Воскресенье
1 МарПроектный семинар “Свобода, дисциплина и возрастные задачи развития”
21 -22 февраля 2020 г. в Томске состоялся
проектный семинар
“Свобода, дисциплина и возрастные задачи развития”
Участники – педагоги томских детских центров, детских садов, частных и муниципальных школ ( «Леденцовое окошко», «Маленькие исследователи», «Паровозики», «Радость», школы «Эврика-развитие», «Резонанс», «Солнечный экспресс»), работающих на разных возрастных ступенях (0-3), (3-6), (6-9), (9-12), (12-15), (15-18).
Ведущие семинара- Григоренко Катерина (преподаватель программ ПК для педагогов и управленцев НИ ТГУ.
Разработчик и ведущая образовательных программ и проектов для детей начальной и основной школы, оргконсультант Монтессори-площадок, тренер, разработчик и эксперт по методическому и технологическому оформлению социо-культурных проектов развития территории (Томск-Москва) и Чередниченко Максим (разработчик и ведущий сетевых и локальных образовательных программ для детей и взрослых, событий класса «образовательный экстрим». Автор методических разработок и статей, книгоиздатель (Москва), разработчик и ведущий сессий проекта «Сетевой подростковый Монтессори Лицей»).
Цель ведущих семинара – совместными усилиями разобраться с основаниями и инструментами улучшения образовательной среды школы для детей от 0 до 12 лет.
Преимущество работы в данном проектном семинаре в том, в программе уже участвуют педагоги других образовательных площадок страны (например, Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой и студенты программы УЦ МШМ подготовки монтессори-учителей начальной школы из разных городов РФ и зарубежья, педагоги “Солнечного города” из Красноярска, педагоги из 4х городов России в УЦ “Земляне” в Москве, работающие с детьми разных возрастов от 0 до 18 лет.
Благодаря этому организован процесс взаимного обмена содержанием созданных продуктов (карт сензитивности) , чтобы получить ещё более богатый выбор форм образовательной деятельности.
На семинаре обсуждались две ценности гуманистической педагогики, которые он развивает в течение всей своей жизни – Свобода и дисциплина.
Если эти способности достаточно развиты к окончанию основной школы, то её выпускник способен к самоопределению – выбирает наилучшее для себя в заданных условиях. Чем больше эта способность развита, тем больше шансов у выпускника школы принимать самостоятельные осознанные и верные решения в жизненных ситуациях выбора. Например, правильно выбрать место и время поступления на следующую ступень образования.
В случае недостаточно развитой способности к самоопределению выбор будет трудным, решения не точными, с потерей времени, сил и других ресурсов (например, повторное поступление на другую специальность, в другой вуз, уход в армию).
Как любая способность, самоопределение тренируется в образовательной среде дома, детского сада, школы и в других местах, в которых живёт человек на протяжении всей своей жизни.
Сколько шансов потренировать способность к самоопределению уже есть в образовательной среде вашей площадки? Сколько ещё необходимо спроектировать?
На семинаре обсуждались следующие вопросы:
✅ свобода и дисциплина: разбор понятий (в том числе по М.Монтессори);
✅ возрастные особенности и потребности детей в свободе и дисциплине;
✅ какие задачи стоят перед детьми в разном возрасте, и как их решение помогает человеку стать свободным и ответственным;
✅ где грань между свободой и вседозволенностью;
✅ как взрослые (родители и педагоги) могут поддержать ребёнка на пути к самоопределению, какие элементы образовательной среды для этого необходимо обеспечить.
В результате индивидуальной и групповой работы на семинаре:
✅создан гугл-документ “Карта сензитивности : преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности от 0 до 18 лет”, в которой наглядно показано, как связаны возрастные задачи, потребность в свободе и дисциплине и ресурсы образовательной среды для их реализации;
✅участники семинара получили рабочий инструмент для регулярного переизобретения образовательной среды, в которой дети от 0 до 12 лет развивают способность к самоопределению, а педагоги построили прочные основания педагогической позиции для выстраивания границ свободы и дисциплины.
Участники семинара: работали с понятиями из теории психологии развития и возрастной психологии, разбирали кейсы участников семинара с использованием примеров из педагогической практики разработки и реализации образовательных программ, работающих с самоопределением, проектирование изменений.