Проектный семинар “Свобода, дисциплина и возрастные задачи развития”
 /  Монтессори-педагогика / Проектный семинар “Свобода, дисциплина и возрастные задачи развития”

Проектный семинар “Свобода, дисциплина и возрастные задачи развития”

21 -22 февраля 2020 г. в Томске состоялся

проектный семинар

“Свобода, дисциплина и возрастные задачи развития”

Участники  –  педагоги  томских детских центров, детских садов, частных и муниципальных школ  (  «Леденцовое окошко», «Маленькие исследователи», «Паровозики», «Радость», школы «Эврика-развитие», «Резонанс», «Солнечный экспресс»), работающих на разных возрастных ступенях (0-3), (3-6), (6-9), (9-12), (12-15), (15-18).

Ведущие семинара-  Григоренко Катерина (преподаватель программ ПК для педагогов и управленцев НИ ТГУ.

Разработчик и ведущая образовательных программ и проектов для детей начальной и основной школы, оргконсультант Монтессори-площадок, тренер, разработчик и эксперт по методическому и технологическому оформлению социо-культурных проектов развития территории (Томск-Москва) и Чередниченко Максим (разработчик и ведущий сетевых и локальных образовательных программ для детей и взрослых, событий класса «образовательный экстрим». Автор методических разработок и статей, книгоиздатель (Москва), разработчик и ведущий сессий проекта «Сетевой подростковый Монтессори Лицей»).

 

Цель  ведущих семинара –  совместными усилиями разобраться с основаниями и инструментами улучшения образовательной среды школы для детей от 0 до 12 лет.

 

Преимущество работы в данном проектном семинаре  в том, в программе уже участвуют педагоги других образовательных площадок страны (например, Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой и студенты программы УЦ МШМ подготовки монтессори-учителей начальной школы из разных городов РФ и зарубежья, педагоги “Солнечного города” из Красноярска, педагоги из 4х городов России в УЦ “Земляне” в Москве, работающие с детьми разных возрастов от 0 до 18 лет.

Благодаря этому  организован процесс взаимного обмена содержанием созданных продуктов (карт сензитивности) , чтобы получить ещё более богатый выбор форм образовательной деятельности.

 

 

На семинаре обсуждались две ценности гуманистической педагогики, которые он развивает в течение всей своей жизни  –  Свобода и дисциплина.

Если эти способности достаточно развиты к окончанию основной школы, то её выпускник способен к самоопределениювыбирает наилучшее для себя в заданных условиях. Чем больше эта способность развита, тем больше шансов у выпускника школы принимать самостоятельные осознанные и верные решения в жизненных ситуациях выбора. Например, правильно выбрать место и время поступления на следующую ступень образования.

В случае недостаточно развитой способности к самоопределению выбор будет трудным, решения не точными, с потерей времени, сил и других ресурсов (например, повторное поступление на другую специальность, в другой вуз, уход в армию).

Как любая способность, самоопределение тренируется в образовательной среде дома, детского сада, школы и в других местах, в которых живёт человек на протяжении всей своей жизни.

Сколько шансов потренировать способность к самоопределению уже есть в образовательной среде вашей площадки? Сколько ещё необходимо спроектировать?

 

На семинаре обсуждались следующие вопросы:

✅  свобода и дисциплина: разбор понятий (в том числе по М.Монтессори);

✅ возрастные особенности и потребности детей в свободе и дисциплине;

✅ какие задачи стоят перед детьми в разном возрасте, и как их решение помогает человеку стать свободным и ответственным;

✅ где грань между свободой и вседозволенностью;

✅ как взрослые (родители и педагоги) могут поддержать ребёнка на пути к самоопределению, какие элементы образовательной среды для этого необходимо обеспечить.

 

В результате индивидуальной и групповой работы на семинаре:

✅создан гугл-документ “Карта сензитивности : преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности от 0 до 18 лет”, в которой наглядно показано, как связаны возрастные задачи, потребность в свободе и дисциплине и ресурсы образовательной среды для их реализации;

✅участники семинара получили рабочий инструмент для регулярного переизобретения образовательной среды, в которой дети от 0 до 12 лет развивают способность к самоопределению, а педагоги построили прочные основания педагогической позиции для выстраивания границ свободы и дисциплины.

Участники семинара: работали с понятиями  из теории психологии развития и возрастной психологии, разбирали кейсы участников семинара с использованием примеров  из педагогической практики разработки и реализации образовательных программ, работающих с самоопределением, проектирование изменений.

 

 

Координатор страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости