Пятница
30 Авг2018г. Чувашская Республика. Технология тьюторского сопровождения обучающихся подростковой школы для реализации индивидуальных образовательных интересов в рамках проекта «Курсы по выбору»
Технология тьюторского сопровождения обучающихся подростковой школы для реализации индивидуальных образовательных интересов в рамках проекта «Курсы по выбору»
Регион: Чувашская республика, г.Чебоксары
Организация: МАОУ «Гимназия № 5»
Заявители: Исаева Инна Владиславовна, Гасанова Малека Нусраддин Кызы
Статус «тьюторская технология» присвоен в 2015 году.
Контакты: gim5cheb@mail.ru, maleka_gasanova@mail.ru
В современной школе с каждым годом становится все больше предметов, входящих в учебный план, при этом наблюдается сокращение часов по ряду предметов. В гимназическом варианте «учебный план разрастается» с 5-го класса: у детей химия, биология, обществознание, два языка и многое другое становятся обязательными предметами. В результате учитель «ужимает» объем учебного курса, пытаясь сохранить ключевые темы и понятия, сокращая «не фактический» материал. Например, при изучении истории меньше часов отводится на изучение повседневной жизни людей, что как раз больше всего интересно детям. Получается «выхолощенный» предмет, разумный и логичный с педагогической точки зрения. При этом очевидно, что многое из необходимого для жизни, интересного и важного растущему человеку не вмещается в рамки учебного плана. И уж тем более, что это важное невозможно «уловить» в рамках урока и развернуть в формат реализуемой практики ребенка, формирующей его компетенции и личностные предпочтения. Ни часы, ни форма урока, ни педагогические технологии не позволяют этого сделать.
Так возникла идея курсов по выбору, которые могут быть направлены на углубление отдельных тем базисной образовательной программы, расширение базисной образовательной программы; иметь мотивационный, практический, исследовательский характер. Взрослому человеку ежедневно приходится принимать несколько десятков решений. Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Многим доводилось встречаться с людьми нерешительными, которые долго думают, прежде чем сделать даже пустяковый выбор. Желая взрастить в ребенке полноценную и самостоятельную личность, нужно учить его совершать выбор. Тогда он научится быстро и правильно принимать решения и адекватно относиться к собственным ошибкам.
И еще один немаловажный момент: в 9-х классах, когда идет предпрофильная подготовка, детям сложно выбрать профиль, так как они не исследовали свой интерес, не совершали конкретных шагов в сторону реализации интереса, они не видят, что за предметом или областью может лежать свой собственный смысл.
В ходе работы над курсами по выбору у ребенка большую роль играет самоопределение, оно тесно связано с психологической «Я-концепцией». Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную «Я-концепцию» можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок.
«Реальное Я» – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
«Зеркальное (социальное) Я» – установки, связанные с представлениями ученика о том, как его видят другие.
«Идеальное Я» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Авторам было важно предусмотреть в технологии возможность для ребенка увидеть реальное «Я», ощутить поддержку и взаимодействие с окружением на пути к своим целям.
Схема функционирования курсов по выбору похожа на карту метро. Кольцевой линией является общая тематика, которая проходит через все «станции» – курсы по выбору. Также при желании ребенка он может выйти за пределы этой тематики: например, ребята имеют возможность выполнять метапредметные продукты, которые находятся на стыке нескольких курсов по выбору.
Самым важным условием воспроизведения этой технологии является готовность образовательного учреждения к постоянному изменению учебных планов, созданию вариативных рабочих программ, выделению времени и кадровых сил на индивидуальную проработку и сопровождение тьюторанта. Курсы входят в учебный план работы организации, являются частью рабочей программы учителя и оплачиваются в стимулирующей части ЗП.