Суббота
27 МарСопровождение первой исследовательской пробы первоклассника (на примере проекта «Опыты с проращиванием фасоли»)
В рамках урока окружающего мира для учеников 1 класса монтессори мы проводим ежегодный проект «Рождение растения». Именно в этом возрасте у ребят проявляется стойкий интерес к изучению окружающего мира, у него появляется много вопросов о живой и неживой природе. По нашим наблюдениям, проект направлен на накопление детьми поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения, взаимодействовать с другими людьми, презентовать результаты своей деятельности публично. В системе школьного образования применима типология проектов, классифицируемых Е.С.Полат по доминирующей деятельности учащихся. Этот проект мы относим к исследовательским. Хочется отметить, что некоторые результаты проведения такого проекта в младшем школьном возрасте заметны более других. Для нас ценным является появление у детей таких компетенций как:
- умение наблюдать, фиксировать наблюдения, анализировать;
- выдвигать гипотезы, высказывать свою точку зрения, слушать других и делать выводы.
Дети ощущают себя попавшими в «научное сообщество», они получают позитивный опыт своей активности и инициативности, встречаются и с ответственностью. В третьем и четвертом классах у ребят, имевших подобный опыт, исследования и проекты рождаются легче, они часто самостоятельны и креативны.
Продолжительность проекта — 1 месяц, этапы представлены в виде таблицы.
Действия педагога | Действия детей | |
Этап запуска проекта. Два урока соединенные. | Презентация на уроке «Живое-неживое».
Показывает как пользоваться микроскопом, записывает вопросы и мысли детей на доске. Ведет обсуждение, какие потребности есть у живого, у растения и фиксирует в кластер. Проблематизирует, спрашивает детей, как доказать или уточнить меру необходимого. (А сколько надо воды? А как узнать, какая вода нужна?).
Учитель собирает детей в круг, где они высказывают свои идеи и при желании объединяются в команды со схожими задачами. |
Дети рассматривают семя фасоли, делят его на семядоли, рассматривают под лупой, выдвигают гипотезы.
Смотрят под микроскопом зародыш фасоли, задают вопросы.
Активно проговаривают про потребности.
Дети строят гипотезу о Наилучших условиях для проращивания фасоли. Их представления расходятся, и они проектируют опыты с различающимися условиями.
|
Этап реализации. Часто начинается в конце предыдущего этапа. | Первому классу выдает заготовку для изготовления книжки «Дневник наблюдений». Второй класс получает инструкцию в ходе обсуждения, что должно фиксировать в листе наблюдения за ходом опыта.
Индивидуально сопровождает интерес ребенка, задает вопросы, интересуется ходом опыта. Еженедельно организует круг для обсуждения промежуточных результатов и уточнения хода эксперимента. |
Дети приступают к посадке, подбирают необходимые ресурсы, фиксируют условия, при которых будет проращиваться семя в «Дневник наблюдений».
Ежедневно измеряют семя, длину ростков, описывают состояние, фиксируют свои наблюдения. Дети в кругу единомышленников делятся своими наблюдениями, получают обратную связь.
Дети собирают материалы своих наблюдений. |
Этап оформления (четвертая неделя месяца) | Педагог старается подготовить детей к идее общего продукта этого проекта, предлагая представить его в виде ролика.
Задает структуру научного выступления, помечая вопросы, на которые ребенок должен ответить в своем рассказе последовательно: · Что думали? Что делали? · Что получилось? · Почему? |
Собранную информацию ребенок анализирует и визуализирует в виде рисунков, графиков, диаграмм, схем.
Дети самостоятельно продумывают свое выступление, опираясь на вопросы. Определяют очередность выступления членов своей команды. Продумывают место и формат съемки. Репетируют. Показывают свою репетицию эксперту. |
Этап создания продукта и завершения проекта и рефлексии | Учитель помогает каждой команде записать свою часть ролика (видео и мультик из детских рисунков).
Подводит итог проекта с просматриванием ролика, детских дневников наблюдения, устраивает выставку детских книжек и иных форм продукта (рисунки, фото, пластилиновые модели). Проговаривает о возможности следующего шага. (А что бы ты хотел еще узнать? Попробовать? Проверить?) |
Получают опыт съемки мультфильма.
Получают возможность презентации своих продуктов, предлагают новые шаги реализации проекта. (выступление на конференции, высаживание других растений или пророщенной фасоли в землю, рассказать о проекте ребятам других классов. |
Мы считаем, что этот многозадачный проект очень эффективен для начинающих педагогов. Он помогает построить контакт с детьми через совместную деятельность, дает возможность родителям заглянуть во внутреннюю жизнь класса через продукт, младшим школьникам получить первые исследовательские навыки. Проект еще и очень сплачивает ребят в классе. Ведь главное условие — сделать вместе. Для детей этого возраста очень важна наглядность продукта, тут видеоролики и мультфильмы оказались для нас незаменимы. Когда ребенок тренируется рассказывать свой самостоятельно сочиненный текст про исследование, он учится рассуждать, доказывать, что тренирует научное мышление, речевые навыки и навыки презентации. Мы очень серьезно относимся к ребенку, как к исследователю, что ребенок чувствует. Важно не упрощать и не заменять его личные рассуждения и гипотезы. На кажущиеся нас более «правильными» взрослые. Ведь открытия, сделанные самостоятельно и доведенные до продукта, формируют его представления о себе.
Авторы материала: педагоги классов монтессори Шаляпина О.О., Макунина А.А., Крапивец Е.А..