2018 г. Чувашская республика. Создание условий индивидуализации образования для развития творческой деятельности младших школьников (в рамках программы «Ступени роста»)
 /  Практики индивидуализации / 2018 г. Чувашская республика. Создание условий индивидуализации образования для развития творческой деятельности младших школьников (в рамках программы «Ступени роста»)

2018 г. Чувашская республика. Создание условий индивидуализации образования для развития творческой деятельности младших школьников (в рамках программы «Ступени роста»)

Создание условий индивидуализации образования для развития творческой деятельности младших школьников (в рамках программы «Ступени роста»)

Регион: Чувашская республика, г.Чебоксары

Организация:  МБОУ ДОД «Центр творческого развития детей и юношества «Росток».

Заявитель: Остапенко Алевтина Алексеевна.

Статус «практика индивидуализации» присвоен в 2015 году.

Ресертификация практики состоялась в 2018 году.

Срок действия сертификата: до 2021 года.

Контакты: alya_ostapehko@mail.ru

Практика создания условий индивидуализации образования для развития творческой деятельности младших школьников осуществляется с целью обеспечения тьюторского сопровождения познавательного интереса младших школьников на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Практика реализуется в рамках программы «Ступени роста» при прохождении модулей «Вокруг света», «Строим дом» (12 часов, 6 занятий).  В последние годы педагоги декоративно-прикладного отдела стали отмечать затруднения у учащихся младших классов при работе с различными материалами, ножницами, иглами и др., нежелание детей выполнять творческие работы, где требуются необычные идеи, решения, возникали сложности при выполнении коллективных работ. Все это послужило основанием для создания в 2010 году комплексной дополнительной образовательной программы творческого развития младших школьников «Ступени роста».

В процессе работы по реализации программы педагоги столкнулись с проблемой усвоения детьми материала по теме «Путешествия по странам мира». Они не проявляли интереса к данной теме, чаще просто высиживали занятия, оживляясь только при изготовлении художественного изделия по общему образцу. Так как программа была экспериментальной, в процессе работы по мере необходимости в нее вносились изменения. Часть педагогов попробовала работать иначе, в результате возникла данная практика. Работа по развитию познавательного интереса младших школьников   проводилась в формате виртуального путешествия и  состояла из 6 этапов.

На начальном этапе создается благоприятная обстановка для организации работы.  Дети свободно перемещаются в пределах кабинета. Общение между педагогом и ребятами строится неформально. Педагог анонсирует будущее виртуальное путешествие. Ребята рассказывают о себе, о любимых занятиях, своих путешествиях, задают друг другу интересующие их вопросы. Благодаря такому взаимодействию у ребят возникает желание общаться и работать вместе.  Для фиксации каждым ребенком своего познавательного запроса педагог-тьютор организует особое действие.

На следующем этапе важным становится специальное обустройство образовательной среды. В учебном кабинете на столах стоят ноутбуки с доступом в Интернет. На столах лежат материалы для работы (краски, фломастеры, карандаши, бумага и т.п.), географические карты, атласы, туристические буклеты, реклама туристических маршрутов, путеводители для туристов, рекламные буклеты различных городов, карточки с изображением памятников архитектуры, презентации о странах мира, картинки с видами памятников архитектуры, зданиями, животными различными достопримечательностями, изделиями декоративно-прикладного и художественного творчества, предметами быта и пр.

На третьем этапе происходит формирование групп. Далее работа в группах.   На следующем этапе – афиширование результатов работы групп.  Затем фиксация познавательного интереса. На протяжении всего времени работы (8 часов) ребята ведут «Карту путешествий», куда помещают информацию по интересующей их теме. Учитывая, что программа «Ступени роста» имеет декоративно-прикладную направленность, важно, чтобы у ребенка на выходе получился некий художественный продукт. Таким продуктом в нашей практике является личная карта путешествия.  Проектирование следующего шага. После создания личной карты путешествий у детей возникает желание создать что-то еще. Они почувствовали «вкус творчества», и у них появляется новый образовательный запрос. В нашей практике мы «строим мостик» между познавательной деятельностью в модуле «Вокруг света» и предстоящей деятельностью в модуле «Строим дом». Это логично с точки зрения образовательной программы (и там и там – объемное конструирование), но еще важнее то, что ребенок переходит из одной деятельности в другую, следуя собственному образовательному запросу. Завершается весь процесс рефлексией. На всех этапах работы каждый ребенок ведет «Карту успехов».

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости