Воскресенье
28 Июл«Мы идем в Большой Поход вместе с тьютором. Вперед!»
12-20 июля 2024 года прошел второй по счету «Большой поход»
-10 семей: 16 родителей и 15 детей
-3 тьютора и 1 педагог по музыке
-3 локации: деревня Малая Сыя, озеро Ошколь, заповедник «Ивановские озера».
Организатором похода является родитель-тьютор, руководитель томского регионального отделения МТА Александр Банников при поддержке команды тьюторов школы «Эврика-развитие» г. Томска.
Ключевая задача «Большого Похода» – формирование экологичного поддерживающего детско-взрослого сообщества, направленного на развитие тьюторской компетентности и субъектности.
Поход особенно подходит для выполнения данной задачи, будучи богатой развивающей средой естественных ситуаций неопределенности и необходимости их преодоления. В такой среде необходим тьютор как:
– как посредник между пространством и человеком: показывает ребенку, как можно открывать для себя то или иное место с его историей, особенностями климата, необычными жителями;
– как создатель особой экологичной среды, в которой каждый участник сможет проявить активность, встать позицию творца;
– как помощник в выстраивании индивидуальной траектории семьи: от ее запроса к рефлексии.
Тьюторы в походе реализовали различные форматы, ориентированные на детско-взрослую аудиторию и направленные на формирование субъектности в различных контекстах: дебаты, тренинги, мастер-классы, мастерские письма, сценки, песни под гитару, коммуникативные игры и мн. другие активности сочетались с экскурсиями по значимым местам Хакасии.
При этом одной из стержневых линий Большого Похода был отдельный родительский трек, направленный на развитие навыка наблюдения за ребенком. При сопровождении тьютора родитель учился объективно фиксировать успехи, способы преодоления трудностей и точки роста детей в ситуациях неопределенности, которых в походе бывает немало. Каждый родитель получил возможность увидеть объемную картину о своем ребенке в разных необычных ситуациях от разных родителей с наблюдением и анализом тьютора. Для многих участников опыт наблюдения был новым и непривычным. Тьютор помогал настраивать фокус видения, фиксировать только факты и уходить от интерпретаций и оценок.
Значимый такт тьюторского трека в походе – ежедневная рефлексия. Каждый участник похода вел «Дневник путешественника», фиксируя в нем значимый опыт и впечатления с опорой на рефлексивные вопросы и задания. По окончании похода каждый участник получил свой дневник, в котором были отражены события каждого дня так, он их видел. Не менее значимый инструмент рефлексии в походе – вечерние концерты как возможность для презентации достижений, открытий дня, творческих номеров семей – участников. Особую ценность концертам придавали эксперты: геологи, ботаники, географы, спелеологи, которые давали развивающую обратную связь работам участников.
Главный результат Большого похода по формированию активного детско-взрослого сообщества случился. На итоговой рефлексии события было предложено множество вариантов для дальнейшей совместной работе в проекте.
Авторы материала: руководитель проекта «Большой поход» Банников Александр, тьюторы Волкова Татьяна и Крапивец Елена.