого возраста очень важна наглядность продукта, тут видеоролики и мультфильмы оказались для нас незаменимы. Когда ребенок тренируется рассказывать свой самостоятельно сочиненный текст про исследование, он учится рассуждать, доказывать, что тренирует научное мышление, речевые навыки и навыки презентации. Мы очень серьезно относимся к ребенку, как к исследователю, что ребенок чувствует. Важно не упрощать и не заменять его личные рассуждения и гипотезы. На кажущиеся нас более «правильными» взрослые. Ведь открытия, сделанные самостоятельно и доведенные до продукта, формируют его представления о себе.

Авторы материала: педагоги классов монтессори Шаляпина О.О., Макунина А.А., Крапивец Е.А..

Координаторы страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости