2018г. Пермский край. Тьюторское сопровождение деятельностного самоопределения подростка в инженерном образовании
 /  Технологии тьюторского сопровождения / 2018г. Пермский край. Тьюторское сопровождение деятельностного самоопределения подростка в инженерном образовании

2018г. Пермский край. Тьюторское сопровождение деятельностного самоопределения подростка в инженерном образовании

“Тьюторское сопровождение деятельностного самоопределения подростка в инженерном образовании”

Технология “Тьюторское сопровождение деятельностного самоопределения подростка в инженерном образовании”  формировалась  в период с 2014 по 2018 годы и отражает практику МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №135 с углублённым изучением предметов образовательной области «Технология» г. Перми как культуру педагогики сотрудничества, развивающего обучения Эльконина – Давыдова на фундаменте технического конструирования.
Цель технологии – описание процесса тьюторского сопровождения деятельностного самоопределения подростка в инженерном образовании.
Технология состоит из нескольких этапов.
1 этап – предварительный, его продолжительность 1 месяц. Он состоит из двух частей: практического и теоретического.
На этом этапе учащиеся четвёртых классов имеют возможность принять участие в конкурсе технической направленности. Практическая часть – это одна из составляющих мотива ребёнка, его будущего запроса, желание заниматься техническим творчеством.
Теоретическая часть состоит из психологических диагностик склонностей детей к техническому творчеству. Данная диагностика проводится психологом, и её результаты используются в работе с педагогическим коллективом, рефлексируются с детьми и родителями. Результаты диагностики являются внешней диагностикой развития технических способностей ребёнка по отношению к самому себе. На этом этапе из педагогов школы учащиеся выбирают тьютора и совместно планируют время первого тьюториала.
2 этап – диагностический, на этом этапе учащиеся выбирают краткосрочные курсы из ресурса школы (робототехника, ТРИЗ, физика в опытах и.т.д.), а также курсы могут формироваться по запросу детей из возможностей дополнительного образования. Эта работа по выбору, самоопределению учащихся фиксируется в дорожную карту, работа с которой начинает формироваться на этом этапе и переходит в проектировочный этап, где она дополняется и расширяется различными ресурсами.
3 этап – проектировочный, в ходе которого продолжается работа по составлению дорожной карты, в неё включаются все предполагаемые события по реализации своего индивидуального образовательного маршрута. Работа по составлению дорожной карты идёт в формате групповых и индивидуальных тьюториалов. На этом этапе происходит встреча тьюторанта с педагогом в тьюторской позиции для оформления идеи технического проекта. В результате реализации индивидуального образовательного маршрута начинается работа с инженерным дневником, что является переходом в реализационный этап.
4 этап – реализационный, который предполагает работу по созданию и реализации технического проекта и отношения к нему. Поэтапная работа над проектом и его осмысление фиксируются в инженерном дневнике как самостоятельно, так и с помощью тьютора или педагога в тьюторской позиции (по запросу тьюторанта). Видеофиксация работы над проектом, используемая в дальнейшем для рефлексии, может вестись как тьюторантом так и взрослым человеком.
Проект, как и тьюториалы,  могут реализовываться как индивидуально, так и в группе. При выполнении проекта ведётся запись в инженерном дневнике, который имеет две составляющие: техническая, предполагающая описание содержание проекта и рефлексивная, фиксирующая отношение к действию и результатам, эмоциональное состояние. В ходе работы с инженерным дневником и по ее завершению проводится рефлексия.
Реализационный этап завершён при представлении проекта на одном из событий технической направленности.
Завершается тьюторское сопровождение аналитическим этапом. На этом этапе происходит итоговая рефлексия индивидуального образовательного маршрута с целью его корректировки или дальнейшего развития. Работа происходит в рамках группового или индивидуального тьюториала.
На этом этапе происходит повторная диагностика, которая рефлексируется с родителями и детьми.
В результате психологической диагностики, анализа инженерного дневника, тьюториалов мы отслеживаем два вида результатов: развитие технических способностей и личностный рост ребёнка.
Данная технология является востребованной и актуальной, при наличии группы детей, заинтересованных техническим творчеством т.к. она включает в себя тьюторское сопровождение учащихся.

 

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости